Рефераты. Проблемы нравственного воспитания в современной школе

p align="left">Во время урока мы выясняем, что главный герой рассказа обладает повышенным чувством долга, ответственности (см. Приложение 4, Конспект 2, вопрос 4), именно поэтому он остается учиться в городе, хотя постоянно тоскует по дому, по близким, часто голодает. Учащиеся примеряют эти качества на себя, анализируют их. У школьников формируется положительное отношение к ответственности и чувству долга.

Анализируя эпизоды, в которых главный герой рассказа демонстрирует упорство, умение идти к своей цели до конца, учащиеся выразили положительную оценку этих качеств мальчика (см. Приложение 4, Конспект 1, пункт 6, вопрос 5). При рассказе о главном герое произведения (см. Приложение 4, Конспект 2, вопрос 11) учащиеся отмечают, с каким упорством тот взялся за изучение французского языка, школьники положительно оценивают это упорство. Школьники также заметили и положительно оценили нежелание главного героя рассказа подводить мать, ответственность его перед семьей, перед жителями деревни - перед теми людьми, которые верили в него.

Мальчик обладал чувством собственного достоинства и уважал его в других, так, например, главный герой рассказа «боялся даже думать» о том, кто именно ворует у него еду (см. Приложение 4, Конспект 2), именно поэтому главный герой рассказа не мог взять денег или еды у учительницы (см. вопрос 5, Конспект 3, вопрос 7). Мальчик настаивал на справедливости (см. Приложение 4, Конспект 2, вопрос 10) как во время игры в «пристенок» с Лидией Михайловной, так и во время драки:

«… я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи - так что слышал, наверное, весь поселок:

- Переверну-у-ул!» Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - с. 122.

При этом учащиеся решили, что мальчик переживал не столько из-за того, что его избили, сколько из-за того, что с ним обошлись несправедливо. Следует отметить, что анализ эпизодов игры в «чику» и последующего избиения героя формируют положительное отношение к честности, справедливости, умению отстаивать свою точку зрения до конца и негативное отношение к насилию.

Воспитательный эффект усиливается при сопоставлении главного героя с отрицательными персонажами (см. Приложение 4, Конспект 2, вопросы 6 - 7, таблица). Школьники видят, что на пустыре царят «волчьи законы». У учащихся формируется отрицательное отношение к игре на деньги ради развлечения, азарту, «стадному инстинкту», деспотизму, подхалимству, к избиению беззащитного человека, что крайне важно в наше время, когда телевидение открыто демонстрирует сцены насилия, агрессивное поведение, и появляется огромный риск того, что у детей сложится представление, будто бы насилие - это норма.

При анализе характера главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» у учащихся можно воспитать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, умение идти к своей цели несмотря на трудности и препятствия.

Образ учительницы - образ нравственного взрослого. Изучая ее, можно воспитывать в учащихся чувство жалости, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичности (см. Приложение 4, Конспект 3).

Понять характер Лидии Михайловны шестиклассникам значительно сложнее, чем характер их ровесника. Учащиеся идут к пониманию образа учительницы через образ главного героя. Однако школьники четко для себя осознают, что нужно пытаться помочь другим людям, не смотря на возможные последствия.

В итоге мы воспитываем у учащихся ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичности и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Учащиеся чутко реагируют на проблематику рассказа. При написании сочинения на тему «Роль учительницы в жизни мальчика», учащиеся сделали следующие выводы: «Лидия Михайловна своим поступком дала понять мальчику, что на свете есть много хороших людей, которые всегда могут прийти на помощь в трудную минуту» (Грачев Кирилл), « … доброту и помощь Лидии Михайловны мальчик запомнил надолго» (Дейнега Влада), « … жалко тех людей, которые по-настоящему талантливы. … не у каждого есть тот человек … , который может помочь» (Фалина Алина). Учащиеся подмечают чуткость, доброту, отзывчивость учительницы и необходимость этих качеств в повседневной жизни.

Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты» (см. Приложение 4, Конспект 3, пункт 5). Прочитав эту статью, учащиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно, следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Учащиеся учатся благодарности.

Таким образом, рассказ В.Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.

Выводы по II главе

У учащихся 6 а класса следующие ценности: 1. Терминальные - здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь; 2. Инструментальные - воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора).

Нравственное воспитание наиболее удобно и эффективно осуществлять на уроках литературы. На примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Заключение

Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы.

Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

Мораль - основная категория нравственного воспитания. Мораль - это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».

Основные проблемы нравственного воспитания в современной школе:

Проблема содержания нравственного воспитания на уроке и во внеурочное время.

Проблема личностных качеств воспитателя.

Место и время нравственного воспитания в современной школе: на уроке, во внеурочное время.

Проблема подмены нравственного воспитания морализаторством.

Мы исследовали ценностные ориентации учащихся 6 а класса. У учащихся обнаружены следующие ценности:

1. Терминальные - здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь;

2. Инструментальные - воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора).

Был исследован опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы, на которых наиболее удобно и эффективно осуществлять нравственное воспитание. На примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро, тактичность и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Список литературы

1. Андрианов, М. Беседы о прекрасном и добром: этическое воспитание // Воспитание школьников. - 2002. - №9 - с. 26 - 36.

2. Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. - М. - 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru

3. Богданова, О. С., Черепкова, С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 206 с.

4. Бразговка, Л. Формирование нравственной установки младших подростков // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - с. 38 - 42.

5. Вартанова, И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру // Воспитание школьников. - 2002. - №2 - с. 59 - 62.

6. Воробьев, Н. Е., Шачкина, А. Ю. Система нравственного воспитания И. Канта // Педагогика. - 2005. - №5 - с. 109 - 117.

7. Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 136 с.

8. Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - 800 с.

9. Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зелинский // Народное образование. - 2008. - №1 - с. 213 - 219.

10. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448.

11. Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 319 с.: ил

12. Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М.: Академия, - 1995.

13. Остапенко, А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? //Духовно-нравственное воспитание. - 2008 - №6 - с. 20 - 22.

14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.

16. Пионковский, В. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. - 2004 - №4 - с. 67 - 70.

17. Соблиров, А. Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru

18. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987.

19. Тучкова, Т. Русская нравственная традиция в воспитании: программа курса // Народное образование. - 2001. - №1 - с. 213 - 215.

20. Франк, С. Взращивание добра: духовно-нравственное воспитание // Воспитание школьников - 2001. - №7 - с. 67 - 69.

21. Храмова, Р. «Добро не терпит промедленья» // Воспитание школьников. - 2002. - №2 - с. 55 - 58.

22. Югай, А. Коллективное составление «словаря этики» (из опыта работы воспитателя) // Учитель. - 2006. - №5. - с. 68 -70.

23. Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование - 2005 - №7 - с. 166 - 169.

Приложение 1

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.