Рефераты. Становление субъектности студента университета

p align="left">В исследовании представлена типология субъектности студентов, определенная на основе комплекса следующих показателей: мотивация достижения, самоконтроль, рефлексия, смыслообразующая активность, ценностные ориентации, представленная в таблице 1.

Таблица 1 - Типология субъектности студентов

Типы субъектности

Констатирующий этап

Формирующий этап

Креативно-ценностный (высокий)

Характеризуется осознанностью, рефлексивностью, проективностью самосознания, в том числе и профессионального. Высокий уровень принятия себя, мотивации достижений, самоконтроля. Ярко выражено стремление участвовать в познавательной деятельности эвристического уровня. Высокий уровень смыслообразующей активности. Знания характеризуются системно-ценностным уровнем (богатый ценностный тезаурус, системное видение проблем и закономерностей теории и практики). Прогнозирование успешности профессиональной деятельности.

5 %

21%

Функционально- конструктивный (средний)

Средний уровень учебных достижений, развития профессиональных знаний, умений, навыков фрагментарно. Мотивация достижений недостаточно высока, но эти студенты обладают множеством способностей, реализация которых позволяет достигнуть успеха, как в личностном, так и в профессиональном становлении. Нуждаются в постоянной актуализации их субъектной позиции. Студенты ориентированы на практическую деятельность, отмечаются ярко выраженные определенные рассогласования между целями, планами и результатами. Наличие потребности в самоорганизации в творческой деятельности, целеполагание и планирование этой деятельности, сформированность умения вносить коррективы в первоначальную норму, уточняя ее с учетом ситуации и личностных установок. Прогноз успешного личностного и профессионального развития, хотя не исключены определенные трудности, связанные с самореализацией. Успешное прохождение самостоятельной практики

58 %

67 %

Ситуативно-репродуктивный (низкий)

Низкий уровень принятия себя. Слабо выражена мотивация достижений. Неумение выстраивать перспективу деятельности. Стремление отсрочить выбор. Иллюзорность, нереальность жизненных планов. Отсутствие четких ценностных ориентиров. Поступки характеризуются ситуативностью, одномоментностью. У них высокая тревожность, низкий уровень самоконтроля эмоций в поведении. Они независимы, у них отсутствуют определённые цели, которые стоило бы отстаивать, саморегуляция отличается малой адекватностью, гибкостью и осознанностью, несформированностью умения программировать собственные действия. То есть смыслообразующая (субъектная) активность у них хаотична, ситуативна, малоосознаваема. Низкие учебные достижения. Уровень знаний - репродуктивно-нейтральный (поверхностная информированность, затрудненная ориентация и неполное осознание ведущих закономерностей науки). Затрудненная адаптация к профессиональной деятельности, возможен уход из сферы выбранной учебной специальности.

38 %

23 %

Реализация концепции становления субъектности студентов университета позволил выявить ценностно-синергетические закономерности становления субъектности и доказать, что образовательное пространство университета действительно является фактором становления субъектности студента при выполнении следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлекивность. В качестве критерия успешности реализации концепции становления субъектности студентов обозначена субъектная позиция.

Исследование подтвердило, что университетское образование раскрывает свою целостность через взаимосвязь пространства-времени и содержания, оно континуально, и способом представления этого континуума образования выступает актуализированная в настоящем времени по средствам субъектно-ориентированных ситуаций деятельность студента.

Субъектно-ориентированные ситуации - это специально проектируемые педагогические ситуации, проявляющие и усиливающие субъектный потенциал личности студента, востребующие его субъектный опыт. Посредством данных ситуаций задается диапазон проявления субъектности. Основными признаками, характеризующими субъектно-ориентированные ситуации в образовательном процессе университета, являются: естественность возникновения, отсутствие явного принуждения к участию в них; наличие психолого-педагогических условий, побуждающих к субъектной деятельности. Средством включения студентов в соответствующие ситуации являются различные виды работ и учебных заданий. Субъектно-ориентированные ситуации призваны запускать механизмы становления субъектности студентов. В исследовании доказано, что данные ситуации одновременно выполняют и субъектно-развивающую, и экспериментально-диагностическую функции.

В исследовательских целях субъектно-ориентированные ситуации условно классифицированы на: проблемно-ориентированные, рефлексивно-ориентированные, креативно-ориентированные, коммуникативно-ориентированные ситуации; ситуации свободного выбора и самоорганизации.

Данным ситуациям присущ ряд характерных особенностей:

- субъектно-ориентированные ситуации содержат в себе несколько конкретных путей их реализации, что создаёт «точки роста» как точки бифуркации, как возможное рождение ориентации на деятельность студента по самосозиданию;

- ситуации допускают разный уровень субъектной включённости студента, обеспечивая тем самым автономность личности и невмешательство в её внутреннее пространство;

- ситуации предполагают приобретение студентами ценностного осмысленного опыта и навыков саморегуляции;

- ситуации направлены на «запуск» механизмов ценностной ориентации и самоорганизации, потенциально представленных в личностной системе студента;

- ситуации составляют основу применения креативно-ценностных технологий университетского образования.

Содержательный анализ данных ситуаций возможен только в соотношении с анализом педагогических условий становления субъектности студентов университета. В качестве таких условий в исследовании определяются: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность.

Субъектная позиция студента является выражением его образовательной активности в условиях университетского образования. В этих условиях образование выступает ценностью культуры - результатом культурной деятельности человечества, а студент является оценивающим этот феномен субъектом -- помещающим образование в собственную систему ценностей.

Применение ценностно-синергетической концепции к развитию субъектной позиции студента позволило определить ее как аксиологическую позицию личностной и профессиональной самоорганизации (саморазвития), определяющую возможность выхода личности за пределы нормативной заданности.

Субъектная позиция как сложная целостная система включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный, рефлексивный.

Развитие субъектной позиции студента предполагает расширение спектра его ценностного отношения к образовательной деятельности. Деятельность студента в образовательном процессе (образовательная деятельность) - представляет процесс решения системы чередующихся и возникающих в образовательном процессе задач, который направлен на осмысление феномена образования во всем многообразии его сторон; на развитие личностно-ценностного к нему отношения; проектирование и реализацию разнообразных способов решения образовательных задач.

Образовательная деятельность дает возможность студенту обретать личностные смыслы и значения образования, накапливать опыт отношения к будущей профессии и отношений в будущей профессии, находясь в условиях образовательного процесса. Становление готовности студента к постоянному саморазвитию и самосозиданию может в дальнейшем преобразовываться и совершенствоваться в профессиональной деятельности.

Деятельность студента процессуально разворачивается как процесс взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, прежде всего, с преподавателями. В зависимости от того, насколько процесс взаимодействия преподавателя и студента носит черты диалога, содействия, бездействия или противодействия, зависит динамика развития субъектной позиции студента.

Таким образом, образовательный процесс, ориентированный на развитие субъектной позиции студента, предполагает:

- аксиологизацию университетского образования как метода, особенностью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, проектирование жизненных перспектив, профессионального роста;

- индивидуализацию содержания образования, за счет использования технологий открытого образования, включения студента в процесс проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута;

- актуализацию деятельности преподавателя на установление особого характера взаимодействия и ценностно-значимых связей между деятельностью субъектов этого процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития субъектности студента университета - вариативный, основанный на личностных смыслах и ценностях, потребностях и мотивах, путь достижения заданных требованиями образования, результатов. Образовательный маршрут есть способ организации деятельности студента в образовательном пространстве университета. Индивидуальный образовательный маршрут дает студенту возможность субъектной реализации в заданных образовательных условиях и предполагает в той же мере свободу, в какой и ответственность за достижение образовательных результатов.

В диссертации отмечается необходимость вычленения, в контексте исследования, следующих уровней индивидуальных образовательных маршрутов студентов:

- базовый уровень (базовый круг познания) - характеризуется только достижением образовательных ориентиров, представленных в стандартах учебных специальностей;

- вариативный уровень (вариативный круг познания) - предполагает отражение взаимосвязи личностного и профессионального развития студента, но выбранные образовательные задачи не всегда содержат ценностно-смысловые характеристики;

- ценностный уровень (ценностный круг познания) - является результатом ценностного самоопределения студента в проблемном поле личностно-профессионального развития, самостоятельного выбора внутренней планки требований к самоосуществлению.

Именно ценностный уровень определения и реализации индивидуального образовательного маршрута представляет наибольший интерес, поскольку отражает сущность субъектности как свойства личности, характеризующего её способность к самосозиданию и самосовершенствованию.

Динамика развития субъектной позиции студента в контексте реализуемой ценностно-синергетической концепции на разных этапах выражалась:

- в растущем интересе студентов к проблемам получаемого образования, его содержанию, возможным результатам; в их ценностном самоопределении в образовательном пространстве университета; в накопление актуального образовательного опыта как элемента субъектного опыта;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.