Поскольку слово поддержка часто употребляется в сочетании «помощь и поддержка», представляется необходимым уточнить соотношение этих терминов. Поддержка означает «оказание помощи»; поэтому если помощь -- это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, то поддержка есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи Олиференко Л.Я. Ук. соч., с.43.. В случае социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права.
Организация социально-педагогической поддержки детства в целом должна быть направлена на устранение или ослабление воздействия причин, выступающих факторами риска для детей. Причем эти проблемы должны решаться в комплексе.
1.2 Характеристика категории «дети-сироты» в Российской Федерации
Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, выпускники образовательных учреждений продолжают быть одной из самых уязвимых групп населения.
Бедственное их положение усугубляется низким уровнем образования и культуры, недостаточным опытом жизни в открытом социуме и очень обостряется отсутствием жилья, конкурентоспособной специальности, проблемами с пропиской, получением документовДорожкина О. «Надежда» - детям-сиротам: помощь в самостоятельном жизнеустройстве/ Народное образование 6/02, с. 175.... Всё это порождает среди них беспризорность и бродяжничество, пьянство и правонарушения, смещение сексуальной ориентации, раннее материнство. Это и определяет выпускников образовательных учреждений для детей-сирот как групповую субкультуру низкого уровня, криминальной ориентации.
В нашей стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы -- органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования этих детей.
По данным Росстата, в 2005 году в стране насчитывалось более 730 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из них находились на воспитании в семьях -- почти 550 тыс. детейВсероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России»./ Социальная педагогика 1/07, с. 3 . Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, составила около 200 тыс. человек.
В 2005 году выявлено более 133 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Из них под опеку (попечительство) и на усыновление устроены 78,2 тыс. детей. Остальные дети устроены в государственные детские образовательные учреждения (дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты и т.п.)
Число ежегодно выявляемых детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, увеличилось по сравнению с 1991 годом в 2,2 раза (в 1991 году выявлено 59,2 тыс. детей). Число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, выросло за этот период в 1,8 раза (1991г. -- 102 тыс. детей).
На фоне стабильного сокращения рождаемости ситуация с ростом числа детей, остающихся без попечения родителей, становится угрожающей.
В то же время и в этой сфере накопилось множество проблем. Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество. Социологические исследования показывают крайне неутешительную картину результатов воспитания детей в таких учреждениях. Только по выпускникам детских домов и интернатов статистика приводит следующие данные:
40% -- зарегистрированные правонарушители;
30% -- алкоголики и наркоманы;
10% -- суициденты.
Проблема также состоит и в том, что финансовые возможности муниципальных бюджетов не позволяют обеспечивать профилактику социального сиротства, производить выплаты на подопечных детей в полном объёме и регулярно Семья Г., Вильясте Л. Мониторинг обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ Социальная педагогика 2/07, с. 31.. В некоторых регионах вообще отсутствуют службы по устройству детей-сирот, а также службы по оказанию правовой, социальной и психолого-медико-педагогической помощи детям, перенёсшим тяжёлые эмоциональные и психические травмы. Как показывает анализ практики, решению сложных проблем постинтернатного периода, его продуктивному переживанию способствуют различные формы социального сопровождения воспитанников в самостоятельной жизни Дорожкина О. «Надежда» - детям-сиротам: помощь в самостоятельном жизнеустройстве/ Народное образование 6/02, с. 175.. Наряду с межведомственными программами, мероприятиями, службами (телефон доверия, общественная приёмная), созданием региональных нормативно-правовых баз, они представлены Центрами постинтернатной адаптации бывших воспитанников, «адаптационными пространствами» городов и районов, постинтернатными блоками общежитий и гостиниц, патронатными семьями.
В числе таких форм соучастия в судьбе бывших воспитанников значительную роль играют общественные организации, осуществляющие негосударственную длительную поддержку бывших воспитанников и располагающие возможностью не только оказывать конкретную социальную помощь (предоставление еды, одежды, условий для временного проживания и т.д.), но и вести интенсивную правовую и педагогическую работу.
Одна из мер помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, -- организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Семья Г., Вильясте Л. 31Ук. соч., с. 31.. Но, исходя из опыта социально-защитных учреждений, приоритетной формой устройства детей-сирот всё же остаётся передача ребёнка на воспитание в семью, будь то опекунская, патронатная либо приёмная семья. Ведь именно семья -- лучший целитель и воспитатель.
Существует множество возможностей проявить заботу о детях, попавших в тяжёлые жизненные условия, то есть о сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Можно принять небольшое участие в жизни детей, привезти ставшие ненужными вещи в детский дом, помочь в благоустройстве детских учреждений, где сироты живут и воспитываются, а можно стать для одного или нескольких таких детей второй мамой. Это ответственный шаг, но очень много семей отваживаются на него.
Одной из основных задач социально-демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах. Для этого необходима реформа этих учреждений Семья Г., Вильясте Л. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ Социальная педагогика 1/07, с. 32..
В настоящее время в России действует несколько видов устройства детей в семью. Это усыновление, опека (попечительство), приёмная семья и патронат.
Усыновление (удочерение) -- принятие в семью ребёнка на правах кровного, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. При усыновлении ребёнку можно дать фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Минусом такой формы является только очень длительный срок, который необходим для сбора всех необходимых документов, потому что к кандидатам предъявляются самые жёсткие требования (материальное положение, заработки, жильё, моральные качества и т.д.). После оформления ребёнка государство не оказывает таким семьям никакой дополнительной помощи Там же, с. 32..
Опека -- принятие в семью ребёнка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство -- над детьми от 14 до 18 лет Там же, с. 33.. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, он несёт за ребёнка полную ответственность. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление. На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если у него нет собственного. Менее жёсткие требования предъявляются к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
Минусами такого вида устройства детей могут стать такие факторы: ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна; не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка, нет тайны передачи ребёнка под опеку и возможны контакты с кровными родственниками ребёнка.
Приёмная семья -- форма воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у приёмного родителя -- воспитателя. Обычно в приёмную семью попадают дети, которых невозможно передать на усыновление или под опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребёнка юридического статуса или потому, что не удаётся найти ему опекунов или усыновителей Там же, с.33. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или в приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приёмным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приёмному родителю выплачивается зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребёнку приёмные родители являются опекунами. При данной форме устройства присутствует высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребёнка Минусами такой формы устройства ребёнка могут быть: постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
Патронат -- форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определённого статуса или если статус не позволяет передать их на опеку или усыновление Там же, с. 34.. Патронат -- форма, заменяющая временное содержание в приюте, и часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем. Уполномоченной службой, родителями ребёнка и территориальными органами опеки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6