Рефераты. Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков

p align="left">Конкретные задачи педагога при осуществлении индивидуального подхода к детям заключаются в следующем:

хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования;

при выборе методов и приемов учебно-воспитательного воздействия на детей учитывать их индивидуальные особенности;

*проявлять педагогический такт и уметь предвидеть по следствия того или другого подхода к ребенку[21].

Формы деятельности по формированию самоконтроля поведения носят психолого-педагогический характер, так как здесь реализуется в большей степени психотерапевтическая функция работы социального педагога. Особенно актуальна для подростков игровая психотерапия. Здесь ребенок может освободиться от обид, страхов, злобы, агрессии, усвоить новые навыки контроля в общении и взаимодействии, научиться разрешать конфликтные ситуации. При этом используется как спонтанная, так и управляемая игра. Игровая психотерапия эффективна в преодолении эмоциональных расстройств и отклонений в поведении подростков.

Групповые тренинговые занятия можно использовать на воспитательных мероприятиях по развитию коммуникативных умений, мышления. В воспитательном процессе тренинговые упражнения не требуют творческого мышления, а лишь погружают их в модель ситуации. Дидактические игры в воспитательном процессе позволяют:

- развивать у подростков способности к самоанализу;

- развивать умение конструктивного общения;

-воспитывать чувство коллективной ответственности, гуманности, взаимопомощи.

В эмоциональной сфере необходимо сформировать характер нравственных переживаний связанных с нормами либо отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самоконтроль и т.д. В волевой сфере нужно сформировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков, мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов.

В сфере саморегуляции необходимо сформировать нравственность, правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, рефлексию. И этому содействуют игровые тренинговые занятия.

Из теории мы знаем, что в работе социального педагога находит отражение формы педагогического процесса, в которых можно содействовать формированию самоконтроля поведения. Особой силой обладают классные часы и этические беседы. Классные час - это форма работы, при котором подростки под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Также, классный час формирует самоконтроль в отношениях между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.

Этические беседы чаще всего используются о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости. Эти беседы помогают подросткам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт.

Воспитательный потенциал несут нетрадиционные формы. Так, например, диспут, которой способствует развитию самостоятельного мышления, умения вести спор, отстаивать свои убеждения, не поддаваться влиянию окружающих.

Таким образом, содержание работы социального педагога по формированию самоконтроля включает в себя значительную долю психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование навыков регулирования собственных эмоций, выработки навыков конструктивного взаимодействия, формирования аналитичности мышления и навыков самоанализа, рефлексии. Формами деятельности становятся занятия в тренинговых группах, формы педагогического процесса: классные часы, диспуты, этические беседы.

Выводы по первой главе

На основании изученной литературы мы выяснили, что существует множество точек зрения в данной проблеме. Гиперактивность - это встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность синдромов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Ранее причиной СДВГ считали внутриутробное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого, у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречается алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства. Немаловажную роль играют причины социального характера: неправильное семейное воспитание, ошибки педагогов, переход к рыночной экономике. Если не заниматься коррекцией гиперактивности в подростковом возрасте, то в последующем он может перейти в психопатию. Коррекция гиперактивности возможна через формирование самоконтроля поведения. Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Формирование самоконтроля проходит в нескольких этапах: определение формы поведения, сбор основных данных, разработка программы самоконтроля, выполнение и оценка программы самоконтроля, завершение программы самоконтроля. В работе социального педагога большое место уделяется формированию самоконтроля поведения. Формы этого направления деятельности носят психолого-педагогический характер, так как здесь реализуется в большей степени психотерапевтическая функция работы социального педагога. Особенно актуальна для подростков игровая психотерапия, занятия-тренинги, игровые занятия. В работе социального педагога по формированию самоконтроля находят отражение формы педагогического процесса. Особой силой обладают классные часы и этические беседы, где подросток может усвоить новые навыки контроля в общении и взаимодействии, научиться разрешать конфликтные ситуации.

Глава II. Опытно-практическая работа по определению форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков

Целью нашей опытно-практической работы стало выявление эффективных форм работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков.

Задачи:

1) произвести диагностику самоконтроля поведения гиперактивных подростков;

2) содействовать формированию самоконтроля поведения через комплекс мероприятий социального педагога;

3) произвести анализ результатов опытно-практической работы по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков; произвести контрольную диагностику уровня сформированности самоконтроля поведения гиперактивных подростков.

Базой опытно-практической работы являлась МОУ СОШ д. Узбяк Гафурийского района РБ. Контингент учащихся школы составляет 102 человека в основном башкирской и татарской национальности. Школа обеспечена соответствующими кадрами. Всего 20 учителей, из них 18 с высшим образованием, 1 отличник народного образования России. Коллектив работает под девизом: "Повышение познавательной активности учащихся, побуждение к осознанному получению знаний". Школа с профильным обучением - агроэкологическое направление. Школа носит имя Зиннура Идрисова. Имеется школьная дума. Избран президент школы, вице-премьеры, министры образования, культуры, труда, спорта. То есть, школа работает над формированием самоконтроля учеников через органы самоуправления.

Однако имеются свои проблемы и трудности в этом вопросе. Наличие проблемы гиперактивности не случайно. В последние годы все больше и больше увеличивается число расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей. И если еще несколько лет тому назад о таких детях можно было услышать, теперь мы их видим в нашей школе. Обращая внимание на жалобы со стороны учителей, классных руководителей, наблюдений социального педагога можно говорить о существование проблемы гиперактивности. С помощью наблюдения в урочной и внеурочной деятельности поведения учащихся (бланк наблюдения для определения гиперактивности Д. Коннерса) (Приложение 1) мы произвели отбор экспериментальной группы подростков, имеющих признаки гиперактивности. И можем дать характеристику.

Айнур К. Наблюдаемые признаки: двигательное беспокойство очень высокое, постоянно находится в движении. Невнимателен, легко отвлекается, не доводит начатое дело до конца, низкая устойчивость внимания. Постоянно суетится, беспокойный, чрезмерно активный. В довольно сильной степени проявляются приступы ярости, непредсказуемость поведения. Нередко настаивает на немедленном исполнении своих желаний, быстро приходит в состояние фрустрации. Производит впечатление удрученности, упрямства, недовольства. Часто лжет.

Айгуль К. Характеристика поведения: быстрая и явная смена настроения, раздражительность, импульсивность. Нетерпеливость, быстрые разочарования. Частая и явная переключаемость внимания, склонность к проявлениям ярости, взрывное непредсказуемое поведение. Двигательное беспокойство. Легко может расплакаться и часто плачет.

Мурат Р. Гиперактивность проявляется в том, что у него двигательная активность, дневные фантазии, поведение отличается от поведения одноклассников. Не способен работать в группе, не может играть по правилам, поэтому не находит признания у друзей, мешает детям, дразнит их, сердит. Сам изолируется от других детей.

Гульдар Р. Двигательное беспокойство довольно высокое. Постоянное ерзание на месте, невнимательность отвлекаемость. Легко поддается влиянию других детей. Главное отличие от других в том, что она требует к себе чрезмерного внимания со стороны педагогов, что-то бормочет про себя, постоянно издает звуки, все время говорит. Таким образом, мы составили первичное представление о гиперактивных подростках и уровне их самоконтроля.

2.1 Диагностика уровня самоконтроля поведения гиперактивных подростков

Произвести более детальную оценку уровня самоконтроля поведения нам помогли следующие критерии:

1. способность прилагать усилия воли для преодоления препятствий;

2. способность контролировать эмоции;

3. степень коммуникативного контроля в общении.

Методики для определения самоконтроля поведения гиперактивных подростков были отобраны следующие:

1) Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности по бланку наблюдений Г.С. Никифоровой, В.К.Васильева, С.В.Фирсова. Цель наблюдения: выявить, способен ли подросток прилагать усилия воли для преодоления препятствий (Приложение 2).

2) Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (авторы Г. С. Никифорова, В.К.Васильев, С.В.Фирсов). Цель: выявление выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (Приложение 3).

3) Тест "Уровень коммуникативного контроля в общении" (автор Л.Д.Столяренко). Цель: определить уровень коммуникативного контроля в общении (Приложение 4).

Итак, по наблюдению в урочной и внеурочной деятельности мы можем отметить следующие черты:

1. Уровень волевых усилий для преодоления препятствий у гиперактивных подростков низкий.

Айнур К. по результатам наблюдений набрал 21 балл, что характеризует низкий уровень самоконтроля. Особенно это проявляется в использовании сильных волевых качеств в антиобщественных целях. У Айнура самый низкий уровень самоконтроля по сравнению с другими подростками.

Айгуль К. всего набрала 23 балла. По результатам наблюдений можно сказать, что самоанализ иногда может возникнуть под влиянием осуждения окружающих, но самостоятельно не стремится их развивать. С трудом преодолевает препятствия, требующих волевого начала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.