В возрасте полутора-двух лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств, что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных мероприятиях четко зависит от уяснения им их смысла и значения. Активность сильного пола носит своеобразный предметно-инструментальный характер. Сильный пол зачастую бывает грубовато-прямолинейным и избыточно ориентированным на конечный результат [31, с. 123].
Формирование эталонов мужественности предполагает достаточную определенность, этих эталонов. В связи с этим можно вполне согласиться с психологом и педагогом Б.Ю. Шапиро, утверждающим, что в формировании у юношества идеалов мужчины следует обратить внимание на те качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, благородство, силу, способность к самоконтролю, духовность любви. Вышесказанное тем более необходимо, что подростки и юноши в поисках своего «Я» сплошь и рядом ориентируются не на внутреннее, а на внешнее, причем зачастую мнимое: грубость, развязность, цинизм, курение и употребление алкоголя как символы «взрослости» [31, с. 124].
Воспитание в неполной семье способствует реализации гомосексуальных тенденций мальчика. Но при этом следует учесть множество факторов. Во-первых, недостатки воспитания, вызванные отсутствием отца или лица, способного его заменить, менее всего связаны с тем, что ребёнка никто не учит забивать гвозди или паять. Важно иное - в подобной семье нарушается характер взаимоотношений, складывающихся у мальчика с родителями обоих полов, а также с братьями и сестрами разного возраста. Речь идет об особых видах ревности и о способах, с помощью которых обычно пытаются обрести материнскую (и отцовскую) любовь. Неудачное же развитие подобных отношений (названных Эдиповым комплексом), с одной стороны, способствует развитию гомосексуальных тенденций, а с другой, - формирует невротический характер, когда, говоря словами 3. Фрейда, «сын всю жизнь склоняется перед авторитетом отца и не в состоянии перенести своё либидо на подходящий сексуальный объект».
Во-вторых, психологические и социальные факторы, накладываясь на биологическую основу однополого влечения, придают ему индивидуальный и личностный характер. Сами по себе они не способны вызвать гомосексуальную девиацию, разве что подталкивают порой людей к бисексуальной активности.
В-третьих, среди факторов, формирующих половое поведение и предупреждающих гомосексуальную активность, спорт и умение мастерить занимают весьма скромное место.
В-четвёртых, чем сильнее выражен гомосексуальный радикал в половой психологии подростка, тем менее полезны для него занятия подчёркнуто мужскими видами спорта; порой они даже опасны.
В-пятых, коль скоро речь идёт о спортивных кружках и секциях, то «мужской тип поведения» обеспечивается в них отнюдь не тренером и не занятиями спортом. Поведение формируется главным образом в рамках неформального общения подростков в группах, образовавшихся из членов команды, кружка или секции. Складывающиеся при этом поведенческие установки недоступны контролю взрослых; они гомофобны и в то же время провоцируют заместительную гомосексуальности.
Если дети не получили достаточного представления о тендерных ролях, а в неполных семьях так зачастую и происходит, то у них нарушается тендерная детерминация. В последующем они могут недостаточно уверенно чувствовать себя в роли супругов и родителей, что может привести к значительным трудностям в семейной жизни. Им трудно справиться с профессиональными обязанностями по причине отсутствия требуемых личностных качеств, их карьерный рост замедляется или вообще отсутствует. Вместо того, чтобы помогать матерям, дети, не справившись с жизненными трудностями, ждут от них помощи, в том числе и материальной.
Результаты исследования свидетельствуют, что в неполных семьях (28,1%) матери могут в полной мере передать трудовые знания, умения и навыки дочери, но в трудовом воспитании сыновей, где происходит формирование необходимых личностных качеств будущего мужчины и отца, они испытывают большие трудности, обусловленные специфическими различиями задач трудового воспитания девочек и мальчиков.
Женщин, ощущающих недостаток мужского влияния на ребенка, можно разделить на две категории: пытающихся заменить отца самостоятельно и стремящихся вовлечь других людей в воспитательный процесс. Женщина не в состоянии заменить мужчину, как бы она не пыталась быть жестче. Ребенку нужна понимающая и любящая мать. Целесообразнее было бы искать мужские примеры на стороне.
В неполных семьях, при отсутствии мужского авторитета и примера, особенно остро стоят вопросы дисциплины, чаще возникают проблемные ситуации. Хорошо, если родительская семья матери ребенка была благополучной, а если она была, к примеру, неполной, то женщина часто подсознательно воспроизводит свой негативный опыт уже по отношению к собственным детям.
Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины не сколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин - явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются нелады с математикой.
Самостоятельная женщина (при отсутствии мужчины в доме) выполняет множество мужской работы: передвигает мебель, чинит краны и т.д. Понимая, что надеяться не на кого, она спокойно занимается всеми делами по дому. Что же касается ребенка, то для него отсутствие мужчины в доме - это, прежде всего, отсутствие мужского примера. Вот почему многие одинокие мамы опасаются, что в неполной семье у ребенка не сформируется правильного представления об отношениях между мужчиной и женщиной: у него перед глазами нет модели, по которой он сможет строить собственную семью в будущем. Опасения эти не беспочвенные Недостаток такого общения можно и нужно компенсировать. Дедушка или друг семьи могут стать прекрасным примером для подражания. А походы в гости к друзьям, у которых в семье теплые отношения между супругами, дадут ребенку представление о том, что семьи бывают разными, и неполные семьи, в том числе. В последних - все зависит от мамы, от ее характера и разума, терпения и выносливости [14, с. 281].
Большинство одиноких матерей имеет возможность дать своему ребенку необходимое физическое и нравственное воспитание. Случаи, когда ребенок предоставлен самому себе и живет в атмосфере душевной бедности, к счастью, очень редки и являются свидетельством серьезного нарушения психической деятельности воспитывающего родителя.
В неполной семье может возникнуть с самого начала следующая трудность. Вполне понятно, что одинокая мать больше занята, чем мать в полной семье. Возможно, что одинокая мать больше занята своими личными проблемами. Такая мать меньше занимается ребенком, иногда даже перестает заботиться о нем. В жизни бывают и противоположные случая. Некоторые матери в испуге от того, что они мало заботятся о ребенке, от обостренного сознания своей ответственности за него или от слишком сильной привязанности к «тому единственному, что у нее осталось», перенасыщают ребенка впечатлениями, всячески стараются ускорить его развитие. Избыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток, так как можно сформировать равнодушие или вызвать активное сопротивление. Мать порой даже не может понять причины, из-за которой ребенок злится, ничего не хочет видеть, слышать, ни с чем и ни с кем не хочет играть, то есть становится «трудновоспитуемым».
Разумеется, речь идет о крайностях. Однако опасность кроется также и в односторонности процесса воспитания, в отсутствии разнообразия, а также в недостаточном обращении к индивидуальности ребенка. Каждый ребенок - это особая, неповторимая личность со всем своеобразным комплексом своих потребностей, возможностей, способностей и проявлений.
В реализации потребностей ребенка в приобретении жизненного опыта неполная семья чаще всего мало отличается от полной семьи. Первое социальное обучение происходит обычно в самом узком семейном кругу, так что при нормальных условиях мать сама может с этим справиться. Когда никто не нарушает спокойную жизнь матери и ребенка, то в этом даже есть определенный положительный смысл. Правильное воспитательное влияние матери может быть последовательнее по сравнению с другими, часто неоднородным, противоположно воздействующими влияниями в семьях, в которых в воспитании ребенка участвуют несколько человек. Однородность и последовательность воспитательного процесса являются важным условием для успешного приобретения навыков.
Воспитание ребенка в неполной семье имеет свою оборотную сторону. Если родительские обязанности одинокой матери никто не усложняет и не портит, следовательно, никто ее и не поправляет. Если окружающие люди не вмешиваются в воспитание ее ребенка, значит, они и не помогают. Она действительно одна занимается воспитанием. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы правильно и полезно. В связи с этим вытекает, несомненно, большая опасность: односторонность воспитания. Там, где о воспитании ребенка не ведется товарищеских дискуссий, там, где не принято советоваться и делиться своей тревогой, где не с кем подумать о целях и ценностях воспитания, там действительно может произойти серьезное нарушение воспитательного процесса. Ведь привитие навыков - пусть даже самых полезных - еще не есть суть воспитания. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях. И этому также необходимо учиться [55, с. 64].
Как правило, мать чаще всего стремится защитить ребенка, хочет иметь его всегда в пределах досягаемости или хотя бы под присмотром, поэтому отдаст предпочтение спокойной игре. Ведь так прекрасно читать ребенку сказку, когда он лежит уже в постельке, а всюду тишина и покой перед сном. Отец, наоборот, в большинстве случаев разрешает ребенку свободные движения, доставляет ему радость, позволяя шалить. Отец может носить его на плечах и радоваться тому, что ребенок этого не боится, ходить с ребенком на длительные прогулки, показывать ему машины и их техническое оснащение, то есть совершенно по-своему вводить ребенка в «мужской мир». Для одинокой матери, если она живет с ребенком одна, возникает необходимость расширять свои возможности, чтобы удовлетворить различные интересы ребенка. Однако для этого надо исполнять еще больше обязанностей. А одному родителю это очень трудно, порой почти невыполнимо [55, с. 67].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10