Отмечают несколько наиболее общих ошибок в выполнении программы самоконтроля. Это ситуации, когда человек а) пытается выполнить слишком много, слишком быстро, установив нереальные цели; б) позволяет длительную отсрочку поощрения соответствующего поведения и в) устанавливает слабые поощрения. Соответственно, эти программы оказываются недостаточно успешными [33].
5. Завершение программы самоконтроля. Последний шаг в процессе разработки программы самоконтроля -- уточнение условий, при которых она считается завершенной. Другими словами, человек должен точно и обстоятельно определить конечные цели -- регулярное выполнение физических упражнений, достижение установленного веса или прекращение курения в предусмотренный промежуток времени. Вообще говоря, полезно завершать программу самоконтроля, постепенно снижая частоту поощрений за желаемое поведение [1].
Успешно выполненная программа может просто исчезнуть сама по себе или с минимальными сознательными усилиями со стороны человека. Иногда человек может сам решить, когда и как закончить ее.
Таким образом, содержание понятия "самоконтроль поведения", в конечном итоге, ставит цель формирование новых улучшенных форм поведения, которые сохраняются навсегда -- например, таких навыков как успешно работать, не курить, регулярно заниматься физическими упражнениями и правильно питаться. Конечно, человеку нужно всегда быть готовым восстановить стратегии самоконтроля, если вновь появятся неадаптивные реакции.
1.3 Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центре внимания группы, но их собственное внимание никак не сфокусировано на своем Я. Движения их дезориентированы и не имеют четкой направленности. Пространство при этом не структурируется [29].
Исследования заставили нас обратиться к содержанию деятельности социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков, а именно попыткам улучшить способность подростков более осмысленно обращаться с пространством и временем. Чтобы приблизиться к решению нашей задачи, в работе социального педагога необходимо выделить ряд задач:
ь развить у детей чувство ритма;
ь воспитать уверенность в себе;
ь развить контактность и общительность;
ь выработать способность концентрировать внимание;
ь развить невербальную выразительность.
В организации помощи гиперактивным подросткам и их родителям необходимо участие педагогов-воспитателей, учителей. И здесь неоценима роль социального педагога в психоло-медико-социальном сопровождении. Выполнение рекомендаций специалиста позволяет нормализовать взаимоотношения классного руководителя с "трудным" ребенком и его родителями, помогает подростку достичь более высоких результатов на занятиях, в учебе. Подчеркивается, что с такими подростками надо работать индивидуально, особое внимание, уделяя их отвлекаемости, слабой самоорганизации [5]. Подросток, страдающий СДВГ, обычно проходит обучение вместе со сверстниками, но учителю следует уделить внимание его потребностям, например, дать больше времени на выполнение задания, посадить ребенка в той части комнаты, где он будет меньше отвлекаться. Все эти моменты раскрывает социальный педагог.
Просветительская работа социального педагога включает просвещение родителей в этом направлении. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящей работы по формированию самоконтроля поведения.. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все "неправильным воспитанием", они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным учителем, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим нарушения поведения ребенка целиком на счет ошибок родителей [34].
Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо чтобы социальный педагог объяснил им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т. п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.
Имеются специальные организации поддержки родителей, дети которых страдают синдромом нарушения внимания с гиперактивностью (Ассоциация помощи детям с нарушениями внимания и др.) [19].
В работе социального педагога находят отражение формы психолого-педагогического характера, так как здесь реализуется, в большей степени, коррекционная и психотерапевтическая функция. Хотя опыт применения психотерапии при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью недостаточен, уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, несомненно, способствуют формированию самоконтроля поведения гиперактивного подростка. Если родители сами имеют психические отклонения, которые не позволяют изменить отношение к ребенку, то помогает лекарственное или психотерапевтическое лечение одного или обоих родителей. Неотъемлемая часть психотерапии -- объяснение ребенку на понятном ему языке, в чем причина его неудач в жизни. Психотерапия может быть результативной в запущенных случаях синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, когда ребенок уже сполна познал на себе все отрицательные последствия этого заболевания. Однако как метод радикального лечения психотерапия неэффективна [1].
Психотерапевтический метод при различных формах гиперактивного поведения может быть ведущим в работе социального педагога в ряде случаев и использоваться в виде индивидуальной психотерапии, направленной на установление доверительного контакта, предоставление возможности ребенку или подростку раскрыться в своих переживаниях, помогает ему осознать причины собственных проблем, узнать отрицательных свойств своего характера, выработать критическое к ним отношения, сформировать умение руководствоваться в поступках не "эмоциональной логикой", а разумом, принципом реальности. Целью терапии являются выявление критических для конкретной личности жизненных ситуаций, порождающих дезадаптацию, и умение справляться с ними, выработка новых форм адекватного реагирования в сложных жизненных ситуациях, замещение прежних способов разрядки эмоций (агрессия, алкоголизация, суицид, депрессия, антисоциальное поведение) новыми конструктивными формами поведения в виде творческого самовыражения, увлечений, выбора интересной профессии, обучения способам саморегуляции, приемам аутотренинга [44].
При работе с гиперактивными личностями социальный педагог формирует и тренирует волевые механизмы, содействует сосредоточению, умению регулировать свое эмоциональное состояние, работает над повышением самооценки, вырабатывает чувства ответственности, завершения намеченного дела, регламентация и контроль поведения. Наиболее частым методом индивидуальной терапии является в данном случае рациональная, разъяснительная терапия. Эффективны также методы внушения, прямого и косвенного, так как именно в детском и подростковом возрасте внушаемость повышена. Рекомендуются также методы самовнушения в виде аутогенной тренировки и обучения приемам саморегуляции эмоционального и физического состояния, что также повышает самооценку подростка [44].
Работа с гиперактивными подростками может быть у социального педагога направлена на осознание причин агрессивности, расширение предела терпимости, выработку способов социального контроля, способов неконфликтного разрешения ситуаций. Таким образом, формируется способность контролировать свои состояния, прислушиваться к мнению других, увеличивается способность к самоконтролю.
Состояние психического и физического здоровья детей во многом зависит от условий, в которых происходит процесс их обучения и воспитания. Школьная неуспеваемость, социальная дезадаптация по-разному сказываются на состоянии психического здоровья детей и могут привести к неврозам, астении, психопатическим реакциям. Подобные состояния развиваются у детей вследствие умственных и физических перегрузок, нарушения микросоциальных контактов в кругу сверстников, со взрослыми - родителями, учителями. Нередки случаи травли детей со стороны педагогов, навешивания ярлыков, необъективного отношения к их личности и поведению. Причина тому - слабая психолого-педагогическая подготовленность учителей, грубое и пренебрежительное отношение к учащимся.
В практике учебно-воспитательной работы социальные педагоги чаще всего ограничиваются общепринятыми мерами воздействия - поощрением и наказанием. Поэтому отношения, которые устанавливаются между взрослым и ребенком, учителем и учеником, следует рассматривать как недостаточно естественные, так как ребенок постоянно "должен" быть исполнительным, послушным. К сожалению, многие педагоги не всегда задумываются над тем, что в неравных отношениях с ребенком они способствуют порождению психотравмирующих факторов, вызывающих отклонения от нормального физического и психического развития личности ребенка [27].
В работе с детьми социальному педагогу необходимо, прежде всего, следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию. В более широком смысле индивидуальный подход должен быть применим в равной степени ко всем детям, предполагая знание педагогом личности каждого ребенка. Психическое развитие детей протекает неравномерно, и социальный педагог в этом смысле должен быть постоянно начеку, он должен своевременно заметить отклонения в психическом развитии ребенка, чутко реагировать на изменения его потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Только следуя этим принципам, педагог сумеет избрать правильную тактику и определить те индивидуальные меры воздействия, которые наиболее эффективны по отношению именно к этому ребенку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7