Рефераты. Проблемы нравственного воспитания в современной школе

p align="left">2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Перед проведением тестирования дается следующая инструкция:

"Сейчас Вам будет предъявлен список с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите список и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поставьте рядом цифру 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и поставьте рядом цифру 2. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Приложение 2

Стимульный материал.

Список А (терминальные ценности):

1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3. здоровье (физическое и психическое);

4. интересная работа;

5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8. наличие хороших и верных друзей;

9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

15. счастливая семейная жизнь;

16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17. творчество (возможность творческой деятельности);

18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2. воспитанность (хорошие манеры);

3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4. жизнерадостность (чувство юмора);

5. исполнительность (дисциплинированность);

6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7. непримиримость к недостаткам в себе и других;

8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. честность (правдивость, искренность);

17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18. чуткость (заботливость).

Приложение 3

терминальные ценности

Выбор

Сумма

1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

3

14

6

6

15

18

3

10

13

12

11

11

7

5

4

138

2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

4

11

8

7

14

11

2

2

15

13

3

10

14

8

3

125

3. здоровье (физическое и психическое);

1

4

7

1

1

5

1

3

14

9

2

2

6

1

1

58

4. интересная работа;

2

9

18

15

11

10

6

12

5

10

10

9

12

17

15

153

5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

10

16

9

8

2

4

5

13

16

11

12

8

16

9

9

159

6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

9

1

10

2

4

8

4

4

1

1

5

7

4

15

14

89

7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

7

5

12

13

8

9

7

5

2

2

9

6

11

7

10

123

8. наличие хороших и верных друзей;

8

3

17

3

5

6

8

6

4

3

14

5

8

14

11

125

9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

6

15

13

12

10

16

9

9

17

8

7

4

17

13

12

152

10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

5

17

11

9

16

17

10

11

8

14

8

1

3

6

5

141

11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

16

7

3

16

14

12

16

14

10

15

6

12

15

12

13

181

12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

14

6

4

10

13

13

11

7

9

16

17

3

2

2

2

139

13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

12

8

5

11

6

7

12

16

18

4

18

13

13

18

17

178

14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

15

10

2

4

8

15

13

17

7

5

16

15

9

16

6

158

15. счастливая семейная жизнь;

13

2

1

14

7

1

14

1

3

6

1

14

1

10

16

104

16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

11

18

14

18

9

14

15

18

12

18

4

16

18

11

18

214

17. творчество (возможность творческой деятельности);

18

12

15

17

18

2

18

8

11

17

15

18

10

3

7

187

18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

17

13

16

5

12

3

17

15

6

7

13

17

5

4

8

158

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.