Рефераты. Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков

p align="left">У Гульдар всего 32 балла, которые показывают средний уровень самоконтроля. Самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования. Высказывает свое мнение после старших по возрасту и положению.

У этих подростков низкий уровень самоконтроля поднялся до среднего. Их диаграммы 7. видно, что наилучший результат у Айгуль К. и Мурата Р.

2. Результаты диагностики уровня контроля эмоций по "Вопроснику для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении" Г.С. Никифоровой показали, что уровень контроля эмоций как показатель имеет положительную динамику. Результаты обобщаются в диаграммах 8, 9, 10, 11.

К. Айнур. Эмоциональный самоконтроль составляет 17 баллов, самоконтроль в деятельности - 17 баллов, из них предварительный самоконтроль - 5, текущий - 3, социальный самоконтроль (самоконтроль в поведении) - 16. В итоге получилось 50 баллов, что составляют средний уровень самоконтроля.

Диагностика уровня контроля эмоций у Айнура К.

Диаграмма 8

На вопрос №1 "Меня считают вспыльчивым, невыдержанным человеком" ответил "иногда". Так же на вопрос №29 "Иногда мне говорят о том, что в моем голосе и манерах излишне проявляется возбужденность" - ответ отрицательный.

Диагностика уровня контроля эмоций у Айгуль К.

Диаграмма 9

Из этой диаграммы видно, что эмоциональный самоконтроль поднялся до 13 баллов, самоконтроль в деятельности до 19 баллов, социальный самоконтроль - до 19 баллов. В итоге получается 51 балл, которые являются показателем среднего уровня самоконтроля.

Эмоциональная неустойчивость в отдельных ситуациях, которую можно было заметить в ее ответах, изменилась в лучшую сторону. Она отметила, что когда сильно переживает по какому-то поводу, то редко перестает следить за своими действиями (вопрос №21).

Диагностика уровня контроля эмоций у Мурата Р.

Диаграмма 10

Эмоциональный самоконтроль - 19 баллов, самоконтроль в деятельности - 19 баллов, социальный самоконтроль - 20 баллов. Итого - 58 баллов. Это самый высокий результат среди гиперактивных подростков. Уровень самоконтроля с низкого показателя поднялся до среднего. Так, в вопросе №18 "Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей", уже ответ отрицательный.

Диагностика уровня контроля эмоций у Гульдар Р.

Диаграмма 11.

Из данной диаграммы можно понять что, эмоциональный самоконтроль увеличился до 17 баллов, однако самоконтроль в деятельности также 18 баллов, а социальный самоконтроль увеличился до 19 баллов. В итоге получилось 54 балла. Гульдар отмечает что, выступая перед аудиторией, старается следить за своим голосом и жестами. По нашему мнению, у нее это уже получается. Написала, что когда слишком увлеченно что-то рассказывает, ее речь не становится сбивчивой (вопрос №33).

3. Для оценки уровня коммуникативного контроля в общении использовался тест Л.Д. Столяренко "Уровень коммуникативного контроля в общении". Результаты предлагаются в диаграмме 12.

Диагностика уровня коммуникативного контроля в общении

Диаграмма 12

Данная диаграмма показывает, что уровень коммуникативного контроля имеет положительные тенденции. Максимальный результат у Р. Мурата. У всех подростков средний коммуникативный контроль. Приведем некоторые примеры.

К. Айнур: "Я бы, пожалуй, мог валять дурака, чтоб позабавить или привлечь внимание окружающих".

К.Айгуль: "Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле".

Р. Мурат: "Из меня мог бы выйти неплохой актер".

Р. Гульдар: "В разных ситуациях в общении с разными людьми я веду себя совершенно по-разному".

После проведенной работы по формированию самоконтроля поведения уровень самоконтроля у всех 4-х подростков поднялся до среднего. А вместе с тем, мы отмечаем изменения в признаках гиперактивности подростков.

Айнур с удовольствием выполняет просьбу, связанную с физическим трудом, движением. Любимый урок - физическая культура. Проведенная с ним работа, дала очень маленькие, но положительные результаты. Понизилась отвлекаемость, невнимательность. В более легкой степени проявляется беспокойность, чрезмерная активность перестал настаивать на немедленном исполнении своих желаний. Чтобы получить более эффективный результат, необходимо с ним продолжить работу, занятия - тренинги. По возможности оказать медико-психологическую помощь.

Айгуль добросовестная, ответственная девочка, учится хорошо, всегда старается выполнить домашние задания. Гиперактивность проявлялась в виде неусидчивости, суетливости, плаксивости. Проведенная работа дала хорошие положительные результаты. Уменьшились случаи быстрой и явной смены настроения, плаксивости, частой переключаемости внимания. В низкой степени проявляется нетерпеливость и быстрое разочарование. Наиболее эффективные формы работы с ней - это занятия - тренинги. Лучше всех справлялась с упражнениями: "Спящие львы", "Не смеяться", "Телекинез". При совместной работе с семьей можно достичь гораздо лучших результатов.

Мурат очень талантливый мальчик. Гиперактивность проявлялась неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий, "влезанием" в разговор других людей, частыми драками с другими детьми. Но после проведенной работы самый лучший результат получился у него. Понизилась двигательная активность, уменьшились дневные фантазии. Его стали принимать в группу, научился играть в коллективе по правилам, ждать своей очереди. Наиболее эффективным способом формирования самоконтроля поведения его гиперактивности являлись релаксационные упражнения. Больше всех ему понравилось релаксация "Убавь ток", "Золотая нить", "Абажур".

Р. Гульдар. Гиперактивность сопровождалась частыми выкриками с места, неряшливым выполнением школьных заданий. Учителя - предметники жаловались, что, несмотря на все наказания, она ведет себя плохо. Наша работа не прошла зря, дала положительные результаты. Не поддается влиянию других, не вмешивается в занятия других подростков. Уменьшилась невнимательность, отвлекаемость, двигательная активность.

Очень активно участвовала в классном часу, на диспуте. Это говорит о том, что апробация комплекса мероприятий прошла успешно; отобранные формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения показали свою эффективность.

Выводы по второй главе

Опытно-практическая работа проходила на базе МОУ СОШ д. Узбяк Гафурийского района РБ. Экспериментальную группу составили 4 человека с признаками гиперактивности. На диагностическом этапе работы мы определили уровень самоконтроля посредством таких методов диагностики как:

1) Наблюдении в урочной и внеурочной деятельности (бланк наблюдений Г.С. Никифоровой) на определение способности прилагать усилия воли для преодоления препятствий;

2) "Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении" (Г.С. Никифорова);

3) Тест "Уровень коммуникативного контроля в общении" (Л.Д. Столяренко).

Мы выяснили, что большинство гиперактивных подростков не умеют контролировать свои эмоции, 50% не владеют силой воли, у 75% слабый коммуникативный контроль.

Таким образом, была организована попытка формирования самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Разработан цикл мероприятий, куда вошли классные часы, игровые тренинговые занятия и этическая беседа. Повторная диагностика показала положительную динамику в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Так, показатель силы воли изменился, появилась динамика, на 25% увеличились умения детей производить контроль эмоций; группа со слабым коммуникативным контролем исчезла, перешла в среднюю группу коммуникативного контроля. Таким образом, мы можем отметить, что комплекс мероприятий показал эффективность и отобранные нами формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков были результативны.

Заключение

Гиперактивность является серьезной проблемой, так как встречается у большого количества подростков.

В ходе анализа литературы можно выделить слабое рассмотрение вопроса о формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Родители и учителя не владеют этим методическим материалом. Поэтому целью нашей дипломной работы явилось: определить содержание и выявить эффективные формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Процесс формирования самоконтроля поведения гиперактивных подростков даст положительный результат, если определить содержание и эффективные формы работы социального педагога в этом направлении.

После проведенной опытно-практической работы по формированию самоконтроля поведения уровень самоконтроля у всех гиперактивных подростков поднялся до среднего, наметилась тенденция снижения признаков гиперактивности.

Проведенная работа дала положительные результаты. Отобранные формы и содержание работы социального педагога показали свою эффективность. Занятия-тренинги использовались для развития коммуникативных умений, способности к самооценке, для воспитания чувства коллективной ответственности и взаимопомощи. Диспут, как форма, способствует развитию самостоятельного мышления, умения вести спор, отстаивать свои убеждения, не поддаваться влиянию других. Классные часы формируют ценностные отношения между подростками в коллективе, положительное и действенное общественное мнение, формируют систему отношений к окружающему миру.

Этическая беседа работает над формированием нравственных качеств: дружбы и нравственности, честности и правдивости, доброты и душевной щедрости. Игровые занятия наиболее полно реализовали психотерапевтическую функцию. Здесь ребенок мог освободиться от обид, страхов, злобы, агрессии, усвоить новые навыки общения, разрешать конфликтные ситуации. Это говорит о том, что гипотеза нашла свое подтверждение, цель достигнута полностью, задачи решены.

Список литературы

1) Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн : - СПб. : Издательство "Братство". - 2003. - 224 с.

2) Божович, А. Ш. Личность и ее формирование в детском и подростковом возрасте / А. И. Божович : - М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004 - 479 с.

3) Валеев, Г. Х.. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г. Х. Валеев : - Стерлитамак : СГПИ : 2002. - 134 с.

4) Вопросы психологии. Научный журнал. / Учредитель: Российская Академия образования, трудовой коллектив редакции. 2001. - №2.

5) Воспитание трудного ребенка : Дети с девиантным поведением : учеб. - метод. пособие / под ред. Рожкова, М. И. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001, - 240 с.

6) Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал./ Учредитель - ООО "Школьная Пресса". 2007. - № 9. С. 48 - 54.

7) Вьюжек, Т. Логические игры, тесты и упражнения / Т. Вьюжек : - М. : ЭКСМО, 2003. - 304 с.

8) Гавакова, Т. И. Формирование самоконтроля у учащихся 5 - 8 кл. в учебной деятельности / Т. И. Гавакова : - Киев : 1999 - 194 с.

9) Гилленберанд, К. Коррекционная педагогика: обучение трудных школьников / К. Гилленберанд : - М. : Академия, 2007. - 236 с.

10) Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития (перев. с нем. Аитухов, В. Т.) : под ред. Михаэля Пассольта : - М. : Изд. центр "Академия", 2004. - 155 с.

11) Грецов, А. Тренинг уверенного поведения для подростков и старшеклассников. - СПб. : Питер, 2008. - 192 с.

12) Дети-индиго : нам приходят новые дети. М. : Издательство "София", 2007. - 228 с.

13) Долинская, Л. В. Особенности самоконтроля поведения подростков / Л. В. Долинская : - М. : Просвещение - 2201. - 238 с.

14) Кабарухин, Б. В. Рабочая книга методиста-куратора в ССУЗЕ (серия "Учебники, уч. пособия" / Б. В. Кабарухин : - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 288 с.

15) Классному руководителю : Учеб. метод. пособие : под ред. Рожкова, М. Ш. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000, - 280 с.

16) Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа : под ред. Степанова, Е. Н. , Александровой, Ш. А. - М. : ТЦ "Сфера". 2003. - 128 с.

17) Ковалев, А. Г. , Богдалев, А. А. , Психология и педагогика самовоспитания / А. Г. Ковалев, А. А. Богдалев : - СПб, : Питер, 2006. - 589 с.

18) Колесова, Л. И. Профилактика рискового поведения подростков / Л. И. Колесова : - М. : Изд. центр "Академия", 2005. - 120 с.

19) Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон : - М. : Политздат. 2001. - 335 с.

20) Корнилова, Г. В. Подростки группы риска / Г. В. Корнилова : - СПб. : Питер, 2005. - 336 с.

21) Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов : - М. : ТЦ "Сфера", 2000. - 424 с.

22) Наторп, П. Социальная педагогика. 3-е издание / П. Наторп : - СПб. : Питер, 2003. - 385 с.

23) Немов, Р. С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов : - М. : Гуманит. Изд. центр "Владос", 2001. - 630 с.

24) Основы специальной психологии. : под ред. Кузнецовой, Л. В. : М. : Изд. центр "Академия", 2002 - 480 с.

25) Пасерник, Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в подростковом возрасте / Л. В. Пасерник : - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 112 с.

26) Повышение ответственности школьников за качество учебы. Медведицкая, А. П. - М. : Академия, 2003.

27) Психология самосознания. Под ред. Райгородского, Д. Я. Самара : Бахра-М. : 2003. - 671 с.

28) Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной, В. И. - М. : Просвещение - 2003. - 303 с.

29) Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер : - М. : Прогресс, 2004. - 420 с.

30) Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер : - М. : Вече - Аст, 2000. - 592 с.

31) Рожков, М. И. , Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова : - М. : Изд-во Владос-Пресс, 2004. - 384 с.

32) Рувинский, Л. И. Самоконтроль как средство самовоспитания / Л. И. Рувинский : - М. : Просвещение. - 2000. - 238 с.

33) Самоконтроль человека. Под ред. Никифорова, Г. С. , М. : Гуманит. Изд. Центр "Владос", 2005. - 529 с.

34) Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : под ред. Ядова, В. А. СПб. : Питер, 2006. - 264 с.

35) Сафин, В. Ф. Введение в психодиагностику личности школьника / В. Ф. Сафин : - Уфа : 1990. - 94 с.

36) Семенюк, А. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / А. М. Семенюк : - М. : Академия, 2004. - 396 с.

37) Словарь по социальной педагогике : уч. Пособие для студентов вузов / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев :- М. : Изд. Центр "Академия". 2002. - 368 с.

38) Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко : - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 736 с.

39) Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко : - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 541 с.

40) Учительская газета : независимое педагогическое издание. / Учредитель: журналистский коллектив. 2005. - № 34. С.16

41) Фалькович, Т. А. , Толстоухова, Н. С. , Высоцкая, Н. В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях : 5-11 кл / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова : - М. : ВАКО, 2007, - 256 с.

42) Хрестоматия. Обучение и воспитание детей группы риска. : сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе : - М. : 2006.

43) Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О. В. Хухлаева : - М. : Академия, 2001.

44) Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова : - М. : Изд. Центр "Академия", 2004. - 272 с.

45) Шептенко, Г. А., Воронина, Г. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Изд. центр "Академия", 2001. - 208 с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.