Рефераты. Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского лагеря

p align="left">Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязательно проходит специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.

Общественное воспитание (прежде всего деятельность учреждений образования, воспитания и перевоспитания) в своей исторической норме опирается на результаты воспитания семейного. И потому кризис в отношениях семьи и детей с неизбежностью переходит в кризис общественной системы воспитания, которая сегодня явно не справляется с проблемами сотен тысяч детей-сирот и ещё более многочисленной армии сирот при живых родителях Вершинин В., Вершинина В. Детские судьбы на картах социальных игр/ Социальная педагогика 1/07, с. 93.

Осознавая неспособность обычных образовательных учреждений справиться с безнадзорностью и социальной реабилитацией, общество начинает уделять повышенное внимание специализированным учреждениям. К ним относятся: «социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних... и оказания им содействия в дальнейшем устройстве» Федеральный закон «0б ос-новах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120.. Их общее назначение -- «компенсация пробелов воспитания, обеспечение временного проживания, экстренная социальная помощь государства».

1.3 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки, ее виды и функции

Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы по данной проблематике позволяет выделить главные направления оказания социально-психологической и психологической помощи и поддержки Олиференко Л.Я. Ук. соч., с.46..

1. Проблемы психического развития ребенка. Специальные проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, обретении личностной идентичности, самоопределении, избегании эмоциональных травм, осознании неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников, содействие выработке устойчивых ценностных и моральных норм, поддержка в кризисный период развития и т.д.

2. Личностные проблемы ребенка-подростка. Помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей, идентификации с другими значимыми лицами, преодолении чувства неполноценности, осознании своих ограниченных возможностей в семье, сексуальных проблемах, борьбе за личный и социальный статус и т.д.

3. Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, помощь разведенным семьям, семьям в повторном браке, матерям-одиночкам, опекунским и попечительским семьям, приемным семьям и семьям усыновителей.

4. Проблемы психического и личностного здоровья. Профилактическая (превентивная) помощь при психических и соматических заболеваниях, душевных страданиях, расстройствах, связанных с алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и др.

5. Проблемы пожилого возраста.

6. Помощь при решении личностных проблем, общения, психических состояний в местах заключения, больницах, казармах, студенческих городках.

7. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: смерть близких, попытка суицида, изнасилование, измена и потеря любви, работы и т.д.

8. Школьное консультирование: проблемы взаимоотношений учителей и детей, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержки ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

9. Профессиональное консультирование, ориентировка в выборе профессии, нахождении работы по своим возможностям.

10. Психологическая помощь по преодолению этнических предрассудков, стереотипов у эмигрантов, беженцев, переселенцев.

11. Психологическая помощь и поддержка при переживании экстремальных ситуаций: «горячие точки», военные и этнические конфликты, землетрясения, техногенные катастрофы и т.д.

Социально-педагогическая и психологическая помощь детям данной группы предполагает выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности.

Социально-педагогическая поддержка направлена на главное -- социализацию личности. Под социализацией мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики Олиференко Л.Я. Ук. соч., с.48.:

Ш отношение к другому человеку как к самоценности;

Ш способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;

Ш творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;

возможность самому проектировать будущее;

* внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;

* стремление к обретению смысла жизни.

Социализация личности ребенка в обществе возможна только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее.

Организация помощи должна основываться на положениях Конвенции ООН о том, что:

а) несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

б) они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей их самостоятельного осуществления;

в) в решении любых вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, приоритет отдается этим интересам;

г) целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности; традиций и культурных ценностей каждого народа;

д) к несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях, должно проявляться особое внимание.

Работа службы, прежде всего, должна быть «ориентирована на упреждение конфликтных ситуаций, приводящих к деформациям в развитии личности, если такая возможность прогнозируется на основе диагностики среды и ребенка (социальные и психологические характеристики среды формирования личности и ее индивидуальные особенности)» Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, с. 211..

Беспрецедентный рост числа детей -- сирот в современной России поставил проблему их социально-психологической реабилитации и интеграции в общество, а также проблему профилактики сиротства в ряд наиболее приоритетных проблем практической психологии. Создание системы связей для детей, лишенных естественной поддержки от собственной семьи, -- важнейшая задача, стоящая перед обществом и специалистами сфер социальной защиты и образования. Эта задача должна учитываться и решаться при разработке различных моделей адаптации детей - сирот в обществе Холмогорова А.Б, Смирнова Н.С. Интерперсональные отношения подростков из социально- неблагополучных семей: Состояние проблемы, методы исследования (сообщение № 1)/ Дефектология 5/07, с. 84..

История изучения социальной поддержки довольно продолжительна, но, тем не менее, до сих пор исследователи сталкиваются с рядом методических трудностей. Представляется практически невозможным объективное изучение количества и качества разных видов поддержки, исследователи вынуждены полагаться на самоотчет человека о получаемой им поддержке. Поэтому принято говорить о воспринимаемой социальной поддержке, которая, собственно, и становится предметом изучения в исследованиях. Вместе с тем воспринимаемую и реально получаемую поддержку следует различать. Так, человек может низко оценивать получаемую поддержку в силу своей требовательности и эгоцентричности, или же, напротив, он может сильно преувеличивать обширность своих контактов и количество поддержки в силу желания выглядеть благополучным. Социальная поддержка, таким образом, -- это результат социальных отношений и социальных интеракций и их когнитивно-эмоциональной переработки Холмогорова А.Б, Смирнова Н.С. Ук. соч., с.87.. Выделяются различные виды и функции социальной поддержки:

эмоциональная (поддержка, связанная с переживанием позитивного чувства близости, доверия и общности),

инструментальная (практическая или материальная поддержка, направленная на решение проблем, предоставление информации),

социальная интеграция (включенность в определенную сеть социальных контактов, в рамках которых отмечается совпадение ценностей и представлений о жизни)

Холмогорова А.Б. и Смирнова Н.С. выделяют в своей работе целый ряд направлений в современных исследованиях социальной поддержки и социальных сетей, которые, в том числе, предлагают модели для объяснения связи социальной поддержки и ощущения благополучия, психического здоровья Там же, с. 88..

В качестве наиболее важных для психического здоровья аспектов социальной поддержки разные авторы выделяют следующие:

1) доступность, которая связана с общим ощущением человека, что если что-то случится или будет тяжело, то будет, кому разделить с ним эти трудности; 2) общая удовлетворенность человека получаемой им поддержкой;

3) симметричность или взаимность оказываемой поддержки;

4) частота и регулярность оказываемой поддержки

1.4 Нормативно-правовое обеспечение социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами

В нашей стране законодательная и нормативно-правовая база деятельности, как отдельного учреждения, так и системы учреждений, решающих какую-либо общую задачу, в любой сфере включает государственные и ведомственные документы нескольких уровней Олиференко Л.Я. Ук. соч., с. 49.:

федерального уровня;

уровня субъектов федерации;

местного (муниципального) уровня;

уровня учреждения.

Современная законодательная и нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детства на федеральном уровне начала складываться с 1992 г., когда вышел указ Президента РФ № 541 от 01.06.92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Вторым важнейшим документом стал указ Президента РФ № 942 от 14.09.95 г. «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)», в котором изложены обязательства государства по выполнению ратифицированной им Конвенции ООН о правах ребенка.

Практическая реализация государственной социальной политики в отношении детей, в основу которой положены эти обязательства, нашла свое отражение в президентской программе «Дети России», утвержденной указом Президента РФ № 1696 от 18.08.94 г. и продленной указом № 210 от 19.02.96 г., а также в постановлениях Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (№ 848 от 23.08.93 г.); «О федеральной программе "Дети России"» (№ 909 от 09.09.93 г.); «Об утверждении Положения о Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, и ее состава» (№ 1077 от 23.10.93 г.); «О федеральных целевых программах по улучшению положения Детей в Российской Федерации» (№ 906 от 27.07.96 г.) и некоторых других.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.