Из выше сказанного следует вывод, что опыт преподавания с использованием блок-схем на уроках в течение ряда лет, сравнение результатов обучения в экспериментальных и контрольных классах, где преподавание велось с применением традиционной методики, показало, что этот вид обучения имеет преимущества. Применение схем значительно повышает уровень понимания учащимися основных вопросов учебного содержания, сложного материала. Они свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Другие нестандартные формы обучения позволяют развивать индивидуальные особенности школьников, их коммуникативность, умение мыслить, обобщать и делать вывод, что является очень важным в обучении и позволяет учителю достигать учебных целей.
«Начальным методом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в. мыслительный процесс». [27,с101]
Элементы проблемности учитель включает во многие уроки. Перед изучением нового материала он ставит интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового. Иное дело проблемные уроки, когда изучение теоретического содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для сильных учащихся учитель готовит изложение теоретических сведений в скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, учитель выдвигает проблему, дает учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам ее надо «переоткрыть», например: определить, в чем заключалась радикальность реформы отмены крепостного права? Вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений; с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения ». [15,с 105]
Каким же образом создается проблемная ситуация? Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение в урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. То, что учитель излагает проблемно, ученики должны с помощью ранее приобретенных знаний выделить из фактов и сформировать решение проблемы самостоятельно. Конечно, познание теоретических знаний в процессе проблемного изложения не является самоцелью. Как отмечал психолог В.В.Давыдов, если предметом усвоения становятся теоретические знания, то результатом познания должно стать изменение самого ученика, его развитие, овладение новыми способами ориентации в действительности, новыми способами действия, а значит, и становления новых способностей.[22,с 153]
Проблемно-поисковый метод обучения нецелесообразно применять
при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала или при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учеником. [23,ст58]
Для примера можно привести фрагмент урока в 8 классе по теме «Отмена крепостного права в России». Учитель может начать урок с названия темы, а может и не писать тему на доске, а сказать ребятам, что они сами должны будут назвать тему в конце урока. Заголовок так же может носить вопросительную форму «В чем состоит радикальность реформы отмены крепостного права». В процессе беседы с учащимися, учитель задает следующие вопросы:
-Почему заговорили вообще о необходимости отмены крепостного права? Назовите причины?
-Что из этого следует?
-Можно ли сказать, что это была вынужденная мера, или отмена крепостного права является закономерной на тот период времени?
-Как готовилась реформа крепостного отмены права?
-Кто помогал или мешал подготовке реформы? Почему? Были ли у них на это основания? Докажите.
-Является ли радикальной эта реформа?
-Почему? Докажите.
В процессе такой беседы, каждый учащийся может высказать свое мнение, свое отношение к этому событию, слабые учащиеся так же будут увлечены беседой, что делает возможность учителю увидеть способности каждого учащегося и помочь ребятам в дальнейшем их развивать и реализовать. Но это лишь фрагмент урока, а такие беседы могут происходить на любом уроке. Ведь недаром сейчас столько времени уделяется развивающему обучению.
Познакомившись с опытом многих педагогов новаторов в предыдущих главах и рассмотрев необходимость проблемного изучения в школе, можно прийти к выводу, что проблемные ситуации, создаваемые учителем на уроке помогают мыслить учащимся, а значит развиваться. Тема, выбранная для работы сама по себе проблемна и она дает возможность учителю, ознакомиться с ней подготовиться к уроку, на котором ребятам пройдется искать выход из проблемных ситуаций.
Таким образом, история органически входит в жизнь современного человека. На протяжении XX века историческое образование сделало огромный скачок в своем развитии. Было создано множество нового, неизвестного ранее, которое имело огромный успех в Рос-сии и за ее пределами, составляя подлинную славу нашей страны
Литература
Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984
Вагин А.А. Методика обучения истории. М.,1972
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе.
М. 1968
Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю., Ионов И.И., Короткова М.В. Историче-ское образование в современной России: Справочно-методическое по-собие для учителей. М., 1997
Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1999
Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.М.,1988
Гольденберг М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся// Преподавание истории в школе. - 2002. - №7
Гуревич Н.П. О преподавании истории в средних классах, средних учебных заведениях. // Семья и школа. 1981 - №5
Государственные образовательные стандарты (федеральный компонент) МО РФ (Минобразования России). // Преподавание истории в школе. - 2005. - №5
Гольденберг М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся// Преподавание истории в школе. - 2002. -№ 7
Дайри Н.Г. Обучение истории в старших-классах: Познавательная ак-тивность учащихся и эффективность обучения. - М,1966
Динерштеин Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе.// Преподавание истории в школе. - 2002. -№ 8
Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994
Закон РФ «Об образовании»
Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителя. - М., 1997
Историческое образование: Тенденции и перспективы: Итоги международной конференции // Преподавание истории в школе. - 1999. -№ 2
К концепции школьного исторического образования//Преподавание ис-тории в школе. - 1989. -№ 6
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения в схемах, таб-лицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС , 1999
Концепция модернизации
Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Ф.П. Коровкина. - М, 1978. - Ч. I
Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Н.Г. Дайри. - М, 1978. - Ч. 2
Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2108 “История”// С.А. Ежова, А.В. Дружковаидр.-М.,1986
Несмелова М.Л. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории// Преподавание истории в школе. - 2002. -№ 9
О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования //Преподавание истории в школе. - 1993. - № 4
Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1991.
Озерский И.З. Начинающему учителю истории. М., 1990.
Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1989.
Прокофьев М.А. Послевоенная школа России. - М.,1997. у 23. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС , 2000. 24.
Розерштейн В.М. Различные формы урока истории в старших классах. // Преподавание истории в школе. 1988. - №4
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. -М.: 2000
Стандарт среднего (полного) образования по истории. // Преподавание истории в школе. - 2004. - №8
Стандарт среднего (полного) образования по обществоведению. // Преподавание истории в школе. - 2004. - №9
Требования к историческому образованию учащихся в средней школе // Преподавание истории в школе. - 1994 -№ 2
Федеральная программа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10