3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации;
4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера;
5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения;
6) минимальность санкций - упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний.
4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания. Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у детей.
Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
Затем, после проведения первого этапа исследования нами была разработана и внедрена в практической работе программа социально педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков. После реализации вышеупомянутой программы, которая позволила максимально скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном, был проведен повторный срез с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Теперь обратимся к результатам диагностики, которые были получены в ходе исследования.
2.2 Анализ результатов исследования
На этапе диагностики для определения ситуации в неполной семье по тесту «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, по которым можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации:
благоприятная семейная ситуация - 25% (3 чел.);
тревожность в семье - 25% (3 чел.);
конфликтность в семье - 25% (3 чел.);
чувство неполноценности - 50% (6 чел.);
враждебность в семейной ситуации - 16,7% (2 чел.).
Полученные данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования внутрисемейных отношений
Тест «Кинетический рисунок семьи» позволил выявить, насколько благополучно складываются взаимоотношения в семьях детей. Данные результаты подтверждают, что взаимоотношения между матерью и сыном в 75% семей складываются неблагополучно. Этому, в первую очередь, способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом. Кроме того, можно предположить, что в семьях 50-ти% детей вообще отсутствует социальная роль отца. В рисунках этих детей прослеживается чувство неполноценности из-за несформированности отношений между мальчиком и его отцом.
Далле для определения типа родительского воспитания мы провели тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга - В.В. Столина. Настоящим тестом было выявлено, что наиболее часто используются такие типы родительского отношения, как «симбиоз» - 58,3% и «авторитарная гиперсоциализация» - 25%. Реже используется матерями тип отношения «маленький неудачник» - 16,7%. Кроме того, был выявлен такой тип родительского отношения к детям как «отвержение» - 16,7%. Такой тип родительских отношений как «кооперация» выявлен не был.
Полученные результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты исследования типа родительского отношения
Из представленных результатов можно сделать вывод, что почти у 17% матерей присутствует отвержение в типе родительского отношения к детям. Вероятно, что такие отношения наблюдаются из-за того, что сын напоминает матери своего бывшего мужа, с которым не так давно был развод. В результате чего на ребенка может выплескиваться агрессия, которая предназначается для бывшего супруга.
Для того, чтобы определить адекватность полученных результатов, нами был проведен сравнительный анализ полученных рисунков мальчиков и ответов их матерей. В ходе анализа было выявлено, что у 25% неполных семей отношения матери к сыну и сына к матери совпадают. В полученных рисунках прослеживается благоприятная семейная ситуация, а матери в своих ответах указывают на «Симбиоз» в отношениях с ребенком. Детям в этом возрасте матери должны уделять большое эмоциональное и межличностное влияние. Поэтому такое родительское отношение матери к сыну как «симбиоз» в данном случае является адекватным поведением.
Далее при сравнительном анализе было определено, что в 16,7% неполных семей мальчики испытывают чувство неполноценности в семейных отношениях. Полученные результаты подтверждаются ответами при опросе родителей. 16,7% матерей относятся к своим сыновьям как к «маленьким неудачникам», т.е. приписывают ему личную и социальную несостоятельность.
Необходимо рассмотреть еще один тип отношений и провести сравнительный анализ. В 25% рисунках мальчиков прослеживается тревожность в семейных отношениях. Также 25% матерей этих детей в отношениях с сыновьями придерживаются авторитарной гиперсоциализации. Это проявляется в том, что матери требуют от своих детей достижения высоких социальных успехов. В связи с этим у мальчиков повышается уровень тревожности, который может способствовать психологическим нарушениям в личности детей. Отсутствие помощи со стороны отца только усиливает возникновение тревожности в личности ребенка.
Еще один тип отношений, который требует сравнения, это «отвержение» со стороны матерей. Данная ситуация прослеживается в ответах 16,7% родителей. Мальчики, чьи матери испытывают отвержение к детям, в своих рисунках отмечают враждебность в семейной ситуации. Эта тенденция наблюдается у всех мальчиков из этой части семей.
Для выраженности типов нарушений в семейном воспитании мальчиков в неполных семьях нами был проведен дополнительный опреос матерей с помощью опреосника «Анализ семейного воспитания». Результаты представлены на рис. 3 на с. 52.
Рис. 3. Результаты исследования типов семейного воспитания
Результаты по данной методике показывают, что у 25% матерей из исследуемых семей явно выраженные нарушения типов семейного воспитания. Этому, в первую очередь, способствует отсутствие в семейном воспитании роли мужчины. Кроме того, этому также способствует то, что матери одной очень трудно воспитать в мальчике мужские качества.
На основе полученных данных можно выделить ряд причин, мешающих становлению мужских черт характера в поведении мальчиков:
- ошибки в семейном воспитании матери-одиночки;
- отсутствие мужского влияния на формирование характера мальчиков из неполных семей;
- недостаток проявления родительской любви.
На основе выделенных причин нами была разработана и реализована программа по социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков.
2.3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
№ п/п
Мероприятия
Цель
Участники
Время проведения занятий
1.
Беседы с матерями
Способствовать формированию навыков воспитания мальчиков. Обеспечить знаниями о проявлении и воспитании мужского характера.
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители
2 раза в месяц по 40 минут (4 беседы)
2.
Субботник с привлечением мужчин
Познакомить мальчиков с проявлением мужского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина.
Классные руководители, родители мужского пола, учителя технологии у мальчиков
1 раз в месяц
3.
Экскурсии для мальчиков в музей военной техники и боевой славы
Сформировать у мальчиков желание к проявлению мужественности
Классные руководители, родители мужского пола
4.
Сопровождение мальчиков мужчинами в театр, кино
Сформировать у мальчиков на примере навыки мужского поведения
Родители мужского пола
2 раза в месяц
5.
Туристические походы
Сформировать у мальчиков навыки мужского поведения
6.
Спортивные секции (футбол, волейбол, бокс, карате, тренажерный зал)
Сформировать у мальчиков тягу к мужским видам спорта
Тренеры спортивных секций, родители мужского пола
2 раза в неделю по 60 минут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10