Рефераты. Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского лагеря

p align="left">Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это -- лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, -- это внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

«По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзий» Олиференко Л.Я. Ук. соч., с. 72. Они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им.

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает малооптимистичную картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. «По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности» Там же, с. 73.:

отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте -- счастливая семейная жизнь, на втором -- материальное благополучие, на третьем -- здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт -- один из источников стресса;

«подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска -- те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;

повышенный уровень тревожности и агрессивности;

стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

*искажение направленности интересов -- свободное время препровождение в подъезде, на улице -- только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.).

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к данной категории, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников этих учреждений характерны следующие специфические особенности:

неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны; несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой -- боятся этой самостоятельности. Воспитание вне семьи - является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию Дорожкина О. «Надежда» - детям-сиротам: помощь в самостоятельном жизнеустройстве/ Народное образование 6/02, с. 175.

Сегодня в детских домах, школах-интернатах, профессиональных училищах, в вузах области живут, воспитываются и учатся подростки, оставленные родителями и нуждающиеся в социально-педагогической поддержке. В своей работе в лагере нам пришлось столкнуться с этими учреждениями. Опыт работы в других лагерях был получен с детьми, воспитываемыми в семьях и поэтому пришлось перестроить всю работу с учетом особенностей детей. В деятельность были положены некоторые принципы, которые мы считаем сущностными. Они таковы:

Ш комплексность работы с воспитанниками, оказание им социальной, психологической, правовой, медицинской, педагогической помощи;

Ш объективность в подходе к детям и подросткам, способность принимать решения непредвзято, с учётом особенностей ситуации, но никак не поведения нашего подопечного;

Ш коммуникативность и корректность в отношении воспитанников, настроенность и членов организации, и социальных педагогов на понимание, сострадание, добро, соучастие в судьбе молодого человека;

Ш преемственность между подготовкой к самостоятельной жизни, которую ведут в интернатных учреждения;

Ш принятие реальной действительности во всех её проявлениях, отказ от декларативных рекомендаций, громких, пустых лозунгов;

Ш учёт возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников, обусловленных продолжительным пребыванием в условиях социально изолированной среды интернатных учреждений;

Ш непрерывность педагогического воздействия.

Жизненное благополучие, успех воспитанников во многом зависят от их социальных контактов, социальной грамотности, умения влиться в новый коллектив. Поэтому в работе большое внимание уделялось педагогике отношений.

Важнейшим показателем и необходимым условием социализации ребёнка школьного возраста считается его способность к обучению. В первую очередь -- вербальному (с помощью слова). Учебные предметы, в основе которых лежат невербальные способы познания мира -- труд, рисование, физкультура, пение, познание через движение, образное, чувственное, интуитивное, в школе, как правило, находятся где-то на заднем плане. Вербальной же деятельности специально учат, её планомерно «совершенствуют». Понятно, что при таком подходе приютских детей, владеющих ею хуже других учащихся, считают недоразвитыми Вершинин В., Вершинина В. Детские судьбы на картах социальных игр/ Социальная педагогика 1/07, с. 95. Поэтому в работе с детьми в игровых формах мы старались привлекать к данному виду деятельности. Как примеры, можно привести конкурсы скороговорок и стихов, театральные постановки, выступление с речью перед залом.

Необходимо отметить такую важную особенность. Большую часть времени дети проводят в помещениях интерната, детского дома. В таких условиях у ребенка нет возможности уединиться, практически невозможно показать свою уникальность, отличиться. Существует закон «так же, как все». Поэтому дети с удовольствием посещали индивидуальные занятия (только те, которые сами этого хотели). Например, делились впечатлением о прочитанной книге, увиденном фильме, переделывали сценарии, учились составлять сценарии, писать аннотации, рисовать и т.д. Проблема только в том, что они воспринимают ситуацию занятия с педагогом «не как учебную, а как ситуацию личного общения» Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения/ Социс 5/06, с. 54., удовлетворяя здесь потребность в восприятии себя как уникальной личности. Чтобы проявить свою уникальность, дети пытаются внести разнообразие в быт (украсить тумбочку, ближайшую стену). В этом мы тоже старались помочь, организуя кружки оригами, рисунков, вязания, плетения и других поделок.

В силу особенностей детей, с которыми нам пришлось работать, особое место мы старались уделять формированию правильного жизненного опыта. Как известно, в силу индивидуальности каждого человека неповторим и его жизненный опыт, «который представляет собой неповторимый синтез разнообразных знаний, впечатлений, чувств и отношений как психических состояний, а также умений, навыков и привычек как операционных актов материальной деятельности человека, складывающейся в ходе его индивидуальной жизни и направлении на решение проблем» Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома/ Дефектология 5/07, с. 75..

В качестве основных компонентов, составляющих витагенный (рожден повседневной жизнью) опыт личности, можно выделить пять важных фактов деятельности:

Ш обеспечение здорового питания

Ш уход за собственным телом

Ш уход за жилищем

Ш общение

Ш пользование денежными средствами

Относительно первых трех пунктов работа по большей части выполнялась лагерными медиками, а на воспитателях лежала обязанность следить за выполнение и соблюдением санитарных норм в корпусах. Нами также организовывались спектакли о здоровом образе жизни, дежурства по комнатам и столовой, походы в баню, бассейн и душ.

Компонент «общение» имеет особую значимость в формировании жизненного опыта. При анализе научных источников обращает на себя тот факт, что, несмотря на кажущиеся благоприятными условия для формирования навыков общения в условиях детского дома, этот процесс не получает ожидаемого положительного результата Там же, с. 78.. Поэтому этому пункту мы старались уделять особое внимание, организуя тренинги на общение и взаимодействие с максимальным количеством взрослых людей.

Компонент «пользование денежными средствами» был выбран, исходя из прагматических предпосылок. В современной науке появился такой термин «экономическая социализация».

Основой экономической социализации детей - сирот в данных учреждениях становится общественная, а не личная, как у детей из семьи, собственность. У детей, оставшихся без попечения родителей, содержание экономической социализации в интернатном учреждении принципиально отличается от традиционной экономической социализации ребенка в открытом социуме, «где социализируются, проникая в социальные отношения, связанные с присвоением личной собственности. В детском доме или в интернате, напротив, в процессе экономической социализации присваиваются преимущественно отношения общественной (групповой) собственности.» Радина Н.К. Экономическая социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ Психологическая наука и образование 4/06, с.102. Действительно, комната, где живет ребенок (и спальня, и комната, где делают уроки, смотрят телевизор, играют) общая: общие столы, стулья, шкафы, книжные полки. В.И. Слуцкий связывает подмену личной собственности общественной (групповой) и формирование специфических межличностных отношений в закрытой группе: «привычное и узаконенное неуважение к его собственности ребенок компенсирует тем, что, в свою очередь, явно выражает неуважение к собственности других детей, тем самым как бы возвышая себя за счет унижения других» Цит по Радина Н.К. Ук. соч., с 103.. Еще один важный момент экономической социализации детей, лишенных родительского попечения, связан в большей степени с этапом выхода из интернатного учреждения. Это деперсонифицированная финансовая поддержка от абстрактного государства, в отличие от конкретной персонифицированной помощи, как правило, родителей у подростка из семьи. Гарантированность «государственных денег» и «государственной помощи», с точки зрения ряда исследователей, обеспечивает развитие позиции иждивенчества у социальных сирот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.