Рефераты. Правовое воспитание детей с противоправным поведением

p align="left">Следующее важное условие организации правоохра-нительной деятельности -- систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению орга-низации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нрав-ственного и правового сознания подростков.

Существует еще одно важное требование к организа-ции правоохранительной деятельности: она должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопоряд-ка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, микро-районе школы и во внешкольных детских учреждени-ях, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых (А. Е. Тарас).

Выделяют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды юных друзей милиции, так называемые «зеленые» или «голубые» пат-рули по охране природы, отряды юных инспекторов до-рожного движения, добровольные детские пожарные дру-жины, а также активное участие в деятельности инспек-ций по делам несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде правовых зна-ний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен-ной правовой культуры.

Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей яв-ляются университеты и лектории правовых знаний, от-дельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и ак-тивное участие в организации и проведении мероприя-тий по правовому воспитанию школьников, но пропа-ганде правовых знаний среди населения.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по по-вышении) правовой культуры родителей учащихся, ко-торые, СОГЛАСНО Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами об-щества и нести ответственность за соблюдение их деть-ми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых ви-дов правовой пропаганды среди родителей относятся та-кие, как университеты и лектории педагогических и пра-вовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Однако родители трудновоспитуемых учащихся, кото-рым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприяти-ях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в актив-ную правоохранительную деятельность, рекомендация пра-вовой литературы для самостоятельного изучения.

От того, как организовано правовое воспитание школь-ников, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процес-се правового воспитания закономерно связано с углубле-нием познания социальной действительности и развити-ем интереса к нравственным и правовым идеалам совре-менного общества; в процессе правового воспитания ук-репляется способность личности правильно ориентиро-ваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; целенаправленное правовое воспитание укреп-ляет и развивает правосознание несовершеннолетних.

Глава 2. Формирование правосознания у подростков - правонарушителей

2.1Социально - психологические проблемы формирования правосознания у подростков

Правосознание человека не возникает с мо-мента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни человека. Процесс формирования правосознания тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности, представляющей собой совокупность правоспособности, дееспо-собности и деликтоспособности, но не ог-раничивается ее рамками.

Элементами системы, формирующей пра-вовое сознание и поведение личности, яв-ляются социальная среда; личность с ее ин-дивидуальными качествами и особенностя-ми; определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или соци-альная группа стремится передать своим членам. Они формируют преимущественно позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способ-ствовать при определенных условиях фор-мированию антиобщественного правового сознания[2].

Развитие правосознания личности детер-минировано окружающей ее социальной средой. Длительность становления право-сознания определяет многочисленность факторов как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредст-венно окружает индивида. Эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и особенности личности психологи-ческого порядка[3].

Проблема изучения факторов, влияющих на формирование правосознания, в на-стоящее время находится в числе актуаль-ных, носит уже не только научно-теорети-ческий, но и практический характер и требует глубокого изучения в научных ис-следованиях.

Так, знание факторов, оказывающих влияние на сознание правонарушителей, позволяет определить некоторые направления практической работы по формированию их правосознания, конкретные рекомендации по организации правовоспи-тательного процесса, что предполагает соз-нательное и целенаправленное воздействие опытом на личность ребенка, его социальную среду, источники правовой информации и про-цесс их усвоения.

Если учитывать вектор воздействия на соз-нание личности, то факторы, влияющие на формирование правосознания учащихся, можно подразделить на две группы: внутренние, представляющие собой индивидуальные особенности, и внешние, заключающиеся в деятельности субъектов социально-правовой жизни об-щества.

К внутренним факторам следует отнести: наличие психических заболеваний и пато-логий; особенности характера -- внушае-мость, сила воли, темперамент и др.; уро-вень развития умственных способностей (так называемый коэффициент интеллек-та); уровень сформированности общей ие-рархии ценностных представлений и жиз-ненных установок, духовного мира, нрав-ственных убеждений, искаженность ие-рархии потребностей индивида, которые являются результатом воздействия соци-альной среды.

Особенно-сти физического, психического и социаль-ного статуса детей, , являются следствием небла-гополучной истории развития ребенка в связи с патологиями наследственного и приобретенного характера, отсутствием ро-дителей, нередко с наличием неблагополуч-ного социального окружения, которые по-рождают, в свою очередь, неадекватное раз-витие психологической среды, психические травмы.

В результате сосредотачи-вается весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной сторо-ны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны -- ярко выраженным депривационным син-дромом[2] К этому следует добавить, что от-ставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся до-полнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку к самостоя-тельной жизни.

Поэтому, при прохождении практики в МОУ СОШ№3 мы решили с помощью анкетирования выявить у детей «группы риска» правовые знания этих детей. А для выявления самих детей группы риска была проведена предварительная работа тоже с помощью анкет(см. приложение №1)

Проведенное нами в школе социо-логическое исследование правосознания подростков позволяет сделать определенные выводы о некоторых особенностях в формировании структур-ных элементов (компонентов) правового сознания данной категории детей.

Анализ ответов, полученных в результате анонимного анкетирования детей в возрасте от 10 до 16 лет, позволил получить определенные представления о таких компонентах их правового сознания, как правовая инфор-мированность, правовые убеждения, уста-новки и ориентации.

Сопоставление результатов анкетирова-ния позво-ляет нам сделать вывод о наличии у них стереотипных взглядов и представлений социально-пра-вового характера. Этому в подтверждение следует указать на присутствие однотип-ных вариантов ответов в числе первых трех по количеству выбранных в вопро-сах, где предусмотрено более трех вариан-тов ответов.

Полученные данные свидетельствуют о низком уровне правовой информирован-ности детей, 66% опрошенных не знают каких-либо прав ребенка, только 32% детей зна-ют, что ребенком в России признается ли-цо, не достигшее возраста 18 лет. 26% вос-питанников смогли выбрать из предло-женных правильное определение прокура-туры. 22% детей указали на полное незна-ние, с какой целью созданы и какую дея-тельность осуществляют органы опеки и попечительства, суд, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, службы занятости населения и социальной защиты населения, юридическая консультация, нотариальная контора. 48% выбра-ли соответствующее описание порядка и правил обращения в суд несовершенно-летних. 40% согласились с утверждением, что законы следует соблюдать при любых обстоятельствах, 43% считают, что люди подчиняются закону, даже если требова-ния закона им не нравятся, потому что за-коны не принято нарушать.

При этом 22% убеждены, что имеют достаточное количество правовых знаний для того, чтобы самостоятельно защищать свои права и за-конные интересы, и только 32% детей ука-зали на отсутствие у них достаточных зна-ний и опыта, чтобы самостоятельно ре-шать правовые проблемы. Около 50% ис-пытывают затруднения в принятии само-стоятельных решений в юридически зна-чимой ситуации.

Таким образом, большинство опрошенных детей разных воз-растов завышают свои возможности в плане самостоятельной защиты своих прав и за-конных интересов.

Общим для них является наличие у половины опро-шенных отрицательной установки на со-действие правоохранительным органам, низкий уровень социально-правовой ак-тивности, желание опосредовать свой вы-бор чьей-либо волей, снять с себя ответст-венность за выбор того или иного решения. 21% считают негативным предоставление правоохранительным органам сведений о совершенном правонарушении, а тех, кто сообщил, -- стукачами. 10 % на вопрос «Же-лаете ли Вы принимать участие в охране об-щественного порядка (например, патрули-ровать улицы)?» избрали вариант ответа: «Нет, так как считаю для себя подобное унизительным». 20% не сообщили бы в ор-ганы милиции о факте совершения престу-пления по мотиву нежелания лишний раз общаться с милицией.

Таким образом, выявляя устойчивые осо-бенности правосознания подростков, можно судить о влиянии этих особенностей на механизм их поведе-ния, содействовать качественному измене-нию их правосознания.

Обозначенные проблемы в личностном развитии подростков по-казывают, что важным условием успеха в принятии ими социально-правовых ценно-стей является разрешение вышеуказанных проблем через создание условий, благопри-ятных для этого.

2.2.Правовое воспитание в школе

В наше время с пугающей частотой говорят о подростковой преступности. На наш взгляд это происходит потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного.

Для этого можно создать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, например, можно социальному педагогу создать такую программу, куда входит:

Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности

Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.