Рефераты. Технические средства образования в детском саду

p align="left">На уроках иностранного языка звукозапись приме-няют для обучения восприятию иностранной речи на слух, для уп-ражнений в речевой практике учащихся. На материале звукозапи-сей проводят разнообразную работу: пересказ учащимися прослу-шанного текста, ответы на вопросы, связанные с содержанием звукозаписи, диалогическое воспроизведение текста и др.

На уроках физического воспитания звукозапись играет роль функциональной музыки, которая стимулирует и регу-лирует физиологические и психические процессы человека при выполнении им мышечной работы. Музыкальное сопровождение повышает эмоциональное состояние учеников, вызывает стремле-ние выполнять движения энергичнее, вырабатывает чувство рит-ма. Все это усиливает воздействие упражнений на организм, спо-собствует успешному их освоению. Музыку подбирают в соответ-ствии с ритмом и характером выполняемых упражнений. Основные условия применения функциональной музыки на учебных занятиях по физической культуре:

- дискретное (прерывающееся, дозированное) использование му-зыки в течение занятия на разных этапах и с разным подбором музы-кальных программ, служащих целям врабатывания, лидирования музыкального сопровождения и успокаивания в конце занятия;

- чередование музыкально озвученных и обычных уроков;

- использование музыки только при выполнении простых или хорошо отработанных упражнений.

Музыка должна звучать без сопровождения речи или других звуковых помех. Необходимые в это время команды следу-ет осуществлять с помощью показа или специально оговоренных сигналов.

Музыкальная программа занятия должна вызывать у учеников положительные эмоции.

На уроках математики, физики, химии звукозапись используют в основном для проведения диктантов, организации са-мостоятельной работы учащихся.

Для проведения диктанта учитель заранее составляет контрольный текст в виде вопросов и логически неоконченных фраз. Затем этот текст он записывает на магнитофон, повторяя каждый вопрос 2-3 раза с интервалом между ними, достаточным для обдумывания уче-никами очередного вопроса и записи ответа в тетради.

На уроках физики звукозапись может быть использована при постановке опытов но разделам «Звуковые колебания и вол-ны», «Электромагнитные колебания». По первому разделу большую помощь учителю окажет набор грампластинок «Акустика».

Очень часто используются фонозаписи в начальной школе.

В 70-80-е годы для младших школьников были созданы разно-образные звуковые пособия: «Песни для заучивания в начальной школе», «Музыкальные произведения для прослушивания в началь-ной школе», «Физкультура в 1, 2, 3 классах», «Утренняя гимнасти-ка для школьников 7-8-9 лет» и др. Вышло много пластинок с за-писью голосов птиц и зверей, детских радиопередач и радиоспек-таклей и специально созданных и записанных познавательных театрализации.

Слушая музыкальные записи, младшие школьники учатся опре-делять характер и средства музыкальной выразительности, разли-чать звучание отдельных инструментов и оркестра, сольного и хо-рового пения, певческих голосов, получают представление о мело-дии и аккомпанементе, разных музыкальных жанрах.

Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к уро-кам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и про-буждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное са-мостоятельно.

Таковы разнообразные приемы применения звукозаписи в шко-ле. Эти приемы, однако, не исчерпывают всех возможностей, кото-рые расширяются, когда звукозапись выступает в сочетании с дру-гими средствами обучения в комплексе, если она сопровождается зрительными образами. Такая работа требует особенно тщатель-ной предварительной подготовки, чтобы зрительный и слуховой ряды полностью совпадали.

3. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе

Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особен-ностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экра-на, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереаль-но представить при словесном изложении с использованием дру-гих средств обучения.

Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных вырази-тельных возможностях фильма (о которых уже шла речь в главе вто-рой), позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чув-ства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.

Темп предъявления информации с экрана задается его создате-лями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определен-ными паузами.

Управление процессом восприятия информации с экрана опреде-ляется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, ис-пользованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, диктор-ским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ни-чего изменить не может.

Целостность и законченность экранно-звукового пособия со-стоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логичес-ки целостную информацию с определенной методикой ее подачи. Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:

а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;

б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непо-средственным наблюдениям;

в) с процессами и явлениями, характерной особенностью кото-рых является движение, развитие;

г) с очень медленно или очень быстро протекающими процесса-ми или явлениями;

д) с микро- и макрообъектами.

Напомним, что учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, состоящего из нескольких частей; хрестоматии; фраг-ментов и кинокольцовок; видеофильмов.

Требования к учебному фильму:

1) четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности фильма;

2) отсутствие многотемности;

3) простое композиционное построение кадра с четким выделе-нием главного;

4) дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразительным, доступным, не подменяющим изображение;

5) дикторский текст должен иметь паузы, для того чтобы не ме-шать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения;

6) занимательность фильма, использование разнообразных спо-собов и приемов съемки;

7) показ изучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах;

8) создание проблемной ситуации;

9) включение в текст изложения вопросов, заданий, если необ-ходимо, инструкций;

10) короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты.

Дидактические функции учебного фильма на уроке: источник но-вых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобще-ния и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспо-могательное средство при контроле знаний. Подавляющее большин-ство фильмов можно использовать в различных учебных ситуаци-ях в зависимости от целей и содержания урока. Так, видовые филь-мы о временах года («Весна», «Зима», «Осень», «Лето») на уроках природоведения сначала можно смотреть по частям: признаки вре-мени года, деятельность людей, а на обобщающем уроке - просмот-реть целостно. Но это не значит, что структура и содержание филь-ма строго предопределяют его дидактические функции на уроке. Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно применять для решения разнообразных дидактических задач.

Широко используются фильмы для творческой работы на уро-ках русского языка. Если учитель ставит цель научить детей писать сочинения-описания, лучше обратиться к видовым фильмам. Для развития логического мышления, способностей рассуждать и дока-зывать целесообразнее использовать документальные, историче-ские фильмы, фильмы-экскурсии. Для формирования умений давать характеристики героям видеосюжетов, оценку разворачивающим-ся на экране событиям рекомендуется просмотр короткометражных художественных сюжетно-ролевых фильмов.

Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видео-фильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в ка-кой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст: каковы дидактические возможности фильма в срав-нении с другими имеющимися средствами наглядности (например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме); в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и за-дания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается ре-шение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без ком-ментария учителя.

Необходимо продумать время фильма в структуре занятия.

При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на дру-гих учебных предметах, или в других классах, фрагменты фильма, которые можно предназначить для самостоятельного просмотра учащимися.

Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия является установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего за-дания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.

Независимо от дидактической цели использования фильма на уро-ке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжитель-ное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой те-мой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не рас-крывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации надо воздержи-ваться от его комментария; он целесообразен только в случае исполь-зования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий дол-жен быть предельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать уча-щихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.

Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:

- пояснить непонятные места фильма;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.