Рефераты. Развитие полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы

p align="left">Критерии:

· высокий уровень - ребенок быстро и правильно производит два действия одновременно, при этом каждый образ существует как бы независимо от другого;

· средний уровень - ребенок достаточно точно совершает действия одной рукой, при этом другая рука выполняет резкие движения, мало соответствующие нужному образу;

· низкий уровень - ученик не в состоянии справиться с заданием или отказывается его выполнить.

Вариант №2.

Учитель первоначально предлагает простучать одной рукой ритм слова «дедушка», а другой рукой ритм слова «мама».

Задача: необходимо простучать одновременно эти два слова двумя руками. При этом решающую роль играет ритмическая организация этих слов. Критерии:

· высокий уровень - ученик быстро, четко, «произносит» два слова одновременно, ударяя руками о парту или ногой об пол.

· средний уровень - ученик точно «произносит» ритм заданного слова одной рукой, при этом другая рука выполняет удары, не соответствующие ритму другого заданного слова;

· низкий уровень - ученик не в состоянии справиться с заданием или отказывается его выполнить.

Результаты диагностики функционального уровня полифонических музыкальных способностей (в %) представлены в таблицы 1.

Таблица 1. - Результаты диагностики функционального уровня

Уровни

Методы исследования

Вариант №1

Вариант №2

Эк

Кк

Эк

Кк

Высокий

0

0

0

0

Средний

0

0

0

0

Низкий

100

100

100

100

Анализ результатов диагностики полифонических музыкальных способностей позволяет сделать вывод:

1. Уровень развития музыкальных способностей учеников Э - класса и К - класса практически одинаков.

2. Полифонические музыкальные способности у учеников Э - класса и К - класса не развиты.

2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы

На формирующем этапе эксперимента в Э - классе проводились уроки музыки по программе Д. Б. Кабалевского с внедрением на каждом уроке специальных музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие полифонических музыкальных способностей учащихся, а также ученики Э - класса 1 раз в неделю посещали музыкальный факультатив. В основе факультативных занятий была положена авторская программа С. А. Роговой (70), направленная на развитие полифонических музыкальных способностей детей.

Нам предстояло выяснить возможность использования для развития полифонических музыкальных способностей у младших школьников программы С.А. Роговой, а также ответить на вопрос можно ли за 2 четверти развить данные способности.

Формирующий эксперимент представлял собой тренировочно - развивающий, обучающий этап музыкального развития ученика, которое происходило на основе информации, полученной в ходе констатирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента состояла в выявлении возможности развития музыкальных способностей учеников вторых классов (детей 7 - 8 лет) на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Особенностью организации формирующего эксперимента являлось планирование уроков, а точнее распределение музыкальных игр и упражнений так, чтобы развитие каждой выделенной нами музыкальной способности проходило поочередно в течение всего эксперимента. Таким образом, на уроках происходило комбинирование, сочетание игр, направленных на формирование и развитие разных музыкальных способностей.

Как показала практика, развитие полифонических музыкальных способностей становится возможным на основе разучивания и освоения учениками определенных игр и упражнений.

Приведем примеры использованных нами музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие полифонических музыкальных способностей. Игры разучивались в несколько этапов, которые строились по принципу «от простого к сложному». В основе всех игр направленных на развитие полифонических музыкальных способностей лежит механизм уровневого развития способностей В. Д. Шадрикова: функциональный, оперативный и мотивационный (регулирующий). Функциональный уровень основан на развитии общих способностей ребенка (распределении внимания), оперативный - на «приспособлении» необходимых общих способностей к музыкальной действительности. Мы не рассматривали мотивационный уровень развития, так как в ходе эксперимента нам удалось развить функциональный и лишь приступить к оперативному уровню развития полифонических музыкальных способностей у учащихся начальных классов.

Игра «Мышки»

Оборудование: стул для кота, стулья - норки для мышек, нарисованный циферблат часов.

Содержание: ученики выбирают кота, которые садится на «стул у часов». Остальные ученики - «мышки» рассаживаются на своих стульях (норках) напротив кота.

Текст:

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался странный звон -

Убежали мышки вон.

Этапы освоения игры.

Этап №1.

С первыми звуками песенки (71, с. 54), которую исполняет учитель на первом этапе разучивания игры, ученики - мышки начинают приближаться к часам. По окончании песенки (музыки) ученики стараются убежать и спрятаться в своих «норках» (сесть на стулья). Кот должен поймать кого - либо из мышек. В этом случае мышка становится котом и игра продолжается.

В данном этапе разучивания музыкальной игры учитель организовывает игровой процесс в целом: ученики учатся «подкрадываться» к коту под музыку и убегать от него по окончании песенки. Учитель использует следующие методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод уподоблению характера.

Этап №2.

Этот этап был направлен на развитие у ученика произвольных форм внимания и волевых процессов. На данном уровне развития у учеников формируются умения и навыки координации движений с музыкой. Ученики убегают уже не произвольно (после окончания песенки), а услышав «звон» часов, который педагог производит по своему желанию на инструменте. Также ученикам предлагалось одновременно с разучиванием песенного текста и исполнять его параллельно с уже разученными движениями, что представляет для многих учеников значительную трудность.

Используемые методы: метод наглядно-слухового показа, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод упражнения.

Этап №3.

Этот этап состоял в следующем: учитель прерывал музыку на любом месте песенки. В это время «мышки» должны остановиться, «замереть» и продолжить движение при дальнейшем продолжении песенки. Данный вариант игры направлен на развитие у ученика воли, произвольных форм познавательных процессов. Происходила работа над развитием мимики учеников, которая имеет большое значение в развитии их коммуникативных способностей, точности и чуткости музыкального восприятия и т.п.

Используемые методы: метод упражнения, метод сравнения, метод контрастных сопоставлений, метод уподоблению характеру.

Этап №4.

Учитель предлагал ученикам «прохлопать» ритмический рисунок песенки: а) без пения, но под аккомпанемент музыкального инструмента; б) вместе со словами песенки; в) без пения и без аккомпанемента.

Используемые методы: метод упражнения, приучения; метод наглядно-слухового показа, метод забегания вперед и возвращения к пройденному .

В этой игре ученики учатся, воспринимая музыку, выделять и осознавать в ней такие её компоненты как: темп, метр, ритм:

· исполняя музыку (музыкальную основу игры) в различных темпах и добиваясь выполнения движений в определенном темпе согласно звучащей музыке, развивает чувство темпа у ученика;

· несколько акцентируя сильную долю в музыкальном сопровождении и добиваясь выполнения шага именно в данный момент, развивает у ученика чувство метра;

· прерывая звучание музыки в любом месте и добиваясь прекращения движений ученика в данный момент, оказывает влияние на развитие воли, координации движений, а также развивает у ученика чувство ритма;

· предложив ученикам «прохлопать» ритмический рисунок песенки в различных вариантах оказывает активное влияние на развитие музыкального ритма ученика.

В этой игре ученик развивает свои полифонические способности. Исполняя песенку, он совершает два различные, но взаимосвязанные между собой вида деятельности одновременно: ходьбу и пение песенки (или произнесение текста). Наибольшую трудность представлял собой последний этап разучивания игры, так как он требовал от ребенка особого распределения внимания, развития музыкальной памяти и координации движений.

Игра«В лесу»

Данная музыкальная игра осваивалась учениками в течение достаточно длительного времени, так как включала в себя несколько уровней:

· разучивание каждого музыкального образа в отдельности;

· ознакомление с мажорным и минорным образами животного и их изображение в ритмопластических движениях;

· запоминание музыкальных образов и их последующее изображение без музыки;

· перечисление музыкальных образов, которые только что были исполнены учителем в музыкальной сказке (каждый раз исполняются разные образы животных).

Содержание: Учитель предлагает совершить путешествие в лес. Не простое путешествие, а путешествие в воображении. После того, как ученики вспоминают правила «путешествия в сказку», учитель исполняет на фортепиано: а) образ какого-либо животного (медведя, птички, зайки); б) музыкальную сказку, состоящую из различных музыкальных образов животных, данных в мажоре или одноименном миноре.

Ученики учатся изображать музыкальные образы животных, различать перцептивный компонент лада, запоминать музыкальные образы и их последовательность.

Правила путешествия в сказку:

1. Сесть удобно, распрямив плечи и положив руки на парту (или на колени), закрыв ротик «на замочек».

2. Позвать внимание, без которого в сказку не пустят.

3. Слушая, «переводить» музыкальный образ в зрительный, представлять образ.

4. Запомнить происходящее.

Медведь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.