Рефераты. Становление субъектности студента университета

p align="left">- в педагогическом плане важна не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, так как субъектность может быть определена как свойство личности не только присваивать, транслировать, но и порождать смыслы деятельности как актуальные ценности. «Образование есть всеобщая форма становления и развития субъективной (субъектной) реальности во времени истории и в пространстве культуры» (В.И. Слободчиков). Можно конкретизировать: образование есть возможность и действительность субъектного развития личности;

- субъектность - свойство, определяющее меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества (Е.В. Бондаревская).

В исследовании проведена дифференциация понятий «субъективность» и «субъектность», показывающая, что термин «субъективность» отражает характеристики внутреннего мира человека, а понятие «субъектность» - особые качества человека, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями. Признается приоритетное влияние субъектности как на развитие человека в разные периоды его жизни, так и на его профессиональное становление.

Педагогическая интерпретация теории субъекта заключается в переносе акцента с анализа усвоения и передачи социального опыта на исследование ситуации порождения человеком новой реальности, имеющей значительный эвристический потенциал для описания педагогических явлений. Теория субъекта адекватно представляет и законы бытия, описывающие то, что есть, и законы долженствования, предписывающие, как именно должны происходить те или иные события и явления в мире человека.

Человеческое бытие невозможно понимать абстрактно, то есть не будучи включенным в него. Поскольку человек сам является участником событий, включенным в социальные ситуации, то «его бытие представляет собой субъектность, объективированную в процессах, явлениях, предметах человеческого мира». Субъект живет, понимая, осмысливая события и ситуации, ту среду, в которую он физически или мысленно включен. В связи с этим принципиальна для исследования дифференциация бытия на аутентичное и неаутентичное (З.И. Рябикина). Аутентичное бытие -- это процесс переструктурирования среды в соответствии со структурой личностных смыслов. Неаутентичное бытие -- воспроизводство и трансляция в среду формально освоенных личностью социальных предписаний, что создает иллюзию адекватного поведения, но таковым по сути не является, поскольку связано с разрывом, отсутствием содержательной связи между способами поведения и смыслами личности. Об аутентичности бытия имеет смысл говорить только тогда, когда субъект переживает и реализует себя в неразрывной связи с внешним миром, то есть, прежде всего, с другими людьми.

Исследование бытия человека исходно направлено на анализ существования субъекта в мире с позиции «Я и Другой человек». Подчеркивается, что взаимодействие людей является не только частью картины внутреннего мира субъекта, но и неотъемлемой составляющей человеческого бытия. Подлинное существование субъекта как сознательного человеческого существа обязательно предполагает выход за собственные пределы, умение отнестись к себе со стороны той реальности, которую он осознает. Иначе говоря -- умение взглянуть на себя глазами других людей, с которыми субъект вступает во внешние и внутренние диалоги. Умение отождествлять себя с другим человеком позволяет войти в мир его смыслов, ценностных ориентаций. Взаимодействие субъектов-участников диалога (одновременно являющееся их взаимоизменением) всегда основано на понимании как результате коммуникации. Понимание есть подведение под ценность. Именно поэтому проблема понимания оказывается одной из центральных для педагогической интерпретации человеческого бытия. Понять человека - это, прежде всего, осознать его мотивы поведения, его нормативно-ценностные установки.

Особое значение приобретает анализ аксиологических аспектов бытия человека. В мире человека объективно истинные описания и объяснения обязательно включают в себя аксиологические факторы: соотнесенность получаемых знаний о мире не только со средствами познавательной деятельности, но с ценностно-целевыми структурами. Исследование человеческого бытия расширяет ценностно-смысловые контексты, в которых включаются традиционные проблемы человекознания: смысла жизни, ценностных ориентаций, свободы, духовности. В этом проявляется стремление выйти за рамки категории деятельности и обратиться к понятию существования, от бытия перейти к становлению как непрерывному развитию субъектности, как обретению новых смыслов.

Важной для данного исследования является позиция В. Франкла, который пишет о том, что обладание ценностями облегчает человеку задачу поиска смысла его жизни. При этом обладание ценностями всегда включает в себя не только их осознание, но и учет их места в ряду других ценностей. То, что подвластно созданию и изменению человеком, - это структура ценностей, ранг конкретной из них. В этом смысле можно говорить о различных предпосылках субъектности у конкретного человека: ценности субъектности у одних людей могут преобладать в иерархии ценностей и определять особенности их поведения как субъектного.

В. Франкл подчеркивает, что у каждого индивида есть смысл в жизни, которого никто другой не может воплотить. Эти уникальные смыслы распадаются на три основные категории: (1) состоящие в том, что человек осуществляет или дает миру как свои творения; (2) состоящие в том, что он берет у мира в форме встреч и опыта; (3) состоящие в его позиции по отношению к страданию, по отношению к судьбе, которую он не может изменить. Мы полагаем, что эти категории смыслов отражают и варианты осознания и проявления человеком своей субъектности.

С точки зрения анализа проблемы становления субъектности особый интерес представляют ценности в области межличностных отношений и ценности, направленные на собственное Я, точнее, их взаимосвязь. Ценности задают вектор проявления субъектности и придают ей смысловую окраску.

Мы опирались на исследования В.А. Петровского, который определяет субъектность как базисное основание новой парадигмы образования и приводит следующие основные характеристики субъект-развивающего образования: культивирование уникального опыта человека; признание ценности обоюдного опыта; ставка на универсальность опыта. Возрастание субъектных свойств учащегося рассматривается как сущностная характеристика современной педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская).

Следуя позиции Н.М. Борытко, мы определяем, что субъектность - это утверждение самости. Трактовка образования как процесса восхождения к субъектности предполагает обращение к категории «самоопределение». В результате самоопределения человек выстраивает свое субъектное пространство.

Становление субъектности студента университета как предмет исследования. Становление - философская категория, привлекшая к себе внимание многих мыслителей прошлого и настоящего. По мнению Гегеля, «становление есть единство бытия и ничто». Термин «становление» достаточно часто встречается в современных философских и педагогических исследованиях, однако его семантическая наполненность в большинстве случаев остается расплывчатой и неопределенной. Чаще всего становление характеризуется в неразрывной связи с развитием или формированием, объединяя и даже подменяя эти термины друг другом, в особенности если речь идет о становлении и развитии личности.

Мы разделяем мнение Л.Е. Балашова о том, что становление является более фундаментальной категорией, чем развитие. Становление означает восхождение от низшего к высшему (от низших форм действительности к высшим). Развитие же означает рост, усложнение, совершенствование в пределах одной и той же формы действительности. По отношению к развитию становление означает переход от развития меньшей степени сложности к развитию большей степени сложности. Становление субъектности - это движение смыслов, обретение новых смыслов жизни и деятельности, постоянное определение человеком меры свободы и ответственности в современном изменчивом мире.

Становление субъектности студента университета предполагает наличие возможных вариантов восхождения к качественно новому (ценностно ориентированному) состоянию его бытия. Становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата и представляющий собой постоянно длящийся, бесконечный поток событий. В этом контексте становление как бы указывает на «незавершенность» человека и его мира, необходимость «достраивания» форм мышления, познания, деятельности, взаимодействия.

Становление субъектности студента университета имеет собственную образовательную траекторию, включающую траекторию личностного роста. Профессиональное становление студента университета является одним из моментов становления его субъектности.

Становление субъектности студента как динамичный процесс, разворачивающийся во времени и пространстве университетского образования, характеризуется: культивированием уникального опыта студента; приобретением новых аксиологических характеристик личности студента; актуализацией функций «значимого Другого».

В субъектности доминирующим оказывается отношение к другим людям. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» (С.Л. Рубинштейн). С этой точки зрения отношение человека к другим людям является своеобразным индикатором качества его преобразовательной деятельности как по отношению к миру, так и по отношению к самому себе. Поэтому принципиальным при изучении личности человека в ее активно-преобразующей функции оказывается изучение ценностно-смыслового взаимодействия людей и определения характера отношений к другому человеку. Субъектность нельзя понимать исключительно как внутреннюю (интенциональную) характеристику личности. Человек не может быть единственным источником развития своей субъектности, но несомненна их производность от процессов осознания человеком самого себя и его самоорганизации на основе этого осознания.

Функции «Другого» в отношении «Я» в диссертации связаны с определением и усилением субъектных характеристик человека. Мы, вслед за А.У. Хараш, рассматриваем три разновидности отношения «Я - Другой», которые существенно различаются своими возможностями в становлении субъектности. В первом случае другой представлен в абстрактной типизированной форме для того, чтобы «оттенить рельефность Я», т.е. другой существует в своих объектных свойствах и берется как фоновая характеристика. Второй случай предполагает, что другой представлен в конкретных и реальных формах, но существенно зависимых от «Я». Другой существует лишь в той мере, в какой он включен в поле ценностей и смыслов «Я». Это некоторая идеальная форма, например, «значимого Другого». Здесь мы имеем дело с другой крайностью, когда происходит поглощение «Я» «Другим». «Другой» фатальным образом преобразует «Я», не оставляя места для самоизменения «Я» как такового. Третий случай определяется как диалектическое единство другого реального и (или) идеального, действительного и (или) воображаемого. Здесь не происходит поглощение «Другим» «Меня» и «Я» не захватывает «Другого». Функция «Другого» в данном случае состоит в подтверждении реальности существования «Я». Поскольку направлений развития «Я» бесконечное множество, то для подтверждения бытийности различных многообразных сторон «Я» необходим широкий круг референтов, где «значимыми Другими» выступает не какой-то один человек, а множество людей Примечательно, что параметры и структуру этого референтного круга задает сам человек, т.е. он сам конструирует пространство людей внутри себя по своим законам, определенными собственными ценностями и смыслами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.