Рефераты. Пути решения проблем современного исторического образования

p align="left">Однако Временный государственный стандарт на деле оказался теоретически сложным и мало пригодным для повседневной работы учителя. Поэтому появились предложения усовершенствовать и упростить его, например, сделать трехуровневым:

1) минимальный, включающий базовые элементы содержания;

2) основной, обеспечивающий глубокое представление об изученных на минимальном уровне сведениях (выходит за рамки общеобразовательных знаний);

3) продвинутый, включающий специальные знания по предмету.

Эти три уровня должны учитывать потребности современных школ разных типов: обычных школ или повышенного уровня, таких, например, как гимназии. В гимназиях обучение может начинаться с 1 или с 5 класса. В начальной школе уроки интегрированы, когда изучение истории сочетается с литературой, художественным творчеством. В гимназиях и лицеях ученикам предлагается ряд направлений обучения, например: гуманитарное, эстетическое, физико-математическое и т.д. Каждое из направлений имеет программу, которая делится на базовую и профильную. Базовая обеспечивает единство среднего образования и является единой для всех. Профильная же содействует специализации в избранном направлении. Ученики изучают историю русской культуры, этику и эстетику, основы греческого языка и латыни.

Учителя и учащиеся имеют возможность выбирать различные виды занятий. Предмет можно изучать последовательно, а можно крупными блоками или по циклам. Занятия могут быть общеклассными, групповыми, индивидуальными с посещением консультаций. Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу ученика в соответствии со своими особенностями и работу учителя с каждым учеником. В старших классах вводится лекционно-семинарская зачетная система по типу вузовской. Все это способствует развитию и тренировке интеллектуальных способностей учащихся.

Лицеи готовят учащихся 10 - 11 классов по техническим и экономическим профилям. Наряду со средним образованием ученик получает какую-либо квалификацию. Профессиональную подготовку дают также колледжи.

Школа получила возможность выбирать образовательные программы, содержащие федеральный компонент образования и соответствующие временному Госстандарту. Появились так называемые авторские программы. Например, Л.А. Кацва написал авторский учебник и программы по отечественной истории VIII вв. и ХVIII -- первой половины ХIХ в., в которых предусмотрено выделить на обучение истории 5 часов в неделю. Есть также авторские программы П/В. Кеверковой «Русская история. Легенды и лица», А.М. Полонского «Чтения по отечественной истории». Это курс для православной гимназии, в основу которого положено изучение летописей и толкование истории учителем.

2. Цели и задачи школьного исторического образования в конце

XX века

В современной России проблема целей школьного исторического образования опять стала предметом повышенного общественного внима-ния и сделала очевидной необходимость заново сформулировать некото-рые стратегические подходы к определению содержания общего образова-ния.

В отечественной педагогической традиции зафиксировано в качест-ве эталона, что учитель обязан давать некий образец, «канон», некую абсо-лютную универсальную модель исторического знания, отраженную в ка-чественных, стабильных учебниках. Поэтому наиболее острые баталии во-круг содержания и структуры новых учебников, особенно по истории XX в развернулись именно из-за противоречии между ожидаемым качеством учебника и реальными возможностями современных авторов удовлетво-рить эти ожидания. Проблема осложнилась и достигла крайней остроты также из-за изменения информационной среды, ценностных ориентации молодежи, особенностей восприятия исторической информации в новых условиях.

Избыточную остроту этой проблеме придает также политическая борьба разных общественных сил и движений вокруг исторического на-следия (особенно советского периода) и его ценностных оценок.

В качестве иллюстрации приведем некоторые фрагменты вы-ступления участников дискуссии по проблемам реформы среднего образо-вания, которая состоялась в Московском государственном университете в январе 1998 г.

Так, например, И.М. Сурков, председатель комитета по об-разованию и науке воронежской областной Думы, считает: «Именно по этой проблеме выявляются конфликтные столкновения между российски-ми национальными и западными образовательными менталитетами, традициями, ценностями, достижениями. Перекос делается ... в сторону гло-бального образования при забвении национально-патриотического компо-нента... Это есть западная концепция нашей истории, которая унижает на-шу настоящую историю, а учеников вводит в заблуждение...» [8, С. 13].

Сотрудник Института мировой литературы РАН В.Ю. Троицкий заявляет, что «главное по предлагаемому проекту не воспитывать гражда-нина, любящего и знающего свою Родину, а главное -- убить националь-ное самосознание...

Идет информационно-психологическая война с применением со-временного оружия. Наши школьники теряют способность воспринимать то, что они обязаны воспринимать, чтобы быть гражданами, людьми своей страны, чтобы быть полноценными людьми» [8, С. 13].

Поэтому изучение общественного историко-педагогического насле-дия, интерпретация и поиск путей адаптации современного международ-ного, в том числе западного, опыта исторического образования с целью построения в России современной образовательной системы с оптималь-ным соотношением, балансом между федеральным, национально-региональным и местным (локальным) компонентами -- приоритетная за-дача. Более того, очевидно, что без решения этой суперзадачи вряд ли мо-гут быть решены более конкретные проблемы исторического образования.

Коллектив сотрудников лаборатории исторического образования Института общего среднего образования РАО во главе с Л.П. Алексашкиной считает, что «объект изучения истории -- прошлое людей и человече-ства в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общест-во).

Основные системные характеристики объекта -- историческое вре-мя, историческое пространство, историческое движение».

Предмет изучения исторической науки -- прошлое в его конк-ретности и неповторимости.

Содержание образовательной области «История» представлено на разных уровнях:

-- история человека -- история социальных групп и социумов;

-- история всемирная -- история цивилизаций и история государств,

-- история этнонациональная -- история региональная -- история края.

Содержательные доминанты образовательной области -- история Отечества и всеобщая история.

История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, истории республики Российской Федерации, истории более круп-ного, в том числе цивилизационного, региона и как частица всемирной ис-тории.

По мнению представителей этого научного коллектива, значение истории состоит в осмыслении последовательности свершившихся в про-шлом уникальных, неповторимых и необратимых человеческих деяний и событий. Отсюда иная, чем в социологии и других общественных дисцип-линах, хронологически выстроенная структура содержания.

История представляет человека, событие, ситуацию в их кон-кретности, целостности социальных, нравственно-этических, ма-териальных, идеологических, культурологических и иных отношений, а также многообразную картину социального, нравственного, коммуника-тивного и созидательного опыта людей.

По мнению научного коллектива, изучение образовательной облас-ти «История» призвано обеспечить:

-- овладение основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте;

-- развитие способностей осмысливать события и Явления дейст-вительности на основе исторического подхода, во взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего; умении творчески применять исторические зна-ния;

-- формирование ценностных ориентации и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

-- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное насле-дие своей страны и всего человечества.

По мнению научного коллектива Института общего среднего обра-зования РАО, предметом других общественных наук являются либо общие закономерности социального развития в целом, либо современные тенден-ции развития отдельных сфер общественной жизни.

Другие научные коллективы и отдельные авторы, в том числе также из РАО, например В.Г. Безрогов, М.В. Богуславский и О.Е. Кошелева (Институт теории образования и педагогики РАО), считают, что в послед-ние годы кардинально трансформировалась иерархия целей и задач исто-рического образования, в которой ранее доминировала специфически по-нимаемая «воспитательная» ориентация («формирование мировоззрения»). По мнению этой научной группы, можно выделить следующие задачи школьного исторического образования:

-- развитие исторического мышления школьников на базе материа-ла, представленного в учебных пособиях;

-- формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;

-- воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

-- восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

-- знакомство с основными концепциями и теориями, описы-вающими и объясняющими развитие общества;

-- формирование исторической грамотности на современном меж-дународном уровне;

-- развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

Таким образом, сегодня при изучении истории одной из главных становится цель просветительская, а именно сообщение знаний о про-шлом, необходимых всякому культурному человеку.

Но учитель сегодня не должен приобщать учеников к основам еди-ной государственной идеологии и требовать от детей однозначного воспроизведения информации. Традиционная для нашего образования цель -- воспитание патриотизма, считает авторский коллектив В.Г. Безрогова, возможна и необходима лишь в корректном сочетании с указанными це-лями и задачами исторического образования.

Есть сегодня авторы, которые категорически отрицают такую цель исторического образования, как воспитание патриотизма, любви к Родине. Так, например, А.Ю. Головатенко пишет: «Между тем в конце XX в. профессиональному историку и профессиональному педагогу странно не по-нимать, что изучение прошлого не может и не должно рассматриваться как повод для формирования тех или иных качеств личности, даже самых пре-красных. ...Естественные человеческие чувства, к числу которых, несо-мненно, относится и любовь к родине, возникают не в результате органи-зованных педагогических акций, рождаются не из рассказов о подвигах предков; тут срабатывают более тонкие механизмы» [8, С. 18].

Против тезиса о воспитании историей выступает и Ю.Л. Троцкий: «Мы исходим из того, что ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории России, ни подчеркивание самобытности и непохожести нацио-нального пути нашей Родины не составляют воспитательной задачи пред-мета истории. Настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключает-ся в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций» [8, С. 18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.