Рефераты. Становление субъектности студента университета

p align="left">- доказано, что университетское образование является фактором становления субъектности студентов при реализации следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность;

- обоснована субъектная позиция студента университета как базисный критерий эффективности реализации концепции становления субъектности, определена типология субъектности студентов университета; выявлены противоречия ценностное самоопределение как движущей силы процесса становления субъектности студента университета, обеспечивающее обретения им ценностей, смыслов и ресурсов собственной жизни.

Обозначенные положения являются теоретическим вкладом в обоснование научных основ процесса личностно-профессионального становления будущего профессионала, в разработку содержания, методов и форм педагогического сопровождения профессионально-личностного саморазвития студента, обретения им ценностей, смыслов и ресурсов собственной жизни.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- разработано научно-методическое обеспечение процесса становления субъектности студента университета, включающее диагностическое определение целей данного процесса, банк образовательных программ, научно-педагогический инструментарий, систему оценочных показателей и методик мониторинга исследуемого феномена;

- субъектно-ориентированные ситуации являются инструментальной основой построения процесса актуализации субъектного потенциала студента в образовательном пространстве университета и реализации креативно-ценностных технологий;

- ценностно-синергетические механизмы становления субъектности позволяют определять вариативные модели реализации данного процесса в образовательном пространстве университета;

- комплекс диагностических методик может служить основой мониторинга и уровневой оценки эффективности процесса становления субъектности студентов.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания университетского образования. Материалы исследования могут быть положены в основу организации образовательного пространства современного университета, реализующего различные модели подготовки специалистов. Разработанные принципы становления субъектности студента университета использованы в педагогическом проектировании технологий высшего образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась концептуальным синтезом философских, педагогических теоретико-методологических положений в исходном обосновании базовых научных идей; применением методических подходов, методов и методик, адекватных поставленной цели, задачам, гипотезе; полифункциональным анализом количественно-качественных данных эксперимента; характером экспериментальной выборки, подтвердившей теоретическую правомерность и образовательную эффективность разработанной концепции становления субъектности студента университета.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, выражается в теоретической разработке основных концептуальных идей и положений педагогического исследования, непосредственном участии, осуществлении и руководстве проведением продолжительной опытно-экспериментальной работы, анализе и обсуждении результатов теоретического и опытно-экспериментального этапов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- выступлений на международных (Москва, Оренбург, Казань, Санкт- Петербург, Пенза, Нижний Новгород), всероссийских (Челябинск, Уфа, Рязань, Оренбург, Волгоград) и межрегиональных (Набережные Челны, Оренбург) конференциях;

- публикаций в печати (монографии, научные статьи, включенные в перечень ВАК РФ, учебные и методические пособия, научно-методические рекомендации);

- проведения педагогических консультаций, семинаров для преподавателей университетов г. Оренбурга;

- организации работы научного общества студентов и аспирантов по актуальным проблемам личностного и профессионального саморазвития.

Под руководством автора выполнено диссертационное исследование: «Приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры» (2006).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначается цель, объект и предмет исследования, методологические основы работы и методы исследования, формулируется исходная гипотеза и результаты ее доказательства, выраженные как положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические основания становления субъектности студента университета» представлено решение исследовательских задач, связанных с теоретическим рассмотрением проблемы становления субъектности студента университета и анализом состояния проблемы в педагогической практике. Предметом анализа стали междисциплинарные категории «субъект», «субъектность», «становление», «ценность», «ценностное самоопределение». В результате проведенного анализа обоснована правомерность обращения к проблеме становления субъектности как актуальной для современного человекознания. На основе теоретического анализа философских, науковедческих, психолого-педагогических, социологических исследований в диссертации доказывается, что становление субъектности представляет собой понятие педагогической науки, востребованное теорией и практикой образования в процессе осмысления проблем развития человека в современных социокультурных условиях.

Во второй главе диссертации «Концепция становления субъектности студента университета» рассмотрены понятийно-терминологическое поле концепции, ее теоретико-методологическая база (подходы и принципы), обоснована необходимость синтеза идей аксиологии и синергетики, обозначены ценностно-смысловые компоненты структуры субъектности студента, раскрыты принципы становления данного личностного образования в образовательном пространстве университета. В качестве основы становления субъектности представлен образ «Я - будущий профессионал».

В третьей главе «Диагностика и прогнозирование становления субъектности» раскрыты принципы построения и проведения опытно-поисковой и опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление закономерностей становления субъектности; обоснован выбор диагностического комплекса исследования, направленного на изучение не отдельных характеристик личности, а на глубинные личностные проявления, в частности, глобальный образ “Я” личности. Представлен прогноз эффективности становления субъектности студентов университета.

В четвертой главе «Опыт реализации концепции становления субъектности студентов университета» описывается процесс реализации основных положений теоретической концепции, раскрыты ценностно-синергетические закономерности становления субъектности. Образовательное пространство университета представлено как фактор становления субъектности студента, обоснованы педагогические условия становления субъектности. В качестве ведущего показателя успешности реализации концепции становления субъектности студентов обозначена субъектная позиция. Приобщение к научной школе представлено как возможность раскрытия и реализации субъектности студентов.

Теория субъекта - основа методологии исследования субъектности

Современная наука анализирует проблему человека не только в русле биологического и социального, но и в контексте взаимосвязи объективного и субъективного. Педагогическая интеграция научного знания о человеке заключается в отражении реальных связей соотношения «человек - мир» в процессе образования, так как образ человека (образ «Я»), образ мира и их сопряженность являются базисными основаниями педагогического процесса. Проблема человека в педагогике, представленная в целостности и системности, не может быть рассмотрена вне его субъектного развития.

Современная наука исследует человека как мир мыслей, чувств, переживаний (П.С. Гуревич); как субъекта в педагогическом диалоге (В.В. Горшкова, Е.И. Казакова); изучаются его потенциальные силы в проявлении самостоятельности (Н.В. Бочкина) и в высших их проявлениях - творческой активности (В.Г. Рындак, А.П. Тряпицина) и саморазвитии (К.Я. Вазина); исследуется проблема человека в ее аксиологическом содержании (В.П. Бездухов, А.В. Кирьякова, В.Ф. Сержантов); человек исследуется в системе наук (В.И. Гинецинский, Б.Ф. Ломов, П.В. Симонов, И.Т. Фролов и др.); рассматривается проблема человека как субъекта - Я (В.С. Агапов, В.А. Вединяпина, А.В. Иващенко). Современные научные поиски познания человека в системе наук обуславливают необходимость систематизации человекознания и выхода на более высокий уровень сущностного понимания человека, процесса его самосовершенствования во всех модусах бытия.

Проведенный теоретический анализ проблемы и концептуальный синтез педагогического знания позволили определить сущностные характеристики феномена субъектности. В понимании субъектности мы основываемся на том, что:

- субъектность является уровневой характеристикой человека, субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации, континуумом внешнего и внутреннего. Исследования по развитию субъектности в онтогенезе (Е.Н. Волкова, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман) показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности и преодоления "объектности", т.е. тотальной зависимости человека от внешних условий;

- субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям (С.Л. Рубинштейн);

- субъектность - высший уровень активности, целостности, автономности человека; целостность субъекта означает единство, интегративность не только деятельности, но и вообще всех видов его активности (А.В. Брушлинский);

- природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни (К.А. Абульханова);

- субъектность отражается в способности человека производить взаимообусловленные изменения во внешнем мире и себе самом. Термином «субъектность» подчеркивается активно-преобразующая сущность человека как субъекта жизни; субъектность человека означает, что он неотделим от мира, включен в него, но вместе с тем сознательно противостоит обращению с собой как с бездушной вещью, объектом манипуляций;

- функции субъекта в человеке неразрывно связаны с продуктивностью выполняемой им деятельности; причем не всякое отношение к деятельности раскрывает субъектные свойства человека: деятельность субъекта характеризуется не только продуктивностью, но и носит преобразующий характер, т.е. одна из функций субъектости конгруэнтна креативности человека (Б.Г. Ананьев);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.