Каждый человек имеет свой определенный жизненный стиль, создал свою систему ценностей, которую считает важной для своей жизни. Своего ребенка человек воспитывает согласно своим взглядам и целям.
Одни родители направляют детей с четырех лет учиться фигурному катанию или плаванию по принципу «в здоровом теле здоровый дух» и в своих мечтах видят свое дитя олимпийской звездой. Другие - считают самым главным образование, поэтому обеспечивают своего ребенка книжками, обучают его иностранным языкам, не делая скидок для домашней подготовки школьных уроков.
Некоторые родители считают трагедией, если не исполнилась мечта об университетском образовании их ребенка. Выбирая стимулирующие или подавляющие активность методы воспитания, родители пытаются руководить интересами ребенка, определять его развитие, ставить на определенные жизненные рельсы. При этом они руководствуются главным образом тем, что их самих устраивает, то есть соответствует системе собственных ценностей.
У матери, оставшейся с ребенком, может возникнуть тенденция строго следить за проявлением у ребенка склонности к таким интересам, которые бы с радостью удовлетворил его отец, так как ему это было бы приятно. В связи с тем, что мать питает к своему бывшему мужу глубоко укоренившееся чувство обиды, в ней возникает противодействие и к его системе ценностей, она не видит в этом человеке ничего хорошего. Больше того, женщина порой начинает прогнозировать: «неправильное развитие ребенка идет из-за плохой наследственности».
В дальнейшем, когда, например, у девятилетнего мальчика появляется интерес к спорту, что является следствием нормального развития, мать видит в этой склонности сына «опасную» направленность, унаследованную от отца-спортсмена. Мать начинает «воевать» против этого увлечения, пытается предложить ребенку другие интересы. Возможно, она и победит в этот период, но плоды ее победы весьма проблематичны. Если даже мать добьется своего, то очень сомнительно, принесет ли пользу ребенку его искусственный отрыв от полезных занятий. С уверенностью можно констатировать только то, что женщина больше руководствовалась чувством неприязни к бывшему мужу, чем принимала во внимание тенденции и перспективы развития своего ребенка.
В развитии той сферы потребностей, которая касается жизненной уверенности и чувства безопасности, возникают те же проблемы. Ребенок всегда находит поддержку в первую очередь у матери. Мать дарит ребенку уверенность, создает так называемый эмоциональный комфорт. Проблему рождает иногда возникающая неуравновешенность в проявлении чувств. Особенно это заметно в неполных семьях и проявляется как результат усиления тенденции к крайностям в воспитании [13, с. 18].
Неуверенность ребенка может серьезно отразиться на его отношении к матери и на всей его взрослой жизни. И это будет вина матери. Все ситуации, которые продлевают конфликт между родителями, неизбежно усиливают и продлевают состояние неуверенности у ребенка.
Когда конфликт между родителями становится хроническим, то неуверенность ребенка выходит за границы допустимого и принимает патологические формы. Родители могут не заметить страданий ребенка, так как целиком и полностью заняты «борьбой» друг с другом.
Есть матери, склонные быть постоянно связанными с ребенком, так как они ищут источник жизненной уверенности только в своем ребенке. Таким образом, на ребенка возлагается тяжелая миссия, которую он, конечно, не в состоянии полностью выполнить. Даже если ребенок старается быть для матери «всем», он не может постоянно находиться около нее, постепенно он будет отдаляться.
Каждому ребенку необходимо уяснить собственное «я», почувствовать, что он личность, которую принимают и признают окружающие. Для маленького ребенка окружающее общество - это его семья. Именно в ней уясняется «я» ребенка.
У ребенка, который живет только с матерью, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Когда из семьи уходит мужчина, мать вынуждена выполнять также и роль отца. У нее неизбежно должны возрасти интересы, увлечения, то есть она должна выполнять роль обоих родителей. А что, естественно, нелегко, и вряд ли такую задачу можно выполнить на сто процентов. Неизбежно ей приходится делать, думать и говорить то, что больше всего отвечает ее способностям, в чем она лучше всего чувствует свою уверенность.
Не всегда социальная роль отсутствующего в семье отца такова, что ребенок может получить от него какую-либо пользу. Наоборот, нередко эта роль является тормозом или препятствием для нормального развития личности ребенка. Что полезного может дать, например, отец-алкоголик, отец с грубыми, жестокими наклонностями.
Несмотря на то, что отсутствие в семье отца является (с точки зрения социальной подготовки ребенка) серьезным недостатком, иногда лучше, чтобы вообще не было родителя, чем иметь деформированный, отрицательный, отталкивающий пример.
Ограниченный круг основных социальных ролей, которые узнает ребенок в неполной семье, ведет еще к одной возможной опасности. То обстоятельство, что ребенок мало знакомится с социальным опытом людей, может отразиться на его развитии. Практически для него знакома одна социальная роль - его матери. Здесь опять появляется угроза односторонности, недобрые плоды которой могут созреть значительно позже. В подобных случаях часто бывает так, что ребенок, до того времени образцово послушный, управляемый и полностью зависимый от своего воспитателя, вдруг начинает противиться той роли, которую ему создал его воспитатель, искать совершенно новые, свои пути. Но с самого начала жизни у этого ребенка не было социального опыта, поэтому он может быстро споткнуться, очутиться в затруднительном положении, встать на ложный путь. Такая опасность может грозить ребенку и из полной семьи, в которой очень долго относятся к нему как к малышу, в которой родители убеждены в безграничной покорности своего ребенка, считая, что они имеют полное и исключительное право на его судьбу [39, с. 80].
Если мать, одна воспитывающая ребенка, знает о существовании описанных выше опасностей, то, возможно, она сможет предотвратить серьезные отклонения в социальном и психическом развитии ребенка. В нормальных условиях, независимо от состава семьи, ребенок развивается довольно быстро, успешно общаясь с окружающими его людьми. У него достаточно энергии и целеустремленности, чтобы найти себе правильное применение и выйти на интересную жизненную дорогу.
Основы воспитания, а, следовательно, и основы личности формируются у человека в самом раннем детстве. Когда у ребенка есть достаточно возможностей познавать людей, мир, когда он постепенно обретает с помощью своих воспитателей благодарное чувство жизненной уверенности, то такому ребенку легче определить свое общественное положение, найти смысл жизни, преодолеть определенные препятствия. Если у ребенка заложена крепкая воспитательная основа, то он окажется в ситуации умеренного напряжения, в связи с этим его активность только повысится, а стремление к цели возрастет.
Необходимо также обратить внимания еще на один важный участок подготовки ребенка к жизни - учеба в школе. Положение ребенка, который живет только с матерью, в школьный период своей жизни можно охарактеризовать как определенную ситуацию, обычно складывающуюся в семье с единственным ребенком. Такая ситуация чаще всего сопровождается щепетильным воспитанием. У каждого воспитателя существуют свои идеалы. Обычное желание родителей состоит в том, чтобы их ребенок «дотянул» как можно выше и дальше, чем они сами. Однако в неполной семье матери порой не с кем поделиться своей ответственностью за будущее ребенка, обсудить свои цели и методы воспитания, некому подметить опасность, когда несбыточные мечты матери переходят через край.
Иногда одинокая мать хочет показать, что ей все под силу, что она докажет свои способности на воспитании ребенка. Тогда она стремится к тому, чтобы ее ребенок был во всем образцовым. В связи с этим он должен овладеть всем тем, что полезно: спортом, иностранными языками, игрой на рояле, изобразительным искусством и т.д. В такой ситуации мать очень легко выходит из роли защитника и спутника жизни, а оказывается в роли домашнего надзирателя. В большинстве случаев результатом бывает горькое разочарование, так как обычно ребенок противится чрезмерному образовательному и воспитательному давлению. Иногда он становится пассивен («Делайте со мной что хотите, я этому все равно не научусь») или начинает «бунтовать» с помощью решительного отпора. Некоторые дети переходят в поиск какого-либо компенсированного удовлетворения собственной фантазии, например, включаются в жизнь нежелательной детской компании [39, с. 81 - 82].
Когда речь идет о единственном ребенке одинокой матери, то к этим рассуждениям почти всегда присоединяется тревога, которую, наверное, невозможно устранить: вдруг с ним что-то случится? Во многих случаях эта тревога делает все воспитание крайне противоречивым. Ребенок, у которого много домашних уроков и заданий, даже в свободную минуту не может досыта поиграть, чтобы набраться новых сил, так как его преследуют слова матери: «А вдруг с ним что-то случится? Мой ребенок - это единственное, что у меня есть в жизни». Замкнутый круг тревог, опасений с годами растет, причем результаты для ребенка оказываются весьма печальными, так как он в основном занят только самообороной, не имея возможности полностью проявить свои способности в труде и учебе. Он не занимается на уровне своих способностей, поэтому среди остальных детей чувствует себя неуверенным и даже обиженным.
На наш взгляд, есть единственный выход из подобного тупика: одинокая мать должна вооружиться против недоброжелательной критики и не обращать внимания на «микроскоп», через который некоторые малокультурные люди ведут наблюдения за ее поступками. Она должна держать себя естественно, разумно, с уверенностью, в границах своих возможностей и способности и, безусловно, с надлежащим доверием к возможностям и способностям своего ребенка. Необходимо уяснить себе: нельзя каждого ребенка научить всему, причем так, чтобы он достиг самых высоких показателей и при этом был образцового поведения. Однако в силах родителей сделать своих детей счастливыми. Это не означает нежно баловать ребенка, расслабляя его организм и мышление. Ребенку нужно умелое руководство, которое придает ему здоровую уверенность в себе, а главное - ему необходимо сознание, что мать его понимает, поэтому всегда даст правильный совет, а если надо, и поможет. Существует, однако, и противоположная ситуация: ребенок одинокой матери запущен, отстал в учебе, оставлен без надзора и руководства. Скорее всего, это так называемые «социальные случаи», когда воспитатель недостаточно интеллигентен, морально безответствен, зато обладает избытком поверхностных, примитивных жизненных интересов, удовлетворению которых мешает ребенок. В некоторых случаях такое положение объясняется состоянием, выходящим за границы нормальной психики, поэтому ребенок должен быть изъят из такого окружения, чтобы его развитию не был причинен большой ущерб.
Однако в жизни можно встретиться и с такими семьями, в которых запущенность ребенка является результатом завуалированного недоброжелательного отношения одинокой матери к ребенку, который остался с ней как бы в качестве напоминания о ее жизненном разочаровании и неудачах в личной жизни. Недружелюбное отношение матери иногда может быть замаскировано даже чрезмерным стремлением «помочь ребенку», например поисками для него места в больнице при каждом обычном заболевании или стремлением сдать его в школу-интернат, объясняя все свои действия желанием как можно быстрее предоставить ему «самостоятельность». Совершенно ясно, что такое «воспитание» может очень плохо повлиять на развитие характера ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10