"В начале февраля министр образования подписал приказ о создании дирекции, заботой ко-торой станет эффективное управление ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005) годы». Утверждены положение о дирекции, ее персональный состав и пере-чень основных направлений информатизации образования в рамках федеральных целевых и отраслевых научно-технических программ. Одним из таких направлений названо формирование системы Интернет - порталов российского образования. Этой теме было посвящено совещание, прошедшее на прошлой неделе в Минобразования РФ. Мы обещали рассказать читателям о концепции построения нового вебресурса, предложенной специалистами (см. «Поиск» №8, 2002). Выполняем общение.
Прежде чем что-то строить, надо понять: что именно, для кого и из каких материалов. Ответить на эти вопросы, напря-мую касающиеся и российского образовательно-го портала, постарался в своем докладе директор ГосНИИ ИТТ «Информика» Александр Тихонов. Предложенная специалистами «Информики» кон-цепция создания распре-деленной системы порта-лов в сфере образования весьма заинтересовала собравшихся. Александр Николаевич сразу отметил, что эти предложения сле-дует рассматривать толь-ко как возможную основу, которая в случае одобре-ния может стать базой для будущих работ.
Прежде всего надо вы-делить те преимущества, которые дает использование системы территори-ально распределенных взаимодополняемых порталов. Оценки оте-чественных и зарубежных экспертов по этому вопросу таковы: са-мым большим преимуществом портала по сравнению с другими ресурсами специалисты назвали возможность доступа к нужной информации через единую точ-ку. Помните фантастов с их межгалактическими телепортациями сквозь космические просто-ры? Портал помогает уменьшить информационные перегрузки, представляет новое, довольно зна-чительное пространство для об-щей работы и позволяет участво-вать в образовательном процес-се, используя Интернет. В распо-ряжении сотрудников появляются различные виртуальные сервисы, а также возможность более эффективно использовать советы экспертов в самых различных областях знаний. Кроме этих основных функций в систему портала могут войти электронные биржи (для помощи в трудоустройстве), информация по профориентации школьников, игры, музыка - все те приложения, которые позволяют жителям Сети экономить время, силы, но при этом чувствовать себя весьма комфортно.
Введение системы образовательных порталов, несомненно, повлияет на эффективность процессов в самом образовании. Увеличиться «прозрачность» учебных учреждении, их инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность. Специалисты прогнозируют также снижение затрат на обучение, повышение уров-ня профессиональной подготов-ки как учащихся, так и преподавателей за счет увеличения дос-тупности информации и более активного взаимодействия с дру-гими образовательными учреж-дениями.
Портал обязан обеспечивать интеграцию образовательных приложений, баз данных, катего-ризацию информации, возмож-ность ее публикации и распрост-ранения, предоставлять пользова-телю полный и адекватный поиск. Подачу всех материалов, дальней-шее развитие ресурса, доступ к нему и обратную связь поможет обеспечить система серверов, зеркал в таких российских городах, как, например, Ростов, Ново-сибирск, Екатеринбург, Владивос-ток...
- Какие бы вопросы, связанные с использованием информацион-ных технологий в образователь-ном процессе мы ни решали - осуществление телекоммуникаци-онного доступа или составление электронных учебников, - продол-жил А.Тихонов, - в первую оче-редь надо определить: для кого это нужно? Практика доказала, что учебник, интересный его разра-ботчику, может быть совершенно непонятен ученику. Как постро-ить портал, удовлетворяющий ин-тересам самого широкого круга пользователей: школьника, студен-та, учителя, аспиранта, профессо-ра, администратора, чиновника? Для этого мы предлагаем взять за основу целостную, взаимодополняемую и территориальную распределенную систему информационных ресурсов сферы образования. Ее структура видится нам базирующейся на двух типах порталов - горизонтальных и вертикальных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14