Игра «Будильник»
Содержание: Дети встают в круг, а затем садятся на корточки, закрыв глаза. Услышав звонок будильника во вступлении к песенке, они имитируют лёгкий удар по нему; поют песенку (71, с.71), производя необходимые движения. В процессе освоения данной музыкальной игры, у учеников формируются двигательные навыки.
Текст.
Прозвенел будильник,
Надо просыпаться.
Как не хочется вставать,
Нужно одеваться.
Вот проснулось личико,
Глазки улыбнулись,
Посмотрел на солнышко,
Ручки потянулись.
Нарисую солнышко
Носиком и ножкой.
Очень быстро кашу съем
Я любимой ложкой.
Посмотрите на меня!
Я такой хороший!
Добрый и красивый,
Близкими любимый!
Этапы освоения игры.
Этап №1.
Песенку поет педагог, а ученики лишь производят необходимые действия.
Песенку поют все вместе, выполняя необходимые движения.
Используемые методы: метод упражнения, метод уподоблению характеру, метод приучения.
Этап №2.
Ученикам предлагается добавить к движениям разнообразную мимику, а движения усложнить.
Используемые методы: метод наглядно-слухового показа, метод упражнения, метод приучения, метод уподоблению характеру, метод повторного восприятия.
В данной игре полифонические способности переходят на новый уровень развития. Исполняя песенку, ученик параллельно совершает не только движения ногами и руками, но и ногой, и рукой одновременно. Так на словах: «Нарисую солнышко носиком и ножкой», он должен выполнить сложные скоординированные движения совместно с пением.
Этап №3.
Учитель предлагает ученикам также игровое задание вне песенки:
· нарисовать солнышко обеими руками или ногами, сидя на стуле;
· нарисовать солнышко носиком и ножкой без пения;
· нарисовать солнышко ногой и рукой в одну, а затем в другую сторону;
· нарисовать солнышко носиком и рукой;
· нарисовать солнышко носиком, рукой и ногой одновременно.
Исполнение этой музыкальной сценки требует от ученика достаточно высокого уровня развития полифонических способностей.
Используемые методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.
Трудности формирующего этапа эксперимента заключались в выработке у учащихся навыков распределения внимания и выполнения одновременно нескольких действий. Особая трудность заключалась в развитии координации движений (например: одновременное хлопанье и топанье в разных ритмических рисунках). Гораздо легче преодолевалась трудность, связанная с одновременным пением и выполнением движений. Очень быстро ученики поняли, что определенные движения, связанные с текстом песенки, не мешают, а наоборот, помогают легче запомнить текст, мелодический или ритмический рисунок и т.д.
Во время проведения эксперимента, в целом, проявлялась большая вербальная и невербальная активность учащихся. Ученики активно работали на уроках, проявляли большой интерес и эмоциональную отзывчивость к предложенному материалу, принимали активное участие в музыкальных играх, с удовольствием исполняли песни. Иллюстрировали музыкальные образы своими рисунками. Занятия проходили в атмосфере взаимного доверия, доброжелательности, поиска нового. В время проведения уроков музыки в Э - классе наблюдался повышенный интерес к слушанию музыки, ученики всесторонне старались применить навыки полученные в ходе проводимых нами игр (внимательно слушали музыку, выделяли средства музыкальной выразительности: обращали внимание на изменение динамики звучания, ритмические особенности и т.д.).
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня освоения полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов
На контрольном этапе эксперимента было приведено повторная диагностика с заданиями, подобными заданиям диагностики, проводимой на констатирующем этапе эксперимента.
В целях подтверждения результатов диагностики полифонических способностей нами были даны задания, использованные нами на констатирующем этапе эксперимента (вариант №1 и №2 выявляли функциональный уровень развития полифонических музыкальных способностей (см. с. 48)), но и более сложное задание (вариант №3), выполнение которого свидетельствует об оперативном уровне развития полифонических музыкальных способностей у младших школьников.
Вариант №3. Учитель играет одновременно два голоса с разным ритмическим рисунком в разных октавах в количестве 2 тактов.
Критерии:
· высокий уровень - ученик четко «произносит» два голоса одновременно, хлопая руками о парту или топая ногами;
· средний уровень - ученик делает 1 - 2 ошибки;
· низкий уровень - ребенок не справляется с заданием или отказывается его выполнения.
Результаты диагностики полифонических музыкальных способностей на контрольном этапе (в %) даны в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты диагностики полифонических музыкальных способностей
Уровни
Методы исследования
Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
Эк
Кк
высокий
38
0
19
9
средний
52
28
низкий
24
100
29
63
Анализ результатов диагностики развития полифонических музыкальных способностей у младших школьников позволяет сделать следующие выводы:
1. Уровень развития музыкальных способностей у школьников Э - класса значительно опережает уровень развития данных способностей у школьников К - класса по всем показателям, чего не наблюдалось на констатирующем этапе. При этом обращает на себя внимание также возросший уровень развития учеников К - класса.
2. Данные способности могут быть развиты на определенном (более низком) уровне с помощью методики, принятой за основу проведения уроков музыки в общеобразовательной школе, за исключением полифонических способностей.
3. Уроки музыки в Э - классе проводимые нами по программе С.А. Роговой, дают результаты, показатели которых значительно превышают показатели работы с учениками в К - классе.
4. Наиболее значимые изменения произошли в развитии полифонических способностей у учащихся Э - класса.
Подводя итоги вышесказанному, мы приходим к следующим выводам:
· полифонические музыкальные способности у учащихся младших классов не развиваются в процессе обычной жизнедеятельности без целенаправленного обучения;
· полифонические музыкальные способности у учащихся младших классов могут быть развиты в общеобразовательной школе в процессе профессиональной педагогической деятельности учителя музыки;
· результаты эксперимента позволяют утверждать, что в данном возрасте ребенок способен одновременно осуществлять контроль за двумя или более выполняемых действий или процесса;
· наблюдения за учениками в процессе эксперимента говорят о том, что развитие полифонических музыкальных способностей оказывает воздействие на развитие личности ученика и ведет к обогащению его духовного мира.
* развитие полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- взаимосвязи педагогических, психологических и музыкальных знаний с содержанием, формами и методами педагогической деятельности;
- применение дифференцированного подхода к учащимся;
- обеспечение педагогом взаимосвязи эмоционально - волевого и интеллектуального развития учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Заключение
На основании проведенного исследования, цель которого состояла в выявлении, и доказательстве возможности развития полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе была достигнута.
Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическую литературу по развитию полифонических музыкальных способностей. Было доказано на практике, что полифонические музыкальные способности могут быть развиты на определенном уровне у детей младшего школьного возраста в игровой форме и с помощью специальных методов музыкального обучения, которые применяются с учетом уровневого механизма развития полифонических музыкальных способностей.
Опыт показал, что младшие школьники с удовольствием участвуют в музыкальных играх, направленных на развитие музыкальных полифонических способностей. Они проявляли активность, творчество. Уроки проходили в атмосфере взаимного доверия, доброжелательности, поиска нового.
Следует отметить, что развитие полифонических музыкальных способностей младших школьников приводит к успешной деятельности на других уроках, основанной на распределение внимания. У учеников Э - класса улучшилась грамотность в написании диктантов по русскому языку.
На наш взгляд, данное предположение нуждается в дальнейших исследованиях.
Развитие полифонических музыкальных способностей у учащихся начальных классов общеобразовательной школы стало успешным, благодаря следующим педагогическим условиям:
· взаимосвязь педагогических, психологических и музыкальных знаний с содержанием, формами и методами педагогической деятельности;
· применение дифференцированного подхода к учащимся;
· обеспечение педагогом взаимосвязи эмоционально - волевого и интеллектуального развития учащихся младших классов общеобразовательной школы
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана, а цель исследования - достигнута.
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.
2. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
3. Авдеев В.М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически - музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии.// В помощь военному дирижёру. - М., 1981, выпуск 1.
4. Аминов Н.А. Психофизиология и психофизиологические предпосылки педагогических способностей.// Вопросы психологии. - 1988, №5.
5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983
6. Ананьев Б.П. Задачи психологии искусства. //Художественное творчество. - Л., 1982.
7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
9. Асафьев Б.В. Речевая интонация. - М. - Л., 1965.
10. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.
11. Балакирева Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника. Диссертация. - Саратов, 1996.
12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974
13. Бахтин В.В., Шипилкина Т.А. Уроки - праздники. Интеграция искусств в начальной школе. - СПб.: Нива, 2002.
14. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: Academia, 2002.
15. Богословский В.В. Общая психология. - М., 1978.
16. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докторская диссертация в 2т. - КГУ, К., 1990.
17. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.
18. Брунер Д. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. - 1987, №1.
19. Василевский А.К. Искусство и школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1981.
20. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
21. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968.
22. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965.
23. Выготский Л.С. Психология. - М.: Апрель Пресс Эксмо Пресс, 2002
24. Газман О.С. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991
25. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феликс+, 2005
26. Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. - М.: АПН РСФСР, 1951
27. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1983.
28. Джалоголия Л.А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопросы психологии - 2001, №1.
29. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
30. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1998.
31. Дубровина И.Л., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М., 1988.
32. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1, т.2. - М.: Педагогика, 1986.
33. Исхакова Г.Т. Педагогические условия художественно - музыкального развития детей 5 - 7 лет, диссертация. - Уфа, 2001.
34. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Издание 3. - М.: Просвещение, 1989.
35. Канн-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990
36. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. - М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1993
37. Кетман Г. Элементарное музыкальное воспитание. - М.: Советский композитор, 1978.
38. Кирдяшкина Т.А. Учебное пособие. Методы исследования внимания - М.: Таланты - XXI век, 2004.
39. Кирнарская Д.К. Новый имидж музыкального образования в XXI веке // Культура, искусство, образование. - 2003, №3.
40. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В. и др. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. - М.: Академия, 2003.
41. Коменский Я.А. Великая Дидактика. - М.: Педагогика, 1982.
42. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. - Киев, 1990.
43. Королева Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование. - Минск, 2003.
44. Кочетов А.И. Педагогические технологии - Славянск-на-Кубани: Центр СФАГПИ,2002.
45. Кочетов А.И. Исследовательская деятельность в школе. - Славянск-на-Кубани: Центр СФАГПИ,2002.
46. Леви В.А. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. - 1966, №8
47. Леонтьев А.Н.О механизме чувственного отражения.// Вопросы психологии. - 1959, №2.
48. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981
49. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. - М.: Мысль, 1995.
50. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. - М.: Советский композитор,1982.
51. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1967.
52. Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. - М., 1976.
53. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976.
54. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. - М., 1980.
55. Мюллер Т. Гармония. - М.: Музыка, 1982.
56. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка,1972.
57. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки. - М., 1980.
58. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.: Просвещение, 1994.
59. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Издание 3. - М., 2000.
60. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев, 1975.
61. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. // Вопросы теории и эстетики музыки, вып.2. - М., 1998.
62. Педерей О.И. Развитие тембрового слуха в формировании музыканта: диссертация. - СПб., 2004
63. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Пассим, 1994.
64. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. - 1988, №5.
65. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольника. - М.: Academia, 2000.
66. Ражников В.Г. Тир принципа новой педагогики в музыкальном обучении. // Вопросы психологии. - 1988, №1.
67. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - М.: Современное слово, 2001.
68. Римский - Корсаков Н.А. Избранные статьи. - М., 1966.
69. Рогова Е.И. Общая психология. - М., 1988.
70. Рогова С.А. Музыка. Авторская программа. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2003.
71. Рогова С.А. Музыкально-сценическая деятельность детей 4 - 5 лет. - Пенза, 2008.
72. Рогова С.А. Развитие полифонических музыкальных способностей у детей 4 - 5 лет. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008.
73. Рогова С.А. Особенности развития личности в процессе формирования её полифонического мышления.// Материалы международной научно-практической конференции.- Пенза - Тула, 2004.
74. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: АН СССР, 1957.
75. Рыцарева М.Г. Музыка и я. - М.: Музыка, 1994.
76. Самойлова Л.В. Развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке: диссертация. - Челябинск, 2004.
77. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
78. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.
79. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М.: Музыка, 1970.
80. Таллина О.А. Развитие музыкальных способностей на примере музыкального звуковысотного восприятия: диссертация. - М.,1995.
81. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1988.
82. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
83. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР - М.- Л., 1947, вып.2.
84. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. Выпуск 11. - М. - Л., 1947.
85. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 - 4 классы. - М.: Просвещение. 1994.
86. Футлик Л. Я вижу мир. - М.: Всероссийский центр художественного творчества, 1995.
87. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2000.
88. Цымбалюк Е.А. Становление теории и методики оценочной деятельности учителя музыки. - Минск, 2004.
89. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждение, мнения. - М.: Интерпракс, 1994.
90. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994.
91. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М.: Просвещение, 1990.
92. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Логос, 1996.
93. Шаповалова О. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
94. Элиава Н.Л. К вопросу о роли установки в процессах восприятия // Вопросы психологии. - 1961, №1.
95. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11