Смешанная защита построена на использовании личной и зонной систем игры в обороне. Целесообразность смешанной защиты определяется наличием в рядах соперников ярких исполнителей, настоящих лидеров своей команды. К этим игрокам приставляют личных защитников, остальные защитники играют по зонному принципу [29, с. 45].
Физическая подготовка.
Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсменов. За время игры баскетболист пробегает около четырех километров, делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров, выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. Частота сердечно-сосудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а потеря веса 2-5 кг за игру.
Физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических способностей и возможностей органов и систем организма спортсмена, высокий уровень развития которых обеспечивает благоприятные условия для успешного овладения навыками игры и эффективной соревновательной деятельности.
Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов - общей и специальной физической подготовки [8, с. 44].
Общая физическая подготовка - процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена.
В число задач общей физической подготовки входит:
1.Укрепление здоровья;
2.Воспитание основных физических качеств;
3.Повышение уровня обшей работоспособности;
4.Совершенствование жизненно важных навыков и умений.
Специальная физическая подготовка - процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола.
Задачи по специальной физической подготовке следующие:
1.Повышение функциональных возможностей, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности;
2.Воспитание специальных физических способностей
3.Достижение спортивной формы [7, с. 24].
Интегральная подготовка представляет собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направленности педагогических воздействий, объединенных целевой установкой на синтез всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность.
Каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях [30, с. 224].
Основные направления интегральной подготовки:
1.сочетанное развитие базовых физических качеств;
2.комплексное совершенствование освоенных игровых приемов;
3.синтез технического и тактического потенциала;
4.сопряженное развитие физических качеств и совершенствование технико-тактических действий;
5.эффективное воспроизведение компонентов двигательного и интеллектуального потенциала в их взаимосвязи в целостной игровой деятельности.
Направления интегральной подготовки тесно связаны и взаимообусловлены, однако каждое из них представляет собой определенную ступень в структуре педагогического воздействия в процессе обучения игровой деятельности. На первичном, базовом, уровне интегральной подготовки решается задача формирования двухкомпонентных связей между результатами развития физических качеств и обучения технике и тактике игры посредствам упражнений:
На втором уровне формируются взаимосвязи более высокого порядка. При помощи специально созданных комплексных заданий игрового и соревновательного характера, подвижных и подготовительных игр занимающиеся становятся в условия, требующие выполнения конкретных технико-физических или технико-тактических компонентов подготовленности в изменяющихся ситуациях. Закрепление ранее образованных взаимосвязей и их дальнейшее совершенствование.
На высшем уровне интегральной подготовки применяются двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим участием в соревнованиях [30, с. 225].
Психическая подготовка -- это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.
Специальная психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и так далее. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта [9, с. 129].
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс.
Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Различают пять типов микроциклов:
1.ординарные, где общая подготовка преобладает над специальной, и объем нагрузок преобладает над интенсивностью;
2.ударный, где специальная подготовка превышает общую, а интенсивность превалирует над объёмом;
3.соревновательные, характеризующиеся определенной последовательностью соревновательных, восстановительных и подводящих фаз;
4.восстановительные (щадящая нагрузка, общая подготовка), используется всегда в конце мезоцикла;
5.модельные, где главная задача - смоделировать (отразить) содержание и структуру соревновательного микроцикла [16, с. 136].
Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжительностью от двух до шести недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Типы мезоциклов:
1.втягивающий;
2.базовый обще-подготовительный;
3.базовый специально-подготовительный;
4.предсоревновательный;
5.основной (соревновательный);
6.восстановительно-поддерживающий;
7.соревновательный [14, с. 418].
Макроцикл - это большой тренировочный цикл, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающей законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
В зависимости от вида спорта и класса спортсмена макроцикл бывает:
1. годичный
2. полугодичный
3. и менее.
Правильность построения макроцикла связана с закономерностями спортивной формы (состояния оптимальной готовности для достижения высоких спортивных результатов, достигаемое в определенных условиях в каждом большом цикле подготовки).
Фазы спортивной формы:
1. Приобретение (адаптация);
2. Удержание (стабилизация);
3. Временная потеря (спад).
На структуру макроцикла влияет две причины:
1.внешняя (календарь соревнований);
2.внутренняя (физиология спортсмена, т.е. его резервные возможности) [27, с. 255].
Выстраивается с учетом трех стадий многолетней подготовки спортсменов:
1 Стадия базовой подготовки (4-6 лет). Состоит из двух периодов: первый период - предварительная подготовка (2-3 года). Набор в вид спорта. Занятия строятся на основе общей физической подготовки. Второй период - начальная специализация (2-3 года).
Начало специализированных нагрузок в учебно-тренировочном процессе, но не максимальных. В этот период наблюдается самый большой прирост результатов.
2 Стадия реализации максимальных возможностей (8-10 лет - 2 олимпийских цикла); На этой стадии происходит апробация своих возможностей. Учебно-тренировочный процесс строится на основе соревновательных циклов.
3 Стадия спортивного долголетия.
Она состоит из двух периодов:
Первый период - сохранение достижений. Баскетбол, имеет большую сохранность достижений относительно других видов спорта, так как является технико-тактическим видом спорта.
Второй период - поддержание общей тренированности. Постепенный, плавный уход из спорта, возвращение к спокойному, умеренному образу жизни [28, с. 56].
В спорте очень важен научный подход, научная деятельность, то есть применение достижений различных научных дисциплин (психология, физиология, медицина и т.д.) в этой области для получения максимального результата [28, с. 221]. Также немаловажную роль для этого имеет индивидуализированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Все это должно граничить не только с эмпирическим, но и с научным построением всего учебно-тренировочного процесса, начиная с самого начала карьеры в спорте, и от одного тренировочного занятия, до многолетней подготовки.
Большую роль играет и сам спортсмен, его желание в достижении максимального результата, его психологический фактор на фоне физической подготовленности, физических нагрузок, его потенциала в спорте. Тренер-преподаватель должен помочь спортсмену в этом, то есть не только в развитии физических качеств, но и психологических и др., важна их совместная деятельность на пути к совершенству [24, с. 312].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9