Рефераты. Сетевые обучающие технологии и проблема глобализации образования

p align="left">Вертикальные лучше строить по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный, естественно-научный, инженерный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный… А также некие специализированные порталы, связанные, например, с книгоизданием, единым госэкзаменом, автоматизированной системой управления образованием и так далее.

Вертикальный портал, говорят специалисты, должен содержат материалы для всех уровней: школы, начального и среднего профобразования, вузов, дополнительного и постдипломного обучения. Можно структурировать эту информацию, чтобы обеспечить преемственность при переходе пользователя от одного уровня образования к другому.

Для всех вертикальных порталов логично предусмотреть общий интерфейс, единые правила подачи и пополнения информации. А кроме рубрикатора по темам (электронное обучающее средство, справочный материал, статья, электронный вариант книги диссертации, реферата, статистических данных и т.д.) следует ввести и рубрикатор по дисциплинам. Причем вертикальные порталы разумнее размещать не на од-ном сервере. Решать, куда уста-навливать материал - в открытый или платный доступ, предстоит специалисту-модератору (или группам таковых профессиона-лов). Например, естественно-на-учный портал может иметь «до-черние предприятия» по матема-тике, физике и другим дисципли-нам, серверы которых могут на-ходиться в разных городах, под-держиваться одной или несколь-кими организациями. Все это предъявляет свои требования к коллективам, которые будут пре-тендовать на победу в конкурсе по вертикальному порталу: им предстоит сформировать сеть редакций по дисциплинам, взаимо-связанных логических серверов по направлениям.

Итак - интерфейс, правила ве-дения и пополнения для всех «вер-тикалов» будут одни. При этом вертикальные порталы в полной мере смогут пользоваться спра-вочной информацией, расположен-ной на верхнем - горизонтальном портале, задействовать его поис-ковую машину, ибо содержать хо-рошую свою - дорого и неэффек-тивно. Мало того, есть возможность кастомизации интерфейса. Гово-ря по-русски - это возможность построить индивидуальный экран для каждого пользователя в зави-симости от его потребностей.

Все необходимое для такого построения, включая защиту ин-формации, можно «занять» у «боль-шого брата», то есть горизонталь-ного портала.

Назовем его условно - «Россий-ское образование». Здесь пользо-вателю предоставят, во-первых, средства навигации по всем вер-тикальным серверам. Во-вторых, поиск информации в ресурсах Интернета, связанных с образо-ванием. По типу того, кок это уст-роено в Яндексе или Рамблере (с обязательным запросом на рус-ском языке - это довольно слож-ная, но для отдельных коллективов профессионалов вполне решае-мая проблема).

Хочу вернуться к одной из важ-нейших, на мой взгляд, интерфей-сных сервисных функций - кастомизации. Сообщив о себе, кто он - обучаемый, учитель или препо-даватель, администратор, разра-ботчик, пользователь может полу-чить «личный» экран, но котором будут регулярно появляться ново-сти его сферы интересов. А при желании можно принять участие в конструировании такого «лич-ного» экрана. Скажем, я учитель, мои родители живут в Сочи, я - в Воркуте, хочу, чтобы каждый день на экране высвечивалась погода в Сочи, маме позвонить, узнать, как у нее с давлением...

Или меня интересуют научные публикации в какой-то сфере - тогда у меня все так выстроено, что они регулярно ко мне поступают из разных ис-точников.

Вся официальная ин-формация по системе об-разования - на горизонтальном портале. Прика-зы, документы с грифом ми-нистерство, паспорта ВАКовских специальностей, стандарты высшего обра-зования, базы данных по вузам и т.д. Здесь же - ежедневный обзор прес-сы по вопросам образо-вания и самое главное: ленто новостей. Это спе-циальный обзор по серве-ром, электронным СМИ - отечественным и зарубеж-ным. А также горизонталь-ный портал «в ответе» за организацию форумов, дискуссий, видеоконферен-ций, проведение олимпиад или симпозиумов...

Естественно, что со всей этой работой в одиночку никому не справиться. Нужен консорциум.

Если говорить о платформах, на которых будут базироваться пор-талы, пока не существует одной-единственной, которая удовлетво-ряла бы всем требованиям рос-сийского образования. Как бы ни были хороши продукты Майкро-софта, IBM и других популярных фирм, все они требуют доработ-ки под наши нужды. Дело это до-рогостоящее. Например, нигде нет русского языка. Заплатить много и купить все - было бы здорово, но... придется решать вопрос по-другому.

Подвожу итог - если с нашими предложениями руководство соглашается, пора передавать ма-териалы в экспертные группы по разработке ТЗ. В течение полу-тора месяцев - максимум - они могут быть разработаны. Ведь есть серьезный задел для верти-кальных порталов по экономике, праву, социологии...

Продолжением обсуждения темы «Создание российского об-разовательного портала» стало представление главой издатель-ство «Просвещение» А. Кондако-вым образовательного ресурса www.edu.ru. К сожалению, по-пытка в полном объеме проде-монстрировать его возможности не удалась: телекоммуникацион-ные линии самого Министерства образования РФ пока оставляют желать лучшего".

Единого российского образовательного портала пока нет. Однако уже существуют и более-менее удачно действуют региональные образовательные порталы, пытающиеся объединить образовательные ресурсы одного отдельно взятого региона. Для примера можно рассмотреть портал http://www.stavedu.ru Портал хостится на базе Ставропольского узла Федеральной образовательной сети РанНет., объединяющий образовательные ресурсы Ставрополья. Портал имеет следующие разделы: 1) история, 2) вузы, 3) ссузы, 4) школы, 5) библиотеки, 6) научные объединения, 7) Северо-Кавказское отделение Академии технологических наук России, 8) новости.

В принципе, по образцу этого портала мог бы быть создан и общероссийский образовательный портал.

2.8. Необходимость стандартизации образования

и международные стандарты

2.8.1. Необходимость стандартизации образования как следствие

неотъемлемых прав и свобод личности

Говоря о российских образовательных ресурсах, мы упоминали о необходимости совместимости, т.е. - соответствия сложившимся и складывающимся стандартам представления информации. Это необходимо для "конвертируемости" российских образовательных ресурсов, для их интегрированности в мировую информационную среду. То же можно сказать и об образовании вообще. Международная "совместимость" образования, по идее, должна вытекать из неотъемлемых прав человека на труд и свободу передвижения. Т.е., образование, полученное в любой стране или образовательной системе должно признаваться (и фактически являться) действительным, действенным в любой точке земного шара. По меньшей мере, перемещение человека из страны в страну должно требовать, максимум, "привязки к местности", незначительной переквалификации в соответствие с местными условиями, но не начала образования по уже полученной специальности с нуля.

Из этого неизбежно следует необходимость глобальной стандартизации образования. Прежде всего это, конечно, касается той части образования, где оно захватывает технологии, реально применимые на практике (информационные технологии, техника, промышленная и бытовая химия, языки общения, медицина и т.п.): расхождения в периодизации исторических периодов или наименовании литературных течений не фатальны и не служат для непризнания знаний функциональными, а - напротив - часто составляют суть научной дискуссии.

2.8.2. Международные стандарты и организации,

занимающиеся стандартизацией

На какие же стандарты должно ориентироваться образование? Государственно утверждённых международных стандартов сегодня не так много. Российские ГОСТ, ТУ, СНиП и т.д. далеко не всегда ещё соответствуют международным стандартам. Многие из существующих сегодня международных стандартов являются стандартами de facto, а не de jure и суть чаще результат гласной или молчаливой договорённости между производителями, разработчиками и крупными пользователями.

Часто фактически международным становится национальный стандарт. Так, например, POSIX, американский стандарт для Unix-систем, фактически является сегодня международным.

Иногда международным стандартом de facto становится формат какого-нибудь отдельного производителя. Ярчайшие примеры: стандарт электронного представления полнотекстовых иллюстрированных документов PDF от Adobe и стандарт векторной графики для web - Macromedia Flash, соответственно от Macromedia.

Для стандартизации сетевых технологий, как в области аппаратного обеспечения, так и в областях программного обеспечения и представления информации создаются комитеты и консорциумы из представителей крупных производителей и зарекомендовавших себя разработчиков. Результаты работы таких комитетов никогда не считаются окончательными (вероятно, среди прочего, и потому, что технология не может стоять на месте) и никакими инстанциями в обязательном порядке не утверждаются. Даже типовое название этих результатов всем своим смыслом показывает, что они не претендуют на то, чтобы быть обязательным стандартом: RFC - request for comments - "запрос на комментарии". Однако в международной практике так сложилось, что придерживаться RFC считается хорошим тоном и даже необходимостью. Несмотря на то, что правительственные и государственные ведомства, частично или полностью, при разработке национальных стандартов, игнорируют RFC, производители и разработчики следуют в этом случае поговорке "Наш разум - наше правительство" и следуют RFC ради совместимости, конвертируемости, а следовательно и более широкого проникновения на рынки.

Что касается стандартов представления информации в web, здесь особое место занимают рекомендации w3c - Web-консорциума (http://www.w3c.org). Нельзя сказать, чтобы w3c являлся разработчиком стандартов. Производители программ-интерпретаторов информации движутся вперёд, постоянно добавляют в свои программы новые возможности. Для того, чтобы это движение было организованным и чтобы создатели контента могли знать, информацию какого рода будут корректно интерпретировать большинство распространённых сегодня интерпретаторов, и существует w3c. Рекомендации w3c считаются обязательными как для создателей и оформителей контента, так и для разработчиков. Никто, правда, не следует им в полной мере, но все стараются придерживаться. Именно ради совместимости. Рекомендации w3c также не имеют статуса закона или подзаконного акта ни в одной стране мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.