Рефераты. Технические средства образования в детском саду

p align="left">- обратить внимание детей на главные моменты, которые необ-ходимо твердо запомнить;

- подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;

- теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содер-жание;

- связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.

Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформу-лированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного - два-три. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохране-нию кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. С целью развития речи учащихся следует ставить воп-росы, направленные на описание картин, особенностей ландшафтов, природных явлений и т.п.

Перед просмотром фильма обязательно надо провести словар-ную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.

Если фильм используется как источник знания и содержит но-вые для учащихся сведения, то для его качественного запомина-ния необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и зако-номерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на ак-тивную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма. Целевую установку можно дать в форме вопросов, на которые уче-ники должны самостоятельно найти ответ на основе фильма.

Например, к фрагменту «В тундре Северной Америки» можно предложить такие вопросы: почему в тундре распространена вечная мерзлота, много болот и озер? Как растения и животные тундры приспосабливаются к условиям кли-мата? Почему в тундре полоски леса встречаются только по берегам рек?

Иногда внимание учащихся к содержанию фильма можно привлечь, рассмотрев с ними план фильма, отражающий в нем главное. Пункты плана определенным образом ориентируют учеников в процессе про-смотра фильма, позволяют им отличить основное от второстепенно-го, выделить существенное, дают направление для восприятия.

Эффективной формой мобилизации внимания учащихся, повы-шения их ответственности при просмотре фильма, активизации вос-приятия являются задания, которые перед его демонстрацией фор-мулирует учитель.

Например, перед просмотром фильма по ботанике «Строение стебля, пере-движение веществ в растении» учащимся предлагается особое внимание обра-тить на строение стебля, название его частей, а по окончании по памяти зарисо-вать в тетради стебель, движение веществ в нем и сделать соответствующие над-писи к рисунку.

Ученикам можно дать домашнее задание: нарисовать иллюстра-ции к фильму и сделать к ним подписи. На занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам по теме фильма они могут повторить несложный эксперимент, сделать простые модели или макеты, а на уроках русского языка и литературы подготовить пе-ресказ по плану фильма, воспроизвести диалог действующих лиц, написать эссе, изложение, сочинение по мотивам увиденного.

Задания учащимся можно дополнить вопросами.

Например, перед демонстрацией кинофрагмента по природоведению «источник. Река» получают задание изобразить в тетрадях схему образования источника и ответить на вопросы: как образуется источник? Как образуется река? Чем горная река отличается от равнинной?

Учебный кинофильм - эффективное средство обучения, оказы-вающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации
ученики еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.

Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма
для усвоения учащимися заложенной в нем учебной информации
недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного матери-
ала определяется также правильной работой после просмотра
фильма)

После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им
было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы обобщения, Направить мысль школьников на подтверждение теорети-ческих положений урока, на усвоение формулировок, правил, закономерностей.

Чаше всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе ко-торой учитель не просто воспроизводит в памяти учащихся мате-риал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической пере-работке: анализу, сопоставлениям, раскрытию причинно-следствен-ных связей и т. д.

Бывает необходимо посмотреть фильм повторно на этом или сле-дующем уроке. При вторичном показе учащиеся с помощью учите-ля замечают подробности, пропущенные при первом просмотре. По-вторный показ фильма можно использовать в целях обобщения и контроля.

Полезно использовать фильмы до выхода с детьми на экскур-сию. Это поможет обратить их внимание на цель экскурсии. Сня-тый на: видеокамеру ход экскурсии используется в послеэкскурсионной работе для более детального осмысления того, что на ней было увидено и услышано, для дополнения и расширения получен-ного материала, выявления уровня полученных знаний.

Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций ви-деофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формулированию проблемы. 15 дру-гом случае с помощью фрагмента сообщается опорный фактиче-ский материал, ведущий к появлению вопроса. Фрагмент может отражать историю возникновения проблемы в науке или жизни и пути се разрешения. Хорошо, когда он содержит факты, удивляющие учеников, вызывающие желание докопаться до истины.

Следует заметить, что производство учебных фильмов сейчас организовано гораздо хуже, чем раньше, а многие из старых филь-мов приходят в негодность. Однако в помощь учителю все же выпущены видеофильмы, и вместе с учениками он сам может подготовить видеозаписи.

Видеомагнитофоном пользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью (или используя видеокамеру) можно зафиксировать на пленку кинофрагменты или кинофильм, снять самостоятельный видеофильм, встречу с интересным человеком, оперативный репортаж о событиях, показать телепередачу, диакадры, изображение с кодотранспарантов, фонозаписи, карту, таблицы, схемы, любые объекты живой и неживой природы.

Подготовленный видеофильм учитель гложет продемонстрировать на уроке полностью или остановить просмотр, чтобы обратиться к ученикам, выполнить записи или какие-либо задания на
доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с использованием видеозаписей сохраняется обратная связь между учителем и классом.

Видеозаписи можно многократно повторять в классе для уточ-нения и обобщения знаний, формирования навыков доказатель-ства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний. Учащиеся могут многократно просмотреть их индивидуально для самоанализа, самокорректировки, перезаписи ответа, выступления, сообщения и др. Простота управления процессом самозаписи и вос-произведения позволяют организовать разнообразные виды само-стоятельной работы учеников.

Дидактические возможности применения видеозаписей много-образны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими СО, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто ком-ментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока.

С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в клас-се проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познаватель-ного задания.

Учебная видеозапись полезна и на этапе обобщения учебного материала. Учитель может подготовить запись, фиксирующую ос-новные моменты одной темы, группирующую материал по отдель-ным темам курса. Учащиеся просматривают запись с новых пози-ций, она становится предметом обсуждения, дополнения и крити-ки. Активное отношение учащихся к видеозаписи достигается не только за счет ее содержания, но и за счет своеобразия компози-ционного решения, монтажа материала. Два одинаковых фрагмен-та из разных постановок одного и того же спектакля направляют мысль школьника на сопоставления, сравнения. Показ незавершен-ного эксперимента вызовет необходимость самостоятельного про-должения работы, пропуск определенного этапа в изложении ма-териала потребует восстановления пропущенного с помощью тек-ста и т. л. Поскольку запись подготавливается учителем для класса, интересы которого ему известны, вопросы и задания закладыва-ются в сценарий таким образом, чтобы активизировать мысль определенной группы учащихся, к которым можно обратиться с эк-рана непосредственно, что позволяет дифференцировать и инди-видуализировать объяснение или повторение учебной темы. Зна-чительный эффект можно получить, применяя, на уроках с исполь-зованием видеозаписи специально подготовленный раздаточный материал в виде несложных заданий, выполняемых по указанию и инструктажу с экрана монитора. На видеопленку можно записать ответы учащихся.

Разработка и съемка учебного фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызывает интерес всего класса, но и позволяет превра-тить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивиду-альные потребности и интересы каждого воспитанника. Видеоза-писи раскрывают неограниченные возможности для творческой работы учителя или воспитателя.

Видеозаписи чаще воспроизводятся на экране телевизора. Он попадает в роле восприятия целиком, и зритель видит все развер-тывающееся действие, но с четким выделением главного. На теле-экране эффектнее воспринимаются детали, поэтому при съемках видеофильма надо чаще использовать крупный план, подетальное изображение. Большая интимность и личностная обращенность к зрителю здесь достигаются тем, что говорящий, как правило, на-ходится в самом кадре и как бы объясняет непосредственно смот-рящему фильм. На телеэкране хуже передается перспектива, теря-ется все масштабное, грандиозное.

Заключение

Каждое средство обучения, входящее в комплекс, должно выпол-нять определенные дидактические задачи, вытекающие из общих
задач урока, обеспечивать активную умственную деятельность учащихся, помогать в преодолении трудностей изложения и усвоения
учебного материала. Входящие в комплекс части должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При составлении и использовании комплекса СО следует избегать применения однотипных, близких по содержанию пособий (на-
пример, таблицы и аналогичного кадра диафильма, непосредствен-
ной демонстрации опыта и воспроизведения его на телеэкране),
а также дублирования в процессе изложения учебного материала
учителем и при демонстрации фильма (например, такие случаи,
когда учитель полностью объясняет какой-то вопрос темы, а затем
для большей убедительности демонстрирует соответствующий фрагмент кинофильма).

Структура занятий с комплексным использованием СО по возможности должна отвечать таким требованиям: смена видов восп-риятия и равномерное распределение нагрузки на различные анализаторы, постоянная активизация мыслительной и речевой деятельности обучаемых.

Большую помощь учителю в подготовке комплекса средств обучения может оказать картотека СО, имеющихся в кабинете, составленная для каждого учебного предмета по классам. Картотека может быть подобрана по темам программы - тематическая картотека и по урокам поурочная. В каждой карточке указываются тема программы и урока, методы и организационные формы обучения, перечень имеющихся по данному вопросу средств обучения с ука-занием места их хранения.

Список используемой литературы

1. Каджаспирова «Использование Технических средств в дошкольном образовании». - М.: «Просвещение», 2001 г.

2. Сыч В. Д. «Технические средства в детском саду». - М.: «Просвещение», 2000 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.