Рефераты. Правовое воспитание детей с противоправным поведением

p align="left">Весьма распространенным явлением бывает присвое-ние чужого подростками в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. Так, с незапамятных времен из-вестны многочисленные случаи нашествия подростков на соседские сады, хотя яблок и других фруктов у них самих растет не меньше, и они вовсе в них не нуждают-ся. Это связано с повышенной потребностью подростков испытать и закалить себя в трудных и рискованных де-лах, почувствовать себя действенным членом компании сверстников и получить их одобрение.

Свои особенности имеет поведение школьниц, совер-шающих кражи. Некоторые девочки похищают чужие иг-рушки и привлекательные для них предметы, чтобы иг-рать ими наедине. Это происходит в тех семьях, где роди-тели лишают детей этих вещей. Девушки могут присваи-вать модные и красивые предметы женского туалета из желания хорошо одеваться и зависти к состоятельным под-ругам. Понятно, что в таких случаях обнаруживается, как правило, невысокий уровень культурного развития школь-ницы. Отмечаются также кражи при совместном прожива-нии в общежитии, в процессе обмена личными вещами. Значительно реже бывает соучастие в краже подруги, ко-торая желает получше одеться, или молодого человека, который хочет сделать ей «подарок»[4,89] (В. Г. Степанов).

Более серьезные, сознательно организованные напа-дения разбойного типа (с целью овладения имуществом) в предшествующие десятилетия отмечались у подрост-ков и старшеклассников значительно реже. В последние годы они, к большому сожалению, заметно возросли.

1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Изучение и профилактика преступно-сти среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредст-венно связан с личностью и ее особенно-стями, склонностями, влечениями и ин-тересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в опреде-ленном смысле весь человек, все харак-терные для него свойства и особенности. Именно мотив цементирует мысль и волю, сознание и действие и служит той основной пружиной, которая направляет волевой процесс, придавая ему опреде-ленное содержание»[3,67].

В мотиве опредмечиваются потребно-сти и интересы, он формируется под вли-янием влечений и эмоций, установок и идеалов. По мере их удовлетворения мо-тивы могут изменяться и обогащаться. Поведение человека полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они неравнозначны. Одни являются ведущи-ми, основными, другие выступают в роли дополнительных. Личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедли-во утверждение, считает Ю.М. Антонян, что она такова, каков мотив ее поведе-ния[1, 90].

Выявление и изучение мотивов пре-ступного поведения несовершеннолетних важно и для верного выбора методов вос-питательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более общих задач профилактики подростковой пре-ступности.

Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам пре-ступлений школьников: основной их про-цент связан с тяжелым материальным по-ложением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребно-сти.

Как это ни прискорбно, для все боль-шего числа российских подростков, молодых людей проблемой становится не только их будущее (получение профессии, карьера), а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у не-совершеннолетних преступников. Он воз-никает, с одной стороны, из-за малых воз-можностей семей этой категории подрост-ков удовлетворения потребностей и инте-ресов, присущих детям данного возраста. Так, изучение мотивов, которыми руковод-ствуются подростки при совершении пре-ступлений, показывает, что в основе боль-шинства из них лежит стремление раздо-быть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С дру-гой стороны, для правонарушителей школьного возраста характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.

Потребности первых существенно за-вышены и не всегда соответствуют реаль-ным возможностям их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими по-требительскими свойствами под влияни-ем моды, групповых норм и др.). Боль-шинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у неко-торой наиболее обеспеченной части школьников есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это об-стоятельство в сочетании с неспособнос-тью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолк-нуть подростка к преступлению. При изу-чении мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается стремление к удов-летворению своих материальных потреб-ностей.

Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональ-ность, впечатлительность, лабильность нервной системы накладывают опреде-ленный отпечаток на мотивацию их пре-ступной деятельности.

Каковы особенности возникновения у несовершеннолетних преступного умыс-ла и побуждений (мотивов), реализуемых в общественно опасном деянии? Как отмечает И.П. Башкатов, значи-тельная часть преступлений совершается из озорства, неправильной оценки ситуа-ции, стремления показать «мужские» чер-ты характера, из следования чужому вли-янию, стремления завладеть особо при-влекательной для подростка вещью и т.п. Несовершеннолетние часто демонстриру-ют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки» проявляющейся в стремлении любой це-ной (в том числе и нарушения уголовно-го закона) продемонстрировать товари-щам свою смелость, решительность под стать более сильным сверстникам или старшим[2,82]. На эти особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е.Игошев[17,79] установил, что среди моло-дежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают мотивы, которые правонаруши-тели затрудняются точно определить, и подражание другим лицам. По данным Н.И.Ветрова[7,90], 36,7% обследованных не-совершеннолетних совершили антиобще-ственные деяния по подражательным и четко не осознанным мотивам.

Особенности мотивов преступных де-яний подростков состоят также в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений заранее ими не подготовлялись: умысел совершить преступление возникал вне-запно, под влиянием сложившейся ситу-ации. Вместе с тем агрессивность, озлоб-ленность, ожесточенность, зависть стано-вятся все более приметными чертами под-ростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде. Сле-дует иметь в виду особенности корыстных преступлений, совершаемых мальчиками и девочками. Так, если школьники муж-ского пола большинство корыстных пре-ступлений совершают ради приобретения аудио- и видеоаппаратуры, спиртных на-питков и наркотических веществ или средств для их покупки, то корыстные мотивы школьниц, по мнению С.Л.Сибирякова имеют свою специфи-ку -- желание иметь предметы модной или понравившейся одежды и обуви (65%), драгоценные украшения (36%), косметику (18%) и т.п. И это не случай-но[17,102]. Давно установлено, что в основе мно-гих поступков девочек-подростков лежит естественное женское качество -- стрем-ление понравиться. Школьницы в гораз-до большей степени, нежели юноши, уде-ляют внимание своей внешности. Они стремятся быть хорошо, модно одетыми, занимать определенное положение в ком-пании. Иногда это внимание к внешнос-ти и нарядам, желание более эффектно показать себя, завоевать внимание юно-шей бывает гипертрофированным. Стрем-ление понравиться, выделиться, внешне превзойти других заслоняет наиболее цен-ные черты характера, сужает сферу инте-ресов и может привести к затуханию цен-ностных задатков личности. Различия в мотивах преступлений девушек и юношей отмечают авторы ряда исследований[17,106].

Распространение преступлений коры-стной направленности в среде школьни-ков подтверждает и динамика конкретных видов корыстных преступлений, их зна-чительное увеличение, в том числе и в силу экономических трудностей, сниже-ния жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых ус-ловий или даже выживания.

Между тем целевые исследования кри-минологов[3,96] показали, например, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом тре-тьем случае. В остальных это мотивы со-лидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофи-рованным возрастным легкомыслием.

Как уже отмечалось выше, среду школьников велика доля преступлений совершенных с корыстной или преиму-щественно корыстной мотивацией (нажи-ва как цель совершаемых преступлений проникла и в среду несовершеннолетни) правонарушителей). Приведем еще пример. Трое несовершеннолетних нанесли тяжкие побои, отобрали у него золотые часы, цепочку, деньги на сумму 4 тыс. рублей. По данным опроса, проведенного Комитетом по делам молодежи при Правительстве РФ, сегодня при мерно 6%, т.е. 2 млн, молодых российских граждан, вчерашних школьников, готовы убить человека, если им хорошо заплатят.

В аспекте изучения мотивации преступлений подростков интерес представ ляют ответы осужденных школьного возраста на вопрос о мотивах, побудивших совершить преступление, за которое он привлечены к уголовной ответственности. Как выяснилось, большинство подростков не испытывают чувства вины, сетуя на неудачные обстоятельства. Многие мотивируют свое поведение малодушием, слабохарактерностью, стремлением «не отстать от других»[16,98].

Типичным является признание, полу-ченное в ходе допроса группы подростков, совершивших кражи. Первые кражи ими совершались из озорства, а в дальнейшем они стали ориентироваться в своей пре-ступной деятельности на более серьезные объекты с целью заработать «большие» деньги.

В криминологической литературе так-же отмечаются характерные для большин-ства впервые совершенных несовершен-нолетними преступлений импульсив-ность, отсутствие преднамеренности, сла-бый учет последствий, отличающие их от преступлений взрослых.

Отличия обусловлены также возрас-том и социальным положением учащих-ся в системе общественных институтов: круг мотивов преступлений школьников более ограничен, чем у взрослых право-нарушителей; мотивация в ряде случаев носит печать инфантилизма. Многие преступления совершаются на почве ин-тереса, страсти к путешествиям, стрем-ления к самоутверждению в группе, лже-товарищества, псевдоромантизма, пре-стижно-потребительских интересов. У многих подростков искаженное пред-ставление о мужестве.

Так, находясь в зале игральных автома-тов с другими ребятами Н. из хулиганских побуж-дений (от нечего делать, ради «прикола») позвонил по телефону-автомату и передал в специальную службу «02» УВД заведомо ложное сообщение о яко-бы заложенном взрывном устройстве в школе. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».

Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, со-вершенные другими. При этом сотрудни-ки правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в во-просах педагогики и психологии подро-стков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факто-ров, исключающих «злую волю».

Учитывая вышеизложенные обстоя-тельства, по мнению некоторых исследо-вателей, подростки нередко совершают безмотивные преступления. Полагаем, что безмотивных преступлений не быва-ет. Но несовершеннолетние часто совер-шают преступления с неосознаваемыми мотивами. В воспита-тельной колонии особо выделялся В.: взгляд удивленный, будто так и не понял, что с ним произошло и как он здесь очу-тился. При беседе с ним о родных и близ-ких упомянул только о бабушке, которую очень любил. Еще посещая школу, при-страстился к наркотикам, бросил школу. Потом умерла бабушка. Приняв боль-шую дозу наркотиков, в драке убил чело-века.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.