В законе предусмотрены все стороны жизни детей, оставшихся без попечения родителей: «учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -- образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей»; форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; дополнительные гарантии по социальной поддержке -- законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот; финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке; дополнительные гарантии права на образование; дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание; дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение; дополнительные гарантии права на труд Там же.
Необходимо сказать, что в последнее время много говорилось о мерах правительства относительно политики, касающейся детей-сирот. Множество проектов, законов и указов создано правительством РФ и президентов лично.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поставлена задача стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Направления действий по улучшению демографической ситуации, включающих семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, одобрены Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике 4 августа 2006 года.
В качестве первоочередных мер по государственной поддержке устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «определены:
Во-первых, установление с 1 января 2007 года единовременного пособия при всех формах устройства ребёнка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приёмная семья) в размере 8000 рублей с финансированием его выплаты из федерального бюджета.
Во-вторых, повышение уровня материальной обеспеченности семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным бюджетом на 2007 год на обеспечение этой задачи предусмотрено выделить из Федерального фонда софинансирования социальных расходов 6,2 млрд. рублей в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов Российской Федерации на содержание ребёнка в семье опекуна и приёмной семье, а также на выплату заработной платы приёмному родителю.
В-третьих, проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях всех ведомств (домах ребёнка, детских домах и др.)» Выступление М.Ю. Зурабова/ http:// www.mzsrrf.ru (официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития)
Сегодня ряд субъектов Российской Федерации уже накопил собственный опыт решения проблем сиротства. Всей стране известны модели и технологии работы, реализуемые в Самарской и Калужской областях. В этих регионах на протяжении ряда лет увеличивается число приёмных семей, активно развиваются другие формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Работу по профилактике сиротства и устройству детей-сирот организуют специализированные органы исполнительной власти: в Самаре -- Министерство по вопросам семьи и демографического развития, в Калуге -- Комитет по приёмной семье и охране прав детства в составе Министерства образования Калужской области.
Новые модели работы недавно созданы в Пермском крае и Томской области. Особенность «Пермской модели» -- организация работы по проектному принципу. В области реализуется ряд социальных проектов, направленных на профилактику и выявление семейного неблагополучия, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие ювенальных технологий
Принимаются меры по укреплению межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения и других.
Утверждены планы мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, предусматривающие, в том числе, меры по материальному стимулированию приёмных родителей, опекунов, увеличению размера пособий на детей, воспитывающихся в приёмных семьях, семьях опекунов.
В ряде территорий приняты новые организационно-управленческие решения:
Ш созданы или планируется создание структурных подразделений по вопросам семьи в органах исполнительной власти (Брянская область, Белгородская область, Кемеровская область, Алтайский край и др.);
Ш созданы советы (комиссии) по вопросам демографической и семейной политики при руководителях органов исполнительной власти регионов (Республика Дагестан, Ивановская, Калужская, Калининградская области и другие);
Ш в Приморье приступила к работе краевая межведомственная комиссия, которая будет заниматься вопросами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Ш при главе Республики Калмыкия создан Координационный совет по вопросам поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Ш Постановлением губернатора Орловской области создана комиссия по регулированию вопросов развития семейных форм устройства детей-сирот.
Отдельно хотелось бы вспомнить подпрограмму «Дети и семья» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы по направлению «Дети-сироты». По этой программе предусматривается реализация мероприятий по:
Ш внедрению семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Ш обеспечению конкурентоспособного образования, трудоустройства и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Ш обеспечению интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Ш строительству и реконструкции 70 детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На финансирование мероприятий направления «Дети-сироты» подпрограммы «Дети и семья» в проекте Федерального закона
«О федеральном бюджете на 2007 год» предполагалось выделить в 2007 году 0,687 млрд. рублей.
К сожалению, существующая на данный момент нормативно-правовая база не всегда может в полной мере обеспечить детям данной категории защиту их прав и интересов. В настоящее время ребёнку, оказавшемуся в критической жизненной ситуации, обратиться с жалобой на нарушение своих прав практически некуда, несмотря на законы, гарантирующие его право на защиту, обилие организаций и ведомств, которые должны это законное право реализовывать и охранять. Беда в том, что механизм реализации этих прав не разработан, как не разработана система подачи жалоб детьми на жестокое или унижающее обращение. Более 7 лет назад Комитет ООН по правам ребёнка указал на это России, но Семья Г., Вильясте Л. Мониторинг обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения род родителей/ Социальная педагогика 2/07, с. 31...
«Правозащитная служба для детей» -- это один из реальных и эффективных способов защитить права ребёнка в нынешней российской действительности. «Правозащитная служба» -- это то место, куда может прийти с жалобой, позвонить или написать каждый ребёнок или взрослый и получить реальную правовую помощь.
Недостаточно также решается вопрос своевременного выявления детей, чьё пребывание в родительской семье угрожает их жизни и здоровью, вследствие моральной деградации родителей.
Для исследования соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многих регионах и на общегосударственном уровне периодически проводятся социологические опросы, анкетирования разных категорий взрослых (профессионалов и обычных родителей) и детей (детей из семей и детей-сирот) с целью выявить отклонения, нарушения или исполнение прав детей. В исследовании участвовали лица, работающие с детьми-сиротами, которые лучше осведомлены по данной проблеме. Например, «72,0% опрошенных взрослых считают, что права детей, оставшихся без попечения родителей, лишь частично соблюдаются в обществе; 9,0% из них категорически заявляют, что права этих детей не соблюдаются вообще, но лично с нарушениями их прав сталкивались только 26,8% (25) опрошенных, что составляет почти треть от всех взрослых респондентов» Там же, с. 33.. Это не такое уж маленькое количество, если учесть, что за каждым таким случаем, стоит детская судьба.
Глава II. Направления работы с детьми-сиротами в условиях лагеря
Сегодня о проблемах детей-сирот в интернатных учреждениях говорят и пишут много. Однако чтобы глубоко проанализировать ситуацию, нужно понять, как живут дети в этих учреждениях, изучить повседневные практики, из которых складывается их жизнь. В данной главе предпринята попытка, проникнуть в жизненный мир детей-сирот посредством описания и анализа организации их повседневности в детском лагере «Химик» (зимняя смена 2006-2007 года).
Первым шагом в нашем исследовании будет характеристика психологических особенностей детей данной категории.
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. «И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения» Олиференко Л.Я. Ук. соч., с. 70.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.). Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6