Рефераты. Сетевые обучающие технологии и проблема глобализации образования

p align="left">Успех телеконференций в значительной степени зависит от ведущего - моде-ратора. Модератор организует и ведет конференцию, оставаясь с участниками от начала и до конца дискуссии.

Можно выделить несколько основных этапов в работе модератора при проведе-нии конференций:

· обеспечение успешного начала (старта) конференции,

· обучение и помощь на начальной стадии;

· поддержка в разработке и развитии темы дискуссии;

· завершение (закрытие) конференции

Каждый из этапов требует от ведущего различных умений для того, чтобы цель конференции была достигнута, чтобы уча-стники чувствовали себя комфортно и от-крыто, высказывая свои идеи. Бесспорно, очень важным является выбор сети, про-граммного обеспечения и техники в соче-тании с соответствующей документацией и рабочими материалами.

Кроме того, не следует упускать из виду, что конференции могут подразделяться: по способам доступа; по способам участия; по способам достижения цели. Что и показано в нижеследующей Схеме 4:

2.5. Электронные библиотеки

Формы использования сетевых технологий в образовании могут быть различными. В принципе, хранение документов в электронном виде на носителе, доступном из сети, и в формате, интерпретируемом любым достаточно распространённым пользовательским программным пакетом, уже является образовательной сетевой технологией. Речь идёт о так называемых электронных библиотеках. Это могут быть и доступные только по ftp ftp - протокол передачи файлов. файловые хранилища, в которых документы рассортированы по каталогам (папкам, директориям, фолдерам) в сответствии с тематикой, хронологией или форматом, а каждый каталог снабжен файлом описаний (file_id.diz, descript.ion, files.bbs, read.me и т.п.). Сетевые библиотеки с подобным устройством, хотя и продолжают сегодня существовать, но, безусловно, не являются массовыми, по крайней мере - самыми массовыми. Да и назвать такое файлохранилище библиотекой было бы не совсем верно - это больше похоже на домашнюю книжную полку.

В эпоху гипертекста и организованных баз данных для интерфейса сетевой библиотеки более характерно наличие гипертекстовой главной, титульной (как минимум) страницы и доступного с неё электронного каталога на базе какой-либо достаточно мощной СУБД (среды управления базами банных; чаще всего сегодня это MySQL) с возможностью поиска документа (записи) по различным ключам (автор, заглавие, тематика, контекст бибзаписи, любое встречающееся слово и т.д.) и сортировки по различным признакам.

Что касается форматов представления, то в российских и зарубежных (западных) электронных библиотеках сложились различные традиции. На Западе это преимущественно форматы Adobe pdf, postscript и TeX/LaTeX, в России же чаще - plain text, html, rtf и Microsoft Word document Небывалое распространение в России коммерческих win32-программ непосредственно связано с небывалым же распространением информационного "пиратства". В Польше и на Украине, например, где сейчас правительства стараются привести положение дел с авторскими правами в соответствие с международными нормами, многие, в т.ч. образовательные, организации вынуждены переходить на открытое и бесплатное ПО *nix-типа..

Определение собственно ключей и признаков сортировки, т.е. классификация единиц хранения - очень важная часть организации сетевой библиотеки. Большая часть ныне существующих русскоязычных сетевых библиотек создавалась любителями, и классификация хранимых текстов в них оставляет желать много лучшего. Взять, к примеру, самую большую и самую популярную на сегодняшний день русскую сетевую библиотеку - "Библиотеку Мошкова" (http://lib.ru). Названия разделов одного уровня: "Проза, поэзия", "Старинная литература", "Детская и приключенческая", "Фантастика", "История" (причём исторические романы отнесены к этому же разделу), "Детективы", "Культура, ...софия, ...логия" (подразделы: культура, философия, йога, эзотерика, религиозная литература, "диалектические" книги, астрология, политология, психология, НЛП, руководства по прикладной психологии), "Юниксоидам всех стран", "Научная и учебники" и т.п. Распределение текстов по разделам тоже (как это видно хотя бы из примера с историческими романами) весьма сомнительно.

Формат документов в Библиотеке Мошкова - html, причём расширение файлов документов - .txt, а основной текст каждого документа размещается в контейнере <pre></pre> <pre>any text</pre> - тег-контейнер языка гипертекстовой разметки html, означающий, что находящийся внутри этого контейнера текст отображается в соответствии с предварительным (как в формате plain text) форматированием. Как правило, дополнительная логическая разметка внутри контейнера <pre></pre> отсутствует., т.е. фактически это koi8-r Кириллическая кодировка текста, принятая в Unix-системах и электронной почте. plain text - без иллюстраций, без гиперссылок по ходу текста, с не очень внятными постраничной разбивкой и различением сносок и основного текста. Единственный плюс этого формата в сравнении с Adobe pdf или полноценно размеченным гипертекстом - меньший объём, что важно именно для России - с её достаточно слабыми аппаратными мощностями.

Несколько лучше, профессиональнее с классификацией и представлением обстоят дела, например, в "Русской Виртуальной библиотеке" (http://www.rvb.ru) и в доступной оцифрованной части Российской Государственной библиотеки (http://orel.rsl.ru), однако объём этих и подобных ресурсов пока весьма незначителен РВБ, Русская Виртуальная библиотека - проект по аутентичной оцифровке известных академических изданий (например, академический десятитомник Пушкина, сборник "Творения" Велимира Хлебникова и т.п.) - с сохранением всех ссылок. сносок, комментариев, справочного и научного аппарата и т.п.; orel.rsl.ru - проект Российской государственной библиотеки ("Ленинки") по оцифровке своих фондов, начат в ноябре 2000 года, декларировано ежемесячное переведение в цифровой формат около двухсот книг. В реальности всё происходит гораздо медленнее..

Можно сказать, что российское интернет-библиотечное дело находится в зачаточном состоянии, что не удивляет: русскому сегменту сети Интернет недавно исполнилось всего десять лет.

Использование же российскими пользователями зарубежных сетевых хранилищ информации часто бывает затруднено недостаточным знанием английского языка, этой "латыни современности", и отсутствием на многих российских рабочих станциях программ, способных интерпретировать форматы postscript и TeX/LaTeX (если для зарубежных университетских электронных библиотек наиболее распространённым форматом является Adobe PDF, то для зарубежных научных порталов, на которые выкладываются самые последние статьи, самые свежие разработки в области актуальных наук, и зарубежных библиотек препринтов наиболее характерны форматы postscript и TeX).

Российские ресурсы бывают недоступны зарубежному пользователю по схожим причинам: 1) отсутствие на рабочих станциях установленных кириллических шрифтов (необходимых для корректного отображения русских документов в форматах plain text, html, rtf и Microsoft Word), 2) незнание русского языка.

В период глобализации проблемы прозрачности границ в Сети должны решаться путём:

а) унификации форматов представления; в настоящее время таким наиболее универсальным и доступным форматом является Adobe PDF, а в скором будущем, возможно, это будет XML (eXtended Markup Language) в сочетании с технологией Unicode Unicode - единая система кодирования всех существующих национальных и специальных символов (знаков валют, диакритических знаков, математических операторов и т.д.).;

б) всё большего распространения основного языка международного общения (которым сегодня является английский, что признают и сторонники глобализации, и её противники, например неоевразийцы) и дублирования на нём всех основных элементов интерфейса.

2.6. Собственно образовательные сетевые технологии и ресурсы

А. Желательные компоненты системы сетевого образования

Сами по себе хранилища информации, пусть и оснащённые достаточно удобным интерфейсом и общедоступные, можно считать образовательными порталами лишь с определенной натяжкой. Для того, чтобы информация служила образованию, желательны, кроме неё самой, ещё несколько элементов таких, как программа и методики усвоения информации; наставник; система проверки усвоенных знаний; способ удостоверения полученной в процессе образования квалификации. Схема 5 иллюстрирует данные положения:

B. Образовательные порталы и дистанционное образование

Заведение, соответствующее вышеизложенным пожеланиям, - это нечто типа школы или университета, т.е. собственно образовательное учреждение. Применительно к Сети - образовательный портал.

Для образования, получаемого по сети, в речь сегодня введён новый термин - дистанционное. От традиционного заочного дистанционное образование отличается тем, что получающий его, как правило, не имеет полноценного вербального и визуального контакта с преподавателем (преподавателями) даже эпизодически. Он не выезжает на установочные и экзаменационные сессии, не присутствует лично на лекциях и экзаменационных испытаниях. Обучение сводится к получению обучающимся по сети программы, методик, заданий и специальных текстов, ответу (по сети же) на контрольные вопросы и тесты и выполнению и отсылке в адрес учреждения дистанционного образования какой-то итоговой работы.

Реальный контроль за работой обучаемого фактически сведён к нулю, а потому не удивительно, что престиж дистанционного образования на сегодняшний день очень низок - даже в сравнении с престижем заочного. Безусловно, то же следует сказать и о его качестве.

Так или иначе, основным дистанционное образование на сегодняшний день быть не может. По крайней мере - в России, где эпоха сверхузких специалистов наступит, вероятно, ещё не скоро - в силу специфики национально-исторической ситуации.

Это связано с сегодняшним уровнем развития технологии. Вероятно, когда скорость обмена данными и качество представления этих данных на пользовательском терминале возрастут настолько, что смогут создавать хотя бы минимальный эффект присутствия, качество и, соответственно, престиж дистантного образования приблизятся к качеству и престижу очного, т.к. можно будет проводить вполне полноценные удалённые лекции, конференции, коллоквиумы и экзамены.

В какой-то степени это возможно и сегодня - при помощи webcam и программ типа NetMeeting, однако web-камеры пока являются слишком дорогим оборудованием для того, чтобы присутствовать на рабочих станциях достаточного количества обучаемых, а скорость подключения большинства рядовых рабочих станций к сети столь низка при, одновременно, весьма высокой оплате этого подключения, что и нормально и безболезненно для бюджета принять обучающемуся качественный видео-аудиопоток часто представляется мало возможным. Отсюда - простой (и фактически анонимный) обмен текстами и "птичками" в чекбоксах при ответе на тесты.

С. Типы образовательных порталов.

Сравнение российских и зарубежных порталов

Что представляет собой современный образовательный портал. Существуют различные типы. Часто это сайт университета, являющийся своеобразными воротами между сетью кампуса и внешним миром. С него можно получить:

1) доступ к открытым (для профессоров, преподавателей и студентов университета - ко всем) электронным фондам и каталогу университетской библиотеки;

2) информацию о специальностях, которым обучает университет, о присваиваемых по итогам обучения квалификациях, о структурных подразделениях университета, его учебных и исследовательских программах, лабораториях, сотрудниках, сферах научных интересов и публикациях сотрудников и т.п.;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.