65
Содержание
1)"Она рисовала, пела, много читала и писала сносные стихи", говорится в, "Исповеди". Перев. под ред. Н.А. Бердяева, Киев, 1905 г., ч.I., стр. 35.
"Сначала это делалось для того, чтобы я упражнялся в чтении интересных книг; но вскоре эти книги так захватили нас, что мы стали читать по очереди без передышки и проводили ночи за этим чтением Иногда отец, заслушав под утро щебетанье ласточек, говорил в смущении: "идем спать! я гораздо больше ребенок, чем ты!"
В результате, - вспоминает Руссо в своей "Исповеди" 1) - "я не имел еще никакого понятия о вещах, в то время как все чувства мне были уже известны. Я еще ничего не постиг но уже все перечувствовал"... Когда все романы библиотеки матери были прочитаны (к лету 1719 года), Руссо с отцом перешли к чтению исторических сочинений. Из них наибольшее впечатление на Руссо производили "Жизнеописания" Плутарха. Чтение исторических сочинений, по признанию самого Руссо, внушило ему "свободный, республиканский дух, неукротимый и гордый, не выносящий ни ярма, ни подчинения характер".
1)"Исповедь", ч I., стр.36.
Он сильно увлекался античными доблестями, воображая себя на месте изображаемых античных героев 1). Значительное влияние на Руссо, на развитие в нем впечатлительности и художественного чувства, имела также его молодая тетка, - сестра отца: Руссо с нежностью вспоминает о ее пении. "Пение ее так очаровывало меня, что многие из ее песен долго оставались в моей памяти; но даже и теперь, когда я совершенно забыл их, по мере того как я старею, они воскресают в моей памяти с невыразимым очарованием" 2).
Таковы были первые впечатления детства Жан-Жак Руссо. Под их влиянием складывалось его сердце и характер: "сердце, гордое и нежное в одно и то же время, и характер, женственный, но неукротимый, - характер, вечно колеблющийся между слабостью и мужеством, между негой и доблестью, до самого конца заставивший меня впадать в противоречия с самим собой" 3).
Воспитание вне дома. Вскоре отцу Руссо пришлось покинуть Женеву, и Жан-Жак остался на попечении дяди, инженера. Вместе с двоюродным братом, сверстником, его отдали на воспитание одному пастору (Ламберсье) в деревню (дер. Боссе). Это время детства оставило в Руссо самые счастливые воспоминания, несмотря на первые вспышки чувственности. Деревенская природа и жизнь "вернула меня", - вспоминает Руссо в "Исповеди", - "к детскому состоянию". Дружба с двоюродным братом завершала счастье. "Нежные сердечные, мирные чувства составляли основу этой жизни" 4). Между воспитанниками и воспитателями (аббатом Ламберсье и его сестрой) были самые лучшие, родственные отношения. Только в конце их разрушило одно несправедливое, наложенное на мальчиков наказание. "Привязанность, уважение, близость доверие уже не связывали воспитанников с их воспитателями; мы уже не смотрели на них, как на богов, читавших в наших сердцах; мы уже меньше стыдились дурно поступить и больше боялись обвинения; мы начали скрываться, возмущаться, лгать. Все пороки нашего возраста омрачили нашу невинность и обезобразили наши игры" 5). Вскоре дядя Руссо взял их к себе, и здесь Руссо прожил 2-3 года почти без всякого воспитания и дела.
Руссо в учении у мастера. Так как у Pycco не было средств на дальнейшее образование, то родные надумали отдать его к одному городскому чиновнику, чтобы выучить "полезному ремеслу писца".
1)"Исповедь", ч. I., стр. 38 "Однажды, когда я за столом рассказывал о подвиге Сцеволы, я напугал всех, протянув руку над жаровней, чтобы изобразить его поступок".
2) ibid., стр.39.
3)"Исповедь", ч 1, стр.40
4) ibid., стр.42
5) ibid, ч. I, стр.49.
Но Руссо не чувствовал к канцелярщине никакой охоты, и - как сам замечает - вскоре "был выгнан из конторы за глупость". Тогда его отдали в мастерскую гравера (Дюкомена). Здесь, в грубой обстановке, у грубого, сердитого мастера, Руссо сам превратился в порочного подмастерья. "Самые низкие наклонности, самые гадкие шалости сменили мои прежние милые забавы? У меня не осталось даже ни малейшего воспоминания о них". "Само по себе ремесло", - говорит Руссо, - "не было противно мне, но тирания хозяина сделала для меня невыносимой работу и породила во мне пороки, которые я мог бы ненавидеть, напр., - ложь, леность, воровство". Сопоставляя свое положение у мастера с прежними, Руссо замечает о себе: "я был смел в доме отца, свободен у Ламберсье, скромен у дяди; у хозяина стал боязлив и с тех пор стал погибшим ребенком. Я научился молча желать, прятаться, скрывать, лгать и, наконец, воровать" 1). Здесь, в мастерской гравера, у Pycco сложилось, как он сам думает, предрасположение к одиночеству, которое оставалось с тех пор навсегда; его тяготила окружающая обстановка, и он невольно уходил от нее в мир грез. Около 5-ти лет (1723-1728 г.) Руссо провел в мастерской и наконец, опоздавши однажды на прогулке и боясь наказания мастера, бежал.
Скитания Руссо. Отсюда начинается для Руссо период скитаний, полный приключений и самых различных и беспорядочных занятий. Сначала он попадает к одной католической патронессе, молодой даме (г-же Варен): по ее рекомендации, поступает в приют обращаемых еретиков и принимает здесь католичество: по выходе из приюта живет в "углу", занимаясь мелкими граверными поделками: дальше служит лакеем в знатных домах (графини де-Верселли и графа де-Гувон); снова возвращается к г-же Варен; учится в католической семинарии, пробуя подготовиться во священники, но без успеха; живя у г-жи Варен, берет уроки музыки; выучившись немного, сам дает уроки; поступает к проходимцу греку, выдававшему себя за иерусалимского архимандрита, переводчиком и секретарем; год состоит гувернером у главного судьи г. Лиона г-на де-Мабли; составляет проект замены нотных знаков цифрами и представляет его в Парижскую академию; поступает секретарем к французскому посланнику в Венеции (графу де-Монтегю); сочиняет оперы " ("Muses galantes" и "Деревенский колдун") и, наконец, отдается литературному творчеству, приобретая в то же время средства и перепиской нот.
1)"Исповедь", ч.1, стр.60. Руссо говорит "Желания и невозможность удовлетворить их (Где люди видят, как другие пользуются благами жизни, которых сами они лишены) всегда приводят к этому. Вот почему все лакеи - плуты, и все подмастерья также превращаются в них; но, достигнув свободного и спокойного положения, где все, что они видят, доступно им, последние теряют эту позорную склонность".
Вот места, где он жил, за эту пору скитаний: Аннеси, Турин, Лозанна, Шамбери, Лион, Венеция и Париж.
Из этого периода жизни, до начала литературной деятельности. особенное значение для Руссо имело пребывание его в Шамбери, когда он жил у своей "maman", у г-жи Варен, и именно последние годы пребывания (1734-36 г.). Г-жа Варен вела открытую жизнь; у нее много бывало гостей, в том числе люди, интересующиеся и близкие к литературе. В это время общество живо волновалось появлявшимися произведениями Вольтера ("Философскими письмами" и др.). Все это пробуждало и в Руссо стремление к самообразованию, к занятиям наукой. Но светская, рассеянная жизнь пока мало благоприятствовала этому стремлению. Скоро, однако, расстроенное здоровье побуждает Руссо искать деревенского отдыха и уединения. Вместе с г-жой Варен, ставшей его возлюбленной, он поселился на лето в одном имении близ Шамбери. Здесь, в непосредственной близости к природе, Руссо чувствовал себя счастливым. "Я", - вспоминает Руссо в своей "Исповеди" 1), - "вставал с восходом солнца и был счастлив, гулял и был счастлив, видел maman и был счастлив, расставался с нею и был счастлив, бегал по лесам, холмам, блуждал по долинам, читал, бездельничал, работал в саду, собирал плоды, помогал по хозяйству, и счастье повсюду следовало за мной". По возвращении на зиму в город (в Шамбери), Руссо продолжал вести уединенную, тихую жизнь. В "это время он познакомился и сблизился с врачом Соломоном, "большим картезианцем", беседы с которым имели на него сильное влияние. Руссо с увлечением отдается серьезному чтению, и особенно увлекается сочинениями Оратории и Пор-Рояля, "соединявшими благочестие с научностью". В следующий летний переезд в имение, Руссо запасается серьезными книгами для самообразования. Среди них он указывает в "Исповеди" - "Логику" Пор-Рояля, "Опыты" Локка, сочинения Декарта, Мальбранша и Лейбница. Помимо философского чтения, он занимается геометрией, изучением латыни, историей, географией, а позже физиологией и анатомией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9