Рефераты. Проблемы нравственного воспитания в современной школе

p align="left">Этическая беседа проводится двумя путями--индуктивным и дедуктивным …

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом» Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. - М. - 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru.

Так М. Адрианов в своей статье «Беседы о прекрасном и добром» приводит программу этических бесед, прививающих воспитанникам понятия «культура», «красота души», «ответственность», «забота» и др. Беседы строятся в игровой форме, что способствует появлению личного отношения детей к тем или иным нравственным нормам.

Содержание нравственного воспитания определяется концепцией, общими целями воспитания и моралью общества.

Цели нравственного воспитания: формирование духовных запасов личности каждого воспитанника, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, основы гражданского самосознания.

Как уже было отмечено ранее, нравственное воспитание не отделимо от морали общества, в связи с этим можно выделить следующие задачи нравственного воспитания:

1) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

2) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

3) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

4) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

5) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность;

6) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов.

При осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи с этим изменяется основная задача воспитания эмоционально-нравственной культуры:

«1-й класс - развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:

2-й класс - развитие гуманистических отношений к человеку;

3-й класс - формирование ценностного отношения к культуре;

4-й класс - развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;

5-й класс - воспитание нравственного самосознания на основе самооценки; воспитание ответственности;

6-й класс - воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения;

7-й класс - приобщение к духовным ценностям своего Отечества; воспитание толерантности, развитие способности к ответственному поступку; самовоспитание;

8-й класс - развитие чувства гражданственности; формирование нравственной позиции по проблемам социальной жизни;

9-й класс - развитие качеств, необходимых для делового человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;

10-й класс - формирование мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в мире; ответственности за нравственный выбор средств для достижения личных целей;

11-й класс - становление интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.

Естественно, что выделенные здесь идеи присутствуют и в предшествующих возрастных группах, подготавливая школьников к их более глубокому эмоциональному осознаванию и присвоению именно в обозначенный, наиболее сензитивный период» Яновская, М. . Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование - 2005 - №7 - с. 166 - 169..

В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?

Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в школе, в семье. Тому же способствовали СМИ.

В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.

Некоторые современные педагоги предлагают осуществлять нравственное воспитание на основе ценностей православной церкви. С одной стороны, христианские ценности были традиционны на Руси и в Российской Империи, они, безусловно, несут в только положительное; но с другой стороны - в школах современной России обучаются представители разных религий, и давление православной церкви не корректно. Следовательно, православная педагогика может выступать в современной школе лишь как вспомогательная.

Учителю сложно выбрать, какие же качества прививать учащимся, чему учить его. На наш взгляд, наиболее полно и правильно подобраны эти качества в приведенных ранее задачах, отраженных в статье М. Яновской.

Еще одной проблемой современной школы является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?

Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.

Мы же придерживаемся мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.

Выводы по I главе

Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

Мораль - основная категория нравственного воспитания. Мораль - это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».

Основные проблемы нравственного воспитания в современной школе:

Проблема содержания нравственного воспитания на уроке и во внеурочное время.

Проблема личностных качеств воспитателя.

Место и время нравственного воспитания в современной школе: на уроке, во внеурочное время.

Проблема подмены нравственного воспитания морализаторством.

Глава 2

2.1 Опыт изучения ценностных ориентаций школьников (анализ нравственных категорий) на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1

Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся.

Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся.

Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Данная методика представляет собой тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". (Подробнее см. Приложение 1).

Полученные с помощью анкетирования (см. Приложение 2) индивидуальные показатели суммировались, чтобы определить, какие ценности являются наиболее важными (см. Приложение 3). Исследовались терминальные и инструментальные ценности.

Исследование проводилось на добровольной основе. В нем приняли участие 15 человек (возраст - 11-12 лет)

Среди терминальных ценностей (убеждений в том, что конечная цель существования стоит того, чтобы к ней стремиться) лидируют здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь, что говорить о следующем: дети серьезно относятся к здоровью, понимают важность его сохранения на протяжении всей жизни; такая ценность как любовь вполне соответствует подростковому возрасту; ценность «счастливая семейная жизнь» - третья по популярности, что говорит о желании иметь собственную семью в будущем. Наименее значимая для учащихся 6 а терминальная ценность - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), это свидетельствует о том, что ценности детей еще очень эгоистичны, дети еще не доросли до понимания того, что счастье других - тоже очень важно.

Выбор инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) более индивидуален. Наиболее ценными учащиеся посчитали воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора). Это говорит об еще детском сознании, где главенствуют те ценности, которые родители внушают детям, проявляют к ним сами. Наименее ценными показались учащимся высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), что говорит о стремлении подростков быть «как все».

2.2 Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы

Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Как мы уже упоминали ранее, основной задачей нравственного воспитания в 6 классе является: «воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения» Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование - 2005 - №7 - с. 166 - 169.. Рассмотрим возможности осуществления нравственного воспитания на примере изучения рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского», на который отводится три часа. Данный рассказ обладает большим духовным потенциалом.

Герой данного рассказа - мальчик одиннадцати лет, ровесник учащихся, поэтому детям легче равняться на него. Главный герой произведения очень нравственен, поэтому следует обратить внимание на его основные качества.

Наиболее приемлемый метод: беседа с целью анализа произведения.

Учащиеся не сразу поняли характер мальчика. Школьникам тот казался взрослым. Лишь когда их внимание было обращено на возраст главного героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» (как уже ранее было упомянуто, мальчику одиннадцать лет), шестиклассники задумались: «Смог/смола бы я выжить в таких условиях и остаться добрым/доброй, не озлобиться на весь мир?»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.