- в обогащении, расширении диапазона самостоятельной деятельности по организации собственной образовательной деятельности, отражающем переход от стихийности к целенаправленности становления субъектности (реализация синергетического закона «от Бытия к Становлению»).
В работе утверждается, что субъектная позиция, как индивидуально-неповторимое внутреннее качество, обладает индивидуальностью, уникальностью, единичностью выраженности и проявления, поэтому возможно фиксирование только общей направленности ее развития.
В исследовании определены четыре стадии становления субъектной позиции студента как критерия эффективности реализации ценностно-синергетической концепции становления субъектности, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Стадии развития субъектной позиции студента университета
Характеристика стадий
Доминирующие компоненты
Начальная (объектная) стадия
Формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания, профессиональной интерпретации жизненных обстоятельств. Актуализация осознанного построения временной жизненной перспективы.
Пассивная жизненная позиция,
Нечеткие ценностные ориентации,
Созерцание времени
Объектно-субъектная стадия
Преобладает трансляция субъектности преподавателем, реализации им педагогических условий субъектного обучения, направленного на актуализацию проявления студентами себя в качестве субъектов деятельности и овладение ими основами субъектного жизнетворчества. Цель данной стадии - создание информационно-субъектного фона обретения студентами ценностей и смыслов собственной образовательной деятельности. Основным личностным результатом является усиление избирательной инициативности и субъектной активности студентов в проблемном поле личностной и профессиональной самореализации (самоорганизации).
Субъектная образовательная активность,
Развивающиеся ценностные ориентации,
Пассивно-нейтральное отношение ко времени
Субъектно-объектная стадия
Характеризуется готовность студентов к самостоятельному решению образовательных задач, формированием проектной культуры; преобладанием преобразующих отношений во всех жизненных сферах, в том числе и в образовании; развитием ценностно-смысловых регулятивных механизмов поведения и общения; индивидуальными способами творческого выражения, расширяющими поиск субъектного стиля предстоящей профессиональной деятельности.
Субъектная образовательная и социальная активность, Четкие ценностные ориентации, Ценностное самоопределение,
Построение реалистичной временной перспективы
Субъектная стадия
Практическая реализация индивидуальных образовательных маршрутов как субъектных программ личностно-профессионального саморазвития; осуществление необходимой ценностно-смысловой коррекции самоанализа учебно-профессиональных и жизненных достижений, бифуркационных точек роста; актуализация процесса самосозидания. Самоменеджмент времени и знаний. На данном этапе наблюдается вторичное усиление роли образовательного пространства университета, повышение статусного значения учебных дисциплин в связи с изменением личностных и профессиональных позиций студентов.
Субъектная образовательная, социальная и коммуникативная активность,
Субъектный опыт (познавательный, коммуникативный ценностный, рефлексивный,
операциональный,
созидательный),
Время - активно созидающийся конструкт
Выпускник университета - образованный человек XXI века, который освоил научный базис университетского знания, стал субъектом образовательной деятельности на основе ценностного самоопределения в образовательном пространстве. Он готов к свободной, компетентностно ориентированной профессиональной деятельности. В его психолого-педагогическом портрете субъектности доминируют такие характеристики как:
- принятие себя таким, какой я есть (реалистичный образ «Я» и «Я - будущий профессионал);
- уважение к себе и другим во взаимодействии, корпоративность отношений «Я и другие»;
- креативность деятельности, позитивность критического мышления, независимость в суждениях, склонность к оригинальной, а не стереотипной оценке людей и событий, открытость для иного мнения и нестандартного мышления;
- сосредоточенность на решении проблемы, а не на своих переживаниях по поводу данной ситуации;
- умение ставить цели деятельности, соотносить долгосрочные цели и краткосрочные задания, замысел и его реализацию;
- высокая мотивация достижения (не по принципу «цель оправдывает средства»);
- академическая и профессиональная мобильность, компетентность;
- стремление к отказу от конформизма в культуре собственных отношений;
- отождествление себя с человечеством, наличие субъектного (духовного, нравственного, ценностного) опыта;
- умение строить временную жизненную перспективу;
- толерантность к представителям разных культур и национальностей.
На основании итогов экспериментального исследования в диссертации сделан вывод о том, что выдвинутые в работе гипотетические предположения оказались верны и университет действительно выступает пространством становления субъектности студента.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработана концепция становления субъектности студента университета, в которой субъектность выступает одной из целей университетского образования. Субъектность представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения, в способности согласовывать замысел и реализацию, в способность преобразовывать себя и окружающую действительность, в ответственном отношении к себе, собственной деятельности и миру.
Исследованием вскрыты сущностные свойства субъектности студента университета, структурные компоненты, специфика принципов становления, логика реализации ценностно-синергетической концепции становления субъектности студента университета;
Исследованием определена педагогическая сущность субъектности студента, заключающаяся в том, что субъектность студента университета как педагогический феномен представляет собой образовательный результат, определяющий высокую степень жизнетворчества студента независимо от направления выбранной профессиональной специализации. Становление субъектности предполагает изменения в ценностно-смысловом отношении студента к университетскому образованию, развитие позитивного образа «Я - будущий профессионал», отражающем восхождение студента к личностным и профессиональным ценностям.
Выявлены закономерности процесса становления субъектности, позволяющие определить позитивные стратегии становления субъектности как ценностно-смысловой самоорганизации личности студента в пространстве и времени университетского образования.
Доказано, что образовательное пространство университета действительно выступает фактором становления субъектности студента при реализации следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность.
Раскрыты функции ценностно-синергетического подхода в исследовании становления субъектности студента университета.
Определена типология субъектности студентов университета, позволяющая определить стратегию становления субъектности, совершенствовать практику университетского образования
Исследование обосновало систему научно-педагогического обеспечения процесса становления субъектности студента университета, которая включает диагностическое определение целей данного процесса, банк образовательных программ, научно-педагогический инструментарий реализации ценностно-синергетической концепции становления субъектности студента, систему оценочных показателей и методик мониторинга исследуемого феномена.
Перспективами дальнейшего изучения проблемы могут стать: развитие ценностно-синергетического научно-исследовательского подхода к области проблем образования; изучение проблемы становления и проявления субъектности преподавателей университета на различных этапах профессиональной деятельности; изучение и проектирование технологического обеспечения обучения в университете в логике становления открытого образования; исследование закономерностей развития субъектной позиции студента на различных ступенях университетского образования; исследование проблемы становления субъектности вне образовательного пространства университета.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАШЛИ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:
Монографии
1. Ольховая, Т.А. Взаимосвязь актуального и потенциального в «образе Я - педагог» / Т.А. Ольховая, О.И. Полкунова // Реализация ценностного подхода в педагогике школы.: Монография. Под ред. д.п.н., проф., А.В. Кирьяковой. - М: 2000.-С.125-151
2. Ольховая, Т.А. Становление образа «Я - будущий педагог» студента университета: Монография. / Т.А. Ольховая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 150 с.
3. Ольховая, Т.А. Аксиологические линии литературного образования: монография / Т.А. Ольховая, Н.Е. Ерофеева, О.В. Плотникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского отд. РАО, 2006. - 183 с.
4. Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета: монография / Т.А. Ольховая. - Оренбург, 2006. - 181 с.
Статьи в периодических научных изданиях, рекомендуемых для публикации основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук
5. Ольховая, Т.А. Я - будущий профессионал / Т.А. Ольховая // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 98-100.
6. Ольховая, Т.А. Условия становления образа “Я - будущий специалист” студента современного университета / Т.А. Ольховая // Вестник РУДН Серия «Вопросы образования. Язык и специальность» - 2005 - № 2. - С.52-59.
7. Ольховая, Т.А. Образ «Я - будущий профессионал» как предмет исследования / Т.А. Ольховая // Вестник ОГУ - 2005.- № 4. - С. 155 - 162.
8. Ольховая, Т.А. Аксиологические линии культуры как структурные ориентиры в приобщении старшеклассников к ценностям российской культуры / Т.А. Ольховая, О.В. Плотникова. // Вестник ОГУ: Прилож. Гуманитарные науки. - 2005. - № 12. - С. 70-75.
9. Ольховая, Т.А. Образ «Я - будущий профессионал» как основа становления субъектности студента университета / Т.А. Ольховая // Новые педагогические исследования: Прилож. к журн. «Профессиональное образование». - 2007. - № 2. - С. 46-51.
10. Ольховая, Т.А. Аксиологический аспект проблемы становления субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Новые педагогические исследования: Прилож. к журн. «Профессиональное образование». - 2007. - № 4. - С. 61-67.
Статьи в других научных и научно-практических изданиях
11. Ольховая, Т.А. Формирование “образа Я” школьника в условиях альтернативной школы / Т.А. Ольховая // Вертикаль: вестник молодой науки Оренбуржья.- Оренбург: Печатный Дом “Димур”, 1996.- С.259-264.
12. Ольховая, Т.А. «Образ Я» как научная проблема / Т.А. Ольховая // Материалы ХХI преподавательской и ХХХIХ студ. науч.-практ.конф. 14-15 апреля Ч.3. Психолого-педагогические секции. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. - С.66-69
13. Ольховая, Т.А. Ценностный аспект проблемы “Образ - Я” / Т.А. Ольховая // Материалы научно-практической конференции “Ценностные ориентации в подготовке специалистов”.- Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. - С.91-92.
14. Ольховая, Т.А. Развитие “Образа - Я” - аспект гуманизации образования / Т.А. Ольховая // Научные труды молодых ученых ОГПУ. 1997.-Оренбург: Изд-во ОГПУ. 1997. - С.281-291.
15. Ольховая, Т.А. Диагностика ценностных ориентаций студентов как компонента «Образа Я» педагога / Т.А. Ольховая // Научные труды молодых ученых ОГПУ. 1998.-Оренбург: Изд-во ОГПУ. 1998. - С.126-135.
16. Ольховая, Т.А. Ценностные ориентации - компонент образа «Я - будущий педагог» студента университета / Т.А. Ольховая // Актуальные проблемы педагогики на рубеже XXI века. - Оренбург, 1999. - С.190-201
17. Ольховая, Т.А. Динамика становления образа «Я - будущий педагог» студента университета / Т.А. Ольховая // Вертикаль. Молодежный оренбургский научный вестник. № 5-6 2000 г. - Оренбург. - С.55 -59.
18. Ольховая, Т.А. Актуальность исследования процесса развития субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Региональная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов Оренбургской области/ Сборник материалов. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. - С.113-114
19. Ольховая, Т.А. Развитие субъектности студента университета / Т.А. Ольховая // Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.2. - Москва - Оренбург, 2003. - С. 66-73.
20. Ольховая, Т.А. Аксиологическая стратегия модернизации педагогического образования // Модернизация образования: проблемы, поиски, решения.. Материалы всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 2. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. -С.204-210.
21. Ольховая, Т.А. Теоретические аспекты проблемы развития субъектности специалиста / Т.А. Ольховая // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. В 4-х частях. Ч. 4. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2004.- С.7-10
22. Ольховая, Т.А. Теоретические положения исследования образа «Я - будущий специалист» студента университета / Т.А. Ольховая // Проблемы качества образования в современном обществе: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2004. - С.59-61.
23. Ольховая, Т.А. Принципы и методы диагностики личностных изменений в ходе исследования развития субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 5 ч. Ч. 3. - Москва - Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. - С. 45-48.
24. Ольховая, Т.А. Педагогический аспект проблемы развития субъектности / Т.А. Ольховая // Вопросы гуманитарных наук. - № 2(17), 2005. - С.233-237.
25. Ольховая, Т.А. Субъектность в личностном и профессиональном развитии студентов университета / Т.А. Ольховая // Актуальные проблемы педагогической теории и практики: Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета. Вып. 1. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. - С. 72-82.
26. Ольховая, Т.А. Ценностный аспект проблемы воспитания студентов университета / Т.А. Ольховая // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: в 2 ч. - Волгоград: Перемена, 2005. - Ч.2. - С. 137-143.
27. Ольховая, Т.А. Научные школы университетов - возможность раскрытия и реализации субъектности студентов / Т.А. Ольховая // Философский век. Альманах, Вып. 30. история университетского образования в России и международные традиции просвещения. Том 3. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. - 19-25.
28. Ольховая, Т.А. Становление субъектности будущего специалиста как показатель успешности профессионального воспитания в вузе / Т.А. Ольховая // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития: Материалы Международной научно-практической конференции. В 5 ч.: Ч.1. - Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2005.- С.191-194.
29. Ольховая, Т.А. Субъектность учащихся: новый критерий качества образования / Т.А. Ольховая // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Материалы Приволжской региональной научно-практической конференции (24-25 марта 2005 года, Набережные Челны) - Казань, 2005. С. 273-274.
30. Ольховая, Т.А. Субъектность как основание новой парадигмы образования / Т.А. Ольховая // Социально-экономические проблемы образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: ИЭПУР, 200с. - С. 43-46.
31. Ольховая, Т.А. Возможности применения синергетического подхода к анализу проблемы становления субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Педагогические науки. - 2006. - № 1 (17). - С.62 - 66.
32. Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета как предмет педагогического исследования / Т.А. Ольховая // Личность в современном обществе: Сборник материалов Межрег. науч. - практ. конф. - Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2006. - С.64 -70.
33. Ольховая, Т.А. Синергетический аспект университетского образования / Т.А. Ольховая // Вызовы XXI века и образование: Материалы всероссийской научно практической конференции. - Оренбург, 2006. - С. 136 - 142.
34. Ольховая, Т.А. Образования студента: теоретические и практические аспекты проблемы становления субъектности / Т.А. Ольховая // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета. Вып. 2. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - С.67 - 78.
35. Ольховая, Т.А. Регулируемое эволюционирование в системе принципов становления субъектности студента университета / Т.А. Ольховая // Модернизация системы профессионального образования: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. - С.11 -19.
Научно-методические и учебно-методические пособия и рекомендации
36. Ольховая, Т.А. Тезаурус педагогической антропологии: Учебное пособие для студентов университета / Т.А. Ольховая. - Оренбург. ИПК ГОУ ОГУ, 2005. -100 с.
37. Ольховая, Т.А. Очерки педагогической антропологии: Учебное пособие для студентов университета / Т.А. Ольховая. - Оренбург. ИПК ГОУ ОГУ, 2005. -105 с.
38. Ольховая, Т.А. Дипломная работа по педагогике: методика подготовки и выполнения: Методическое пособие / Т.А. Ольховая, В.М. Иванова. - Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2005. - 110 с.
39. Ольховая, Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета: научно-методическое пособие для преподавателей университета / Т.А. Ольховая. - Нижний Новгород: ВГИПА, 2006. - 117 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9