2.8.3. Необходимость глобальной стандартизации образования
и использование Сети
Глобализация и развитие технологий - процессы объективные, взаимосвязанные и неизбежные, и образование просто обязано иметь их в виду. Обучение студентов устаревшим технологиям на устаревшей технике, или же ориентация обучения на локально распространённые технологии приводит к тому, что молодой специалист, особенно - сменивший место жительства, либо вообще не может работать по декларированной в его дипломе специальности, либо вынужден изучать всё с нуля. Таким образом, выходит, что деньги государства (читай - налогоплательщиков) и его личные время и деньги, потраченные на его образование, были потрачены зря, - недопустимое расточительство.
Однако сегодняшняя интегрированность большинства российских вузов в мировую Сеть, позволяет преподавателям и студентам постоянно получать оперативную информацию о самых современных открытиях, прорывах и достижениях, о самых последних стандартах и рекомендациях и ориентироваться в образовательном процессе именно на "фронтир", "передний край" науки и технологии.
Возможно, определённым тормозом этого процесса сегодня являются очень конкретные и негибкие государственные программы обучения по тем или иным специальностям. Это реальная проблема: государство по определению весьма косный и догматичный институт и не в состоянии оперативно реагировать на требования настоящего момента, а тем паче - работать на опережение. Государственные институты сегодня могут задавать только приоритеты в области образования. Учебные программы же должен определять сам университет, исходя из этих приоритетов, текущего уровня развития человеческой мысли и наиболее актуальных из стоящих в данный момент перед наукой и человечеством концептуальных вопросов и проблем. Причём программа того или иного курса - это не что-то, раз и навсегда утвержденное, - она должна быть тоже своего рода RFC, запросом для комментариев. И именно Сеть может сегодня сделать эти комментарии возможными на самом различном уровне, т.к. с её помощью любую информацию можно сделать публичной и наладить интерактивное её обсуждение. Причём то, что обсуждение становится дистанционным и может быть анонимным, снижает негативное влияние субординации.
В идеале сеть университета, сеть кампуса должна стать минимальной организованной структурной единицей мировой образовательной Сети. Анонсы материалов, выходящих за круг узкоуниверситетских интересов, могут размещаться на региональном и/или ведомственном образовательном портале или на международных специализированных порталах. Всемирную Сеть не зря называют хорошо структурированной анархией, т.е. некая единая и единственная структура образовательных сетей вряд ли возможна. Создание единственного главного всемирного образовательного портала - тоже, что, конечно, не может помешать уже в недалёком будущем претендовать на эту роль, возможно, сразу нескольким соревнующимся структурам.
Глава 3
Система управления обучением LOTUS LEARNING SPACE, как фактор стандартизации
3.1. Общие сведения
Lotus Learning Space - одна из нескольких наиболее динамично развивающихся и широко используемых во всем мире систем, относящаяся к системам управления распределенным учебным процессом, а не только среда создания курсов. Тем не менее, Learning Space включает все необходимые средства разработки и элементы современного компьютерного курса.
Среда дистанционного обучения Learning Space, является самым современным и мощным программным продуктом для дистанционного обучения, намного превосходящим по своим возможностям и потенциалу все существующие аналоги. И WebCT, и Blackboard декларируют использование в следующих версиях своих продуктов многоуровневой программной архитектуры, по которой Learning Space создавалась изначально.
Данная программная система использует открытые стандарты и соответствует современным требованиям с точки зрения интегрируемости и масштабируемости. Learning Space может интегрироваться, практически, с любым типом корпоративной информационной системы. Полнота заложенных в программу возможностей, её интерфейс, возможности интеграции новых дополнительных программных модулей, использование стандартных ODBC-совместимых реляционных баз данных ставят обучающую среду Learning Space вне конкуренции, предлагая преподавателю и студенту практически неограниченный выбор в средствах и методах обучения. Базовая архитектура этого пакета основывается на пяти главных базах данных, которые используются для управления различными аспектами, как создания курсов, так и их сопровождения:
· Schedule - менеджер списков
· Media Center - менеджер библиотеки курсовых мультимедийных материалов
· The Course Room - инструмент электронного взаимодействия, позволяющий создавать как общие студенческие форумы, так и специализированные.
· The Profile Manager - содержит базовую информацию об участниках, наподобие домашней страницы или онлайн CV.
· The Assessment Manager - инструмент тьютора для проведения конфиденциальных тестирований, оценки их результатов и отсылки результатов испытуемым. Он также позволяет создавать журнал успеваемости всех обучаемых данного курса.
Система Learning Space функционирует по принципу клиент-сервер и рассчитана для работы через всемирную сеть Internet или локальную сеть. Среда обучения Learning Space имеет многоуровневую систему защищённости от несанкционированного вторжения. Программа-сервер должна устанавливаться на компьютере, удовлетворяющем определенным техническим требованиям, который будет хранить базы данных со специальной информацией, используемой при обучении.
Основную часть хранимой информации программа-сервер предоставляет в виде гипертекста. Таким образом, данные с сервера могут быть получены при помощи стандартного Web-браузера (Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator и т.д.). Это значительно облегчает задачу распространения и внедрения пакета, так как не требует установки специальной программы-клиента на компьютер обучаемого. Web-браузеры имеют интуитивный интерфейс, элементы управления HTML-страниц легко осваиваются и многим знакомы, поэтому использование таких программ в качестве клиентов практически не требует дополнительных затрат времени на обучение использованию программы.
Пакет Learning Space поддерживает три способа обучения.
Схема 5:
Помимо форумов, существует также встроенная возможность использования электронной почты для асинхронной связи между обучаемыми и преподавателями. Пользователи могут посылать индивидуальные сообщения, либо использовать списки классов, для того чтобы посылать сообщения большим группам. Преподаватель может настроить программу-сервер таким образом, чтобы она посылала сообщения определенным группам студентов или отдельным студентам при возникновении каких-либо событий. Событием в данном случае считается определенного рода изменения в статусе студента или его обучении.
Еще раз отметим, что в обучающей среде Learning Space обучение может происходить как асинхронно, т.е. обращаясь к материалам курса в удобное время (блок Core), так и в режиме реального времени (блок Collaboration), когда происходит непосредственное общение студентов и преподавателей через систему. Возможно использование Whiteboard («школьной доски»), функций совместного просмотра Web-сайтов, совместных дискуссий и chats, аудио- и видеофайлов.
Система позволяет легко создавать и корректировать структуру курса, наполнять её материалами, подготовленными с помощью самых разных приложений. Структура курса и его материалы могут храниться на разных серверах в корпоративной сети или Интернет. Для работы в системе пользователю достаточно иметь на своём компьютере только браузер.
Lotus Learning Space имеет семь встроенных типов тестовых вопросов с возможностью расширения и, к тому же, имеется возможность создания общей базы вопросов и формирования конкретного пула вопросов на лету.
Существует возможность получить 17 видов Crystal Reports - совместимых статистических отчетов о ходе обучения и т.д.
Программа полностью совместима со стандартами IMS и AICC.
Learning Space включает все необходимые средства разработки и элементы современного компьютерного курса, при разработке которого авторы преследовали следующие цели унификации:
· унификация процедур тестирования студентов;
· унификация требований к содержанию и форме рабочих учебных программ;
· унификация формы представления и структуры учебно-методических материалов;
· использование единого инструмента доступа к материалам курса: методическим указаниям, программе, результатам тестов.
3.2. Основные технические параметры Lotus Learning Space
Системные требования к серверу
Для установки системы дистанционного обучения Learning Space 5.0 требуется следующее аппаратное и программное обеспечение:
o Intel Pentium III 500 MHzo 512MB RAMo MS NT 4.0, SP 6.0a или выше (SP 5 for International) или MS Windows2000 Server, SP 2 или вышеo MDAC 2.5o MS Internet Information Server
Системы баз данных:
o DB2 7.2 UDB NT4, Windows 2000, AIX, Sun Solarisилиo Microsoft SQL Server 7.0 на NT4, Windows 2000илиo Oracle 8.1.7 на NT4, Windows 2000, AIX, Sun Solaris
Системные требования к пользователям.Студенты, инструкторы и администраторы работают с системой через Web-браузеры. Для клиентских мест необходима следующая конфигурация: Процессор: Pentium 133MHZ (или выше) или аналогичный RAM: Как минимум 32 MBЖесткий диск: Как минимум 5 MB свободного дискового пространства Операционная система: Windows 95, 98, 2000 или NT 5.0 Web-браузер: Microsoft Internet Explorer 5.01 Service Pack 2 или выше, 5.0 или выше (с Microsoft Java Virtual Machine, Version 5.00.3177 или выше) Netscape Navigator 5.08 или выше, Netscape Communicator 4.7 или выше Скорость связи: как минимум 28.8 Кб/с
Настройка браузераПользователи должны настроить браузер так, чтобы он поддерживал cookies и JavaScript, Java, OCXs, и plug-ins. Также браузеры должны быть настроены так, чтобы показывать последнее обновление страницы, а не "кэшированные" страницы. В Internet Explorer эта установка (установка режима обновления страницы) располагается в Настройках (Settings) в Настройках обозревателя (Internet Options). В Netscape эта установка располагается в Cache section с Preferences - Advanced.Дополнительные требования для использования аудио/видео приложений в ходе Совместных занятий. Процессор: Pentium 133 MHz. Если вы используете USB или камеру parallel port, рекомендуется Pentium 166 MHz MMX. RAM: 32 MB или больше. Рекомендуется 64 MB. Скорость соединения: Как минимум 56 Кб/с. Звуковая карта. Микрофоны и колонки. Если Вы хотите посылать видеоизображения, то Вам понадобятся видеокарта и камера или видеокамера, поддерживающая формат Video для Windows.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14