Министерство образования Республики Башкортостан
ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж
ПЦК социально-педагогических дисциплин и педагогической практики
Допущена к защите
Председатель ПЦК
_____________ Горелкина Н.Ф.
Выпускная квалификационная работа
на тему: "Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков"
Выполнила студентка
5 курса специальности
"Социальная педагогика"
Шамсутдинова Гульсина Рашитовна
Руководитель Алешина
Александра Викторовна
Стерлитамак, 2008
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
1.1 Сущность и причины гиперактивности в подростковом возрасте
1.2 Содержание понятия "самоконтроль поведения"
1.3 Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-практическая работа по определению форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков
2.1 Диагностика уровня самоконтроля поведения гиперактивных подростков
2.2 Работа по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
2.3 Анализ результатов опытно-практической работы по определению форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность данного исследования состоит в том, что в последние годы становится довольно острой проблема расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей. И если еще несколько лет назад в подростковых классах их было по одному - два на класс, то сейчас - до 10-ти и более [43]. Гиперактивность является серьезной проблемой, так как встречается у большого количества подростков. По данным разных исследователей ею страдают от 2,2 до 18% подростков, и мешает их социальной адаптации [6]. Известно, что дети, страдающие гиперактивностью, относятся к категории "группа риска" по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Важно знать, что гиперактивность мальчиков встречается в 9 раз чаще, чем у девочек. По разным данным, у 30-70 % детей проявления СДВГ переходят во взрослый возраст, особенно если не заниматься формированием самоконтроля поведения [1]. Мало кто задумывается, что же в конечном итоге происходит с такими подростками. Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания за свое поведение в школе и дома, они, вслед за учителями, считают себя совершенно никчемными, абсолютно неисправимыми, постепенно свыкаясь с этой мыслью. В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность и более того для возникновения случаев правонарушений, антисоциальных поступков. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу.
Родители, да и учителя-предметники не владеют методическим материалом по формированию самоконтроля поведения гиперактивных детей. У 70% гипеактивных детей низкий уровень самоконтроля, что вызвано причинами социального характера. Неправильное семейное воспитание, ошибки педагогов способствуют занижению уровня самоконтроля. Выполненный Т. И. Гаваковой литературный анализ дает достаточно полное представление об истории изучения проблемы самоконтроля у нас в стране и за рубежом [8].
Изучением проблем гиперактивности подростков занимались зарубежные ученые Михаэль Пассольт, А. Вёльфль, П. Уффельман. Следует обратить внимание на исследования отечественного психолога Е. А. Заметкина, в которых установлена связь между биохимией мозга и поведением. Ученому удалось определить нейробиологические различия между обычными и гиперактивными детьми. Отечественный педагог С. Макаренко разрабатывал рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей. Ряд отечественных педагогов: И. П. Брязгунов, Д. Коннерс считают синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) важным отклонением психосоциального развития, тесно связанным с патологическими формами поведения. В ходе анализа литературы можно выделить слабое рассмотрение вопроса о формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Данная дипломная работа рассматривает аспекты деятельности социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков, что определяет новизну.
Объект исследования: процесс формирования самоконтроля поведения гиперактивных подростков.
Предмет исследования: формы работы социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков.
Цель исследования: выявить эффективные формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков.
Гипотеза исследования: процесс формирования самоконтроля поведения гиперактивных подростков даст положительный результат, если выявить и использовать эффективные формы работы социального педагога в этом направлении.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать социально-педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность и причины гиперактивности в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть содержание понятия "самоконтроль поведения".
4. Определить содержание работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков.
5. Выявить эффективные формы работы социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков.
База исследования: МОУ СОШ д. Узбяк Гафурийского района РБ.
Гиперактивность - это встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью [30].
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивного ребенка. Это одно из самых частых детских поведенческих расстройств, а у многих оно сохраняется и в зрелом возрасте. Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект - она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.
Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например, в школьной деятельности [9]. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.
Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что подросток чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется [10].
СДВГ встречается в США у 3-5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается, по крайней мере, в 4 раза чаще, чем у девочек [6].
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. В настоящее время у школьников подростковых классов распространенность его принимают равной 3--10%. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В 30--70% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст [6].
Выделяют два типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Первый характеризуется преобладанием невнимательности, второй - сверхактивности и импульсивности [20].
Различают простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна. Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, т.е. возникать в результате других заболеваний или родовых травм и инфекционных поражений центральной нервной системы, например, после перенесенного гриппа. [1]
Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков, это:
1) Синдром гиперактивности без дефицита внимания.
2) Синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках").
3) Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант) [12].
Основные симптомы СДВГ - это: постоянное беспокойство и неусидчивость, излишняя шумливость (ребенок слишком громко разговаривает или играет), неспособность выслушать других (ребенок постоянно перебивает), неспособность выполнять указания и следовать инструкциям, дефицит внимания и забывчивость, неконтролируемое передвижение по комнате, быстрая потеря интереса к заданиям и играм, неспособность закончить начатое дело, например, домашнее задание [31].
Рассмотрим более подробные описания основных проявлений синдрома
нарушения внимания с гиперактивностью.
Нарушения внимания включают: 1) неспособность сохранять внимание: подросток не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении; 2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете; 3) частые забывания того, что нужно сделать; 4) повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое; 5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Учителя и родители жалуются, что подросток нигде не проявляет упорства в учебе. Некоторые подростки не могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7