Рефераты. Технические средства образования в детском саду

p align="left">Для удобства применения в классе выпускают фрагментарные диафильмы-очерки, в которых каждый фрагмент используется во время объяснения соответствующего раздела программы.

Учебные диафильмы очень разнообразны по своему дидактичес-кому назначению. Это не только информативные диафильмы, но
и диафильмы-задачи, грамматические диафильмы, проблемно-поисковые и др.

По построению диафильмы могут быть целостными и фрагмен-тарными. Во многих случаях фрагментарные диафильмы удобнее в использовании. Диафильмы из 30 кадров велики для одного уро-ка, их все равно приходится использовать отдельными частями. Не-редко в диафильмы для активизации познавательной деятельности учеников включаются кадры, содержащие несложные задания в виде вопросов, незаконченных изображений, ситуаций, аналогичных рассмотренным, и т.п. Выпускаются диафильмы, содержащие от-дельные кадры кинофильма с титрами.

Объем диафильма определяется не только числом кадров. Су-ществен вопрос о времен, отводимом на демонстрацию всего диафильма как целостного произведения. Нельзя использовать два диафильма на одном уроке или занятии, но показ двух фрагментов из разных диафильмов вполне целесообразен.

Важен вопрос и об оптимальном времени усвоения содержания каждого кадра, т. е. величины интервала между кадрами, что зави-сит от их содержания. Если на экране появляются карты, схемы, чертежи и т.е., требуется больше времени для их понимания и за-поминания, чем при показе портрета или пейзажа. Плодотворнее на уроке и занятии применять короткие диафильмы, имеющие мень-шее число кадров и четко выраженную единую тему.

Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается
субтитрами. (Нередко в кадры включены титры, ориентирующие
учащихся на выполнение конкретных заданий («Допиши», «Ответь на вопрос», «Составь предложение»), и кадры для самопроверки.

При работе с диафильмами некоторые учителя ограничиваются чтением субтитров. Такую методику можно считать оправданной только в том случае, когда подписи под кадрами, не повторяя тек-ста учебного пособия, дают четкую и необходимую для решения задач урока информацию.

При демонстрации большинства диафильмов учителю следует предложить учащимся провести сравнение материала диафильма с ранее изученным, опираясь на свой личный жизненный опыт. Объяснение изображения на экране с помощью наводящих вопро-сов занимает больше времени, но оно эффективнее. Умело постав-ленные вопросы постепенно подводят детей к самостоятельному по-ниманию материала и к правильным выводам. Выразительность чтения текста диафильма учителем помогает учащимся лучше по-нять его содержание.

Диафильм позволяет лучше рассмотреть внешний вид, форму, представить относительные размеры изучаемого объекта, так как в нем новые понятия раскрываются путем детального показа с раз-ных сторон. Для активизации учащихся задают вопросы во время демонстрации диафильма. Они должны быть конкретны и направ-лены главным образом на мобилизацию внимания, уточнение де-талей изображения, выявление их роли в раскрытии содержания изображения. Ответы на эти вопросы предполагаются краткие, од-носложные. В более редких случаях учащиеся дают развернутые от-веты с места или с выходом к экрану.

Разнообразна работа по содержанию диафильма после его про-смотра: описание детьми понравившихся кадров и эпизодов; крат-кое изложение сюжета и его домысливание: составление вопросов к отдельным кадрам или фрагментам; ответы на вопросы учителя, поставленный до, во время и после просмотра; рисование по памя-ти, придумывание начала или продолжения, восстановление цело-го по показанным фрагментам (восстановление сказки, стихотво-рения и др.) и т.п.

Например, при помощи зрительного образа на уроке создается ситуация для развития речи. Экранное изображение в этом случае выполняет функцию зрительной опоры для словарной работы, со-ставления определенных речевых конструкций, предложений, корот-ких рассказов и других работ творческого характера. По кадрам ди-афильма легче обучать детей всем видам пересказа, состав пению пла-на. Можно убрать текст из кадра диафильма, прикрепив полоску темной бумаги на рамку диапроектора, и предложить учащимся са-мим составить субтитры для такого диафильма, а потом сравнить с текстом оригинала. Умело используя диафильм, развивают речь, творческие способности и обогащают мышление учащихся. Язык диафильма служит образцом литературного языка. Усваивая и за-поминая текст, учащиеся пополняют свой активный словарь.

При создании диафильмов и диапозитивов, как правило, исполь-зуются высококачественные фотографии и рисунки, которые отве-чают требованиям занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, рукоделию, тем более что по искусству было в свое время выпущено много как диафильмов («Виды изобразительного искусства» и др.), так и диасерий («Виктор Васнецов», «Р. И. Шиш-кин», «Жостовские подносы», «Русские лаки. Федоскино» и др.).

Обсуждение увиденного на экране следует проводить таким об-разом, чтобы детям не навязывались готовые точки зрения, а они сами подходили к тем или иным выводам, что способствует не толь-ко развитию активности мышления, но и формирует его самостоя-тельность, способность к умозаключениям.

О глубине понимания и прочности запоминания познаватель-ного материала диафильма судят по качеству рассказов учащихся, которые должны отвечать следующим требованиям: верно и в ло-гической последовательности пояснять кадры; правильно выявлять причинные связи между предметами и явлениями; не ограничиваясь изложением содержания текста и дополнениями учителя, рас-ширять и углублять комментарии к кадрам диафильма.

Использование диапозитивов и диафильмов в дошкольных учреждениях и в начальной школе стимулирует самостоятельное твор-чество детей: они играют в увиденные сюжеты, придумывают по просмотренному загадки, задачи, сказки.

Эффективное применение статичных экранных пособий зависит от той роли, которую играет учитель. Зрительный образ, создавае-мый тем или иным кадром, не исчерпывает полностью дидактиче-ского назначения экранного материала. Так, демонстрация кадра, содержащего информацию о многоугольниках, не формирует у учащихся логического определения понятия многоугольника, а лишь помогает создать у них конкретное представление об этих геомет-рических фигурах. Подписи под кадрами в какой-то мере устраняют неполноту зрительных представлений, однако и они не исчер-пывают содержания кадра, а дают лишь направление для анализа изображения.

Все изложенное выше показывает, что учащимся принадлежит при работе с диафильмами и диапозитивами активная роль, кото-рая не сводится к простому комментированию зрительного ряда Учащиеся, опираясь на конкретные зрительные образы, под руко-водством учителя сравнивают, анализируют, выделяют главное, делают определенные логические умозаключения, обобщения. Та-ким образом, учитель организует единый процесс образного вос-приятия и активной мыслительной деятельности учащихся.

Целый ряд диафильмов и диапозитивных серий построен по проблемному принципу.

Примером может служить диафильм к повторительно-обобщающим уро-кам по истории Древнего мира «Что и как изучает история Древнего мира». Он содержит удачно продуманные и хорошо сочетающиеся с иллюстратив-ным материалом вопросы и задания, активизирующие мыслительную деятель-ность учащихся. Например, на основе сопоставления двух изображений уча-щимся предлагаются следующие задания: «Сравните внешний облик перво-бытных людей. Какие изменения происходили в нем? За какое время они происходили? Почему изменились первобытные люди?» К кадру, иллюстри-рующему охоту первобытных людей, поставлен вопрос: «Как вы думаете, могли ли первобытные люди жить в одиночку? Обоснуйте ответ с помощью изображения».

В большинстве учебных диафильмов в начале или в конце есть кадр (или кадры), озаглавленный «К сведению учителя», в котором даны краткие методические указания по его использованию, что должно восприниматься учителем только как рекомендация.

Могут использоваться и озвученные диафильмы. Это обычный цветной диафильм (как правило, рисованный), но без текста. К нему прилагается грампластинка с записью либо музыки, либо художе-ственного чтения в исполнении известного актера или самого авто-ра, либо фоноспектакль. Кадры диафильма переводятся по звуко-вым сигналам. Такие комплекты можно использовать как на заня-тиях, так и во внеучебное время.

Звуковой диафильм обладает рядом преимуществ перед немым: кадр занимает всю площадь экрана, и не занятый чтением текста зритель имеет возможность все внимание уделить рассматриванию изображения; эмоциональное воздействие диафильма усиливается выразительной речью диктора, а также с помощью музыки и шу-мов, применяемых для драматического усиления или подчеркива-ния лиризма сцены.

Поскольку демонстрация диафильма и проигрывание звукоза-писи должны быть синхронными, следует хорошо продумывать расположение аппаратуры, чтобы ею было удобно управлять (при необходимости остановить показ или повторить какой-либо фраг-мент). Работа с детьми по озвученному диафильму может стро-иться так же, как по обычному. Но при повторных просмотрах целесообразно демонстрировать только изображение, а дети будут читать наизусть или рассказывать (например, стихи А. Барто, сказку «Мойдодыр» К. Чуковского и др.). Можно и наоборот: вклю-чить пластинку или поставить кассету, а дети по памяти опишут, что изображено в кадрах того или иного фрагмента.

Диафильмы и диапозитивы можно использовать начиная с младших групп детского сада при чтении сказок, рассказов, разучива-нии стихотворений, во время бесед. Оптимальное количество кад-ров для показа в таких группах - 8-10 за занятие, а в старших груп-пах - 12-15. В старых диатеках можно найти комплекты из диафиль-мов и диапозитивных серий, например, диафильм «Пограничники» и диапозитивы «На страже Родины».

Широкое применение диапозитивы находят на уроках природо-ведения, например серии диапозитивов: «Времена года», «Живот-ные в разные времена года», «Растения в разные времена года», «Вода в природе», «Лес».

Для начальной школы создана серия диапозитивов к беседам об изобразительном искусстве. Демонстрируя их, учитель может с уче-том возраста учащихся раскрыть основную идею произведения и ос-тановить внимание ребят на том, какими средствами художнику уда-лось ее выразить. Созданы серии диапозитивов к урокам матема-тики и трудового обучения.

Очень близки к диапозитивам по своим дидактическим воз-можностям и эпиобъекты. Материалы для эпипроекции учитель подбирает сам, используя репродукции картин, иллюстрации из книг, тексты, фотографии или чертежи, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, выполненные специально для демонстрации. Эпипроектор увеличит мелкий шрифт книги или мелкую иллюстрацию. С его помощью можно воспроизвести на экране одновременно 2-3 изображения (параллельная проекция), сравнить и проанализиро-вать их; продемонстрировать домашние работы учащихся для ана-лиза всем классом.

Эпипроекцию чаще всего применяют с целью иллюстрации учеб-ного материала.

Необходимость полного затемнения помещения для демонстра-ции эпиобъектов несколько ограничивает учителя в выборе мето-дических приемов работы с ними, так как учащиеся не могут де-лать необходимые записи или зарисовки; экранное изображение нельзя сопоставить с натуральным объектом и т.д. Эпиобъекты должны быть контрастными, плотными по насыщенности цветов. Методика работы с эпипроекцией аналогична работе с карти-ной или диапозитивами. Обычно в детском саду и в начальной шко-ле это средство применяется на занятиях по развитию речи и озна-комлению с окружающим миром. Но практика показывает, что его можно эффективно использовать и на занятиях по изобразительно-му искусству для показа технических приемов рисования, смешива-ния красок, для объяснения последовательности этапов работы. Эпиобъекты широко применяются в средних и старших классах на большинстве учебных предметов. Подбирая открытки, иллюстра-ции из журналов на ту или иную тему, воспитатели и учителя могут сами создавать серии эпиобъектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.