1) Жан-Жак Руссо, "Эмиль, или о воспитании", изд. Н.Л. Тиблена СПб., 1866 г., стр.60, 77 и др.
2)"Новая Элоиза", в том же издании.
3)"Новая Элоиза", стр.484 и др.
Эмиля не подталкивают ни в чем; ему не внедряют, собственно, ни нравственных, ни теоретических познаний. Он все добывает собственными силами и опытом. Деятельность воспитателя при воспитании Эмиля больше отрицательная, чем наставительно-положительная: "она состоит не в том, чтобы учить истине и добру, но в том, чтобы предохранят сердце от порока, а ум от заблуждений. Но и в этом последнем отношении (в предохранении) воспитание должно держаться "хорошо направленной свободы", а не насилия и принуждения, которые только извращают природу, или принижая и забивая ребенка, или озлобляя его против воспитателя. Руссо допускает одну принудительную дисциплину, - дисциплину естественной необходимости, вытекающую из самого положения вещей. Только эта дисциплина научает ребенка благоразумию, не возбуждая злости и досады 1). "Положим, что ваш ребенок портит все, до чего ни прикоснется: не сердитесь; удаляйте от его рук все, что он может испортить, Он ломает свою мебель, не спешите заменить ее новою: дайте ему почувствовать неприятность лишений. Он бьет окна своей комнаты: пусть ветер дует на него день и ночь; не бойтесь простуды, потому что пусть ребенок будет лучше с насморком, нежели безумным (безрассудным). Никогда не жалуйтесь на неудобства, которые он вам причиняет, но сделайте так, чтобы он первый почувствовал их" 2). Чуждое всякого искусственного побуждения со стороны воспитателя индивидуально-естественное воспитание должно быть медленным и строго постепенным Руссо против искусственной выгонки "скороспелых плодов", против воспитания, которое создает "юных докторов и старых детей". Руссо часто говорит, что он хотел бы задержать развитие ребенка, что самое полезное правило воспитания "заключается не в том, чтобы выигрывать время, а в том, чтобы его терять" 2). Итак, идеальное воспитание должно строго соответствовать природе воспитываемой личности, должности строиться на саморазвитии и самодеятельности этой личности, при условиях свободы и постепенности.
1)"Эмиль", стр. 57: "Достаточно одной узды необходимости, чтобы сковывать, Понуждать, удерживать его, не возбуждая в нем ропота; посредством одной силы вещей можно сделать его гибким и послушным, не давая повода к развитию в нем какого-либо порока". См. также стр.50-51: "Держите ребенка в зависимости от одних только внешних явлений, и вы будете идти естественным путем в деле воспитания. Противопоставляйте неразумным его желаниям только физические препятствия, или наказания, вытекающие из самых поступков".
2)"Эмиль", стр. 68.
3) ibid., стр. 59.
1) ibid., стр.75: "Уединенное воспитание было бы предпочтительнее уже по одному тому, что оно дает ребенку время созреть".
2)"Эмиль", стр.61: "Но куда же поместить ребенка?... На луну или на необитаемый остров? Удалить его от всех людей? Может ли он избегнуть встречи с другими детьми его возраста? Я понимаю эти трудности, я сознаю их, может быть, они непреодолимы; но, как бы то ни было, при старании они до известной степени преодолеваются".
3)"Вдали от этой сволочи, лакеев, самых недостойных из людей, после своих господ, вдали от грязных городских нравов, которые, вследствие лоска, прикрывающего их, делаются привлекательными и заразительными для детей. Между тем как пороки крестьян, высказывающиеся без прикрас и во всей своей наготе скорее могут отвратить, чем соблазнить ребенка". "Эмиль", стр. 62.
При воспитании для этого общества, пришлось бы сообразовать воспитание с положением, состоянием и кругом занятий, к которому предназначается питомец. Но, при изменчивости человеческих положений, пригодность такого, практически-общественного воспитания могла бы легко оказаться призрачной. Все может измениться для человека, но всегда останется неизменным для него то, что о н - человек, останется неизменным "общее для всех призвание - быть человеком. Поэтому и Эмиль воспитывается "быть человеком". Эта общая цель воспитания заключает в себе два момента: развитие полноты истинно человеческих сил и сохранение естественной простоты потребностей. Полнотой сил и простотой потребностей и обусловливается истинно-человеческое, верное счастье, которое Руссо полагает, как цель человеческой жизни. По Руссо, кто хорошо воспитан быть человеком (т.е. иметь полноту сил и простоту потребностей, - только истинно-человеческие и общечеловеческие потребности), "тот не может дурно выполнять и других должностей, которые выпадут ему на долю". Таким образом, индивидуалистическому, по обстановке, воспитанию Руссо ставит и индивидуалистическую задачу, - саморазвитие человека до сильной человеческой личности, которая бы "жила", "чувствовала" свою жизнь и свое счастье в полноте своих сил и потребностей 1).
1)"Эмиль", стр.7.
2)"Эмиль", кн.1-ая, стр.29, 43.
У ребенка нет еще ни рассудка, ни нравственных понятий, но, в связи с физическими силами и физической подвижностью, развивается и крепнет деятельность внешних чувств. Третья стадия, - от 12 до 15 лет, - стадия развития умственных сил и начала развития нравственного 1), "самое драгоценное время жизни, не повторяющееся и очень краткое", "время для работы, занятий, ученья". Наконец, четвертая стадия, - критический период юности, - стадия страстей и нравственного саморазвития, "когда человек, действительно, возрождается к жизни, и ничто человеческое ему не чуждо".
По этим четырем стадиям, соответственно их особенностям, изменяется и самое воспитание. На первой стадии оно представляет собой элементарное попечение о ребенке; на второй - воспитание физическое и воспитание внешних чувств; на третьей - воспитание умственное, и на четвертой - воспитание нравственное. Каждому воспитанию в "Эмиле" посвящена особая книга 2).
1) У него личные добродетели, но нет общественных, стр.216.
2) Пятая книга, в связи с выбором Эмилю подруги жизни, посвящена воспитанию женщины. Шестая трактует о пользе образовательных путешествий для юноши.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9