1) ibid., стр. 195.
2) ibid., стр. 198 - 201.
Соответственно этому взгляду, Эмиль сам себе выберет честное и полезное ремесло: "он никогда не захочет терять время на труд, лишенный всякой цены, а другой цены, кроме действительной пользы, вещи для нею не имеют" 2). Первым и самым почтенным из всех искусств Руссо считает земледелие, за ним - кузнечное ремесло, далее - плотничье, и т.д., - в порядке сокращающиеся полезности. "Ребенок, не обольщенный грубыми предрассудками, будет судить точно так же".
Но, помимо полезности, Руссо указывает и другой критерий при выборе ремесла, - так сказать, психологического свойства. "Дайте мужчине ремесло, приличное его полу, а юноше - ремесло, приличное его возрасту". Ремесло должно соответствовать силе мужского пола и подвижности юношеского возраста. Как не стыдно, - замечает Руссо, - мужчинам присваивать себе те ремесла, которые исправляют женщины?! Равно, "всякое ремесло, принуждающее к неподвижности и сидячей жизни, изнеживающее и расслабляющее тело, не нравится юноше и не годится" 3).
Должны быть и некоторые другие соображения при выборе ремесла, - соображения насчет образовательных свойств ремесла: насколько оно опрятно, насколько связано с промышленной изобретательностью и сообразительностью 4), т.е. насколько может развивать и в духовном отношении.
Всем указанным требованиям наиболее удовлетворяет столярное ремесло. "Оно опрятно, полезно, им можно заниматься дома; оно достаточно упражняет тело; оно требует от работника ловкости и промышленной изобретательности, а форма работ, определяемая пользой, не исключает изящества и вкуса" 3).
1) ibid., стр.186.
2) ibid., стр. 202.
3) ibid, стр. 204. Поэтому Руссо против портновского ремесла "одни и те же руки не могут владеть иголкой и шпагой. Будь я государем, я позволил бы швейное и портняжное ремесло только женщинам и хромым, принужденным заниматься тем же, чем и они".
4) ibid., стр. 205: "Мне не нравятся глупые ремесла, в которых работники, лишенные промышленной изобретательности и работающие почти машинально, всегда занимают свои руки одною и тою же работой, так, напр., ткачи, чулочные мастера, каменотесы. Зачем употреблять в этих ремеслах людей со смыслом?!
5) ibid., стр. 205-206.
Тогда нечувствительно разовьется в нем любовь к размышлению и самоуглублению, способная противодействовать лени и безразличию в своей деятельности. Воспитаннику, замечает Руссо 1), "нужно работать, как поселянину, а думать, как философу, чтобы не быть таким же ленивым, как дикарь" Возможность такого соединения с обучением ремеслу нравственно-образовательных задач воспитания ясно представит впоследствии Песталоцци и позднейшие его последователи, сторонники "рабочей школы" (Arbeitsschule").
1) Это ставил задачей умственного образовании и Локк в своем сочинении "Об управлении разумом".
2)"Эмиль", стр.215.
"Как вы думаете", - заключает Руссо главу, - "ребенок, достигший таким образом до своего пятнадцатилетнего возраста, даром прожил свои предыдущие годы?!"
1) Руссо различает "любовь к самому себе" (amour de s'oi) от эгоистического самолюбия (amoure propre). В то время как "любовь к самому себе" - страсть первоначальная, врожденная и, направляемая разумом, "порождает гуманность и добродетель", самолюбие есть "чувство искусственное, возникающее лишь в обществе, побуждающее людей причинять друг другу всевозможное зло" (об этом Руссо говорит в "Рассуждении о неравенстве" и в "Эмиле").
2)"Эмиль", стр.219-220.
Ясной, логической стройности в изложении мыслей, вообще, нет в "Эмиле", а в этой главе нет в особенности. Но в бурных и прихотливых потоках его изложения здесь можно заметить четыре темы (основные мысли) касательно нравственного воспитания. Эти темы: воспитание нравственное состоит в воспитании добрых чувств; добрых суждений и взглядов, и доброй воли и деятельности; необходимым же условием нормального нравственного развития является целомудрие тела и души. Общей нитью, проходящей чрез все эти темы, является мысль, что суть нормального нравственного развития во всех указанных отношениях лежит в сохранении естественной простоты потребностей и здравого смысла, умеющего правильно ценить вещи.Т. е., суть лежит в тех же основах, которые проводились и в воспитании предыдущих ступеней. они подготовляли нормальное нравственное развитие с детства 2), и они же сохраняют всю цену свою для этого развития в юности. Здравый смысл и простота, безыскусственность потребностей предохранят и от ложных суждений, и чувств, и извращенных желаний. Это - основной фон всего нравственного воспитания: в согласии с ним, должно быть проведено воспитание чувств, мыслей, желаний и целомудрия.
1) В компактном перев. Тиблена - более 100 стр. исключая "Исповедание веры Савойского викария".
2)"Эмиль", стр.239: "Если с детства в нем (Эмиле) была простота и здравый смысл, то я уверен, что в юности у него будет доброта души и чувствительность".
3) ibid., стр.240: "Прохаживается ли он по дворцам, его тревожное любопытство показывает вам, что он спрашивает себя, почему родительский дом его.
Тщеславие грызет его, пыл необузданных желаний распаляет его молодое сердце; с ними появляются в нем зависть и злоба; все ненасытные страсти разом развиваются в нем". "Итак", - говорит Руссо в другом месте, - "хотите ли возбудить и воспитать в сердце юноши первые движения проявляющейся в нем чувствительности и развить в его характере человеколюбие и доброту, - не возбуждайте в нем чувства высокомерия, тщеславия, зависти обманчивым зрелищем счастья людей; не выставляйте ему на показ пышности двора, великолепия дворцов, привлекательности театров; не водите его в гостиные, в блистательные собрания".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9