Рефераты. Технические средства образования в детском саду

p align="left">Среди статичных экранных пособий особо следует выделить транспаранты к графопроектору. По своей структуре они принци-пиально отличаются от диафильмов и диапозитивов. Каждый от-дельно взятый кадр комплекта транспарантов дает на экране ста-тичное изображение, но благодаря их последовательному наложе-нию или снятию оно приобретает определенную динамичность.

Отдельные кадры накладывают один на другой постепенно, воссоздавая целостное изображение. При этом происходят поэтапное формирование понятия, последовательное раскрытие закономер-ности изучаемого процесса или явления, показ отдельных элемен-тов целого.

Используют и другой прием работы с транспарантами: посте-пенно снимают отдельные кадры. В этом случае учащиеся получа-ют объяснения от общего к частному, от целостного явления к от-дельным его элементам или к раскрытию каких-то процессов.

Смешанное использование приемов наложения, снятия и каширования (смешения) транспарантов позволяет вскрывать и детально изучать весьма сложные понятия и закономерности.

Например, используя серию транспарантов «Устройство и работа двига-теля внутреннего сгорания», преподаватель, накладывая поочередно транс-паранты, создает цельную картину устройства. Затем, двигая транспаранты с изображением поршней, он объясняет принцип работы двигателя, порядок работы поршней. Когда речь идет о сжатии смеси в цилиндре, накладывается транспарант синего цвета, изображающий смесь бензина с воздухом. В мо-мент воспламенения и сгорания смеси накладывается оранжевый транспарант, иллюстрирующий горение смеси в цилиндре. Так создается картина работы двигателя. После объяснения преподаватель может предложить учащимся са-мим воспроизвести процесс в той же последовательности с использованием серии транспарантов. Это позволяет активизировать познавательную деятель-ность учащихся.

На уроках математики перемещением одного транспаранта от-носительно другого можно иллюстрировать расположение кри-вых относительно оси координат, взаимное расположение фигур и т. д. На уроках астрономии методом перемещения можно нагляд-но объяснить, почему происходят лунные затмения. Транспаран-ты можно располагать в любой плоскости, чередуя самые разные по размерам и техническому исполнению, рисовать на пленке фло-мастерами с прямой демонстрацией на экран. Все это могут де-лать учитель, учитель и ученик, несколько учеников, дополняя и уточняя друг друга.

С помощью графопроектора, как уже отмечалось, можно по-казать опыты по физике, химии и биологии, проводимые на про-зрачных пластинках или в ваннах. Например, можно продемонстрировать при помощи графопроектора спектры магнитного поля постоянных магнитов, магнитного поля электрического тока, мо-дель броуновского движения, явления смачивания и несмачива-ния и многое другое. Можно дополнять рисунки теневой проек-цией вещей и предметов, при которой демонстрируются самые типичные положения и формы. Интересен прием, при котором про-ецируются определенные изображения посредством кодоскопа на какую-либо большую таблицу, картину, географическую карту.

Графопроектор часто используют вместо традиционной класс-ной доски для проекции записей учителя. Все записи, которые учи-тель обычно выполняет мелом на доске, он может делать по ходу урока (или подготовить их заранее) на прозрачной пленке и про-ецировать с помощью графопроектора.

Транспаранты можно применять и в сочетании с классной дос-кой. В этом случае спроецированное на доску изображение достра-ивают, дорисовывают, дополняют. Например, на доску проециру-ют предложения с пропущенными буквами. Учащимся предлагает-ся на доске вписать нужные буквы. Затем накладывают второй кадр, на котором в соответствующих местах другим цветом изображены пропущенные буквы, и быстро проверяют выполненную работу. Можно спроецировать примеры, которые надо решить, геометри-ческие фигуры, которые надо назвать или сосчитать, и т. д.

Большие возможности открывает этот прием на уроках матема-тики. Используя комплект транспарантов с изображением основ-ных плоских и пространстве иных фигур, можно решать самые раз-нообразные задачи, выполнять множество заданий на построение. При этом сохраняется время, которое потребовалось бы затратить на вычерчивание необходимых фигур.

Транспаранты как условно-графический вид наглядности отра-жают изучаемые объекты и явления в форме плоскостных симво-лов, и поэтому они наиболее эффективны лишь в комплексе с дру-гими средствами обучения.

Так, на уроках зоологии целесообразно сочетать демонстрацию транспа-рантов «Внешнее строение насекомого» соответствующего учебного кинофраг-мента и кинофильма с наблюдением натуральных объектов. При просмотре транспарантов «Строение цветки» на ботанике необходимо сопоставлять от-дельные элементы изображения соответствующими элементами гербарных образцов. Транспаранты «Схема внутренних производственных связей Урала» требуют одновременной работы с картой.

Транспаранты к кодоскопу обеспечивают последовательность в формировании представлений по их составным элементам.

Например, серия транспарантов «Круговорот поды в природе» предназначена для демонстрации на уроках природоведения при изучении вопроса «Круговорот поды в природе» по теме «Вода в природе». Для формирования более четкого представления об этом явлении полезно расчленить изучаемый процесс по следующим папам: на кодоскоп устанавливаю транспарант № 1 представляющий собой схематическое изображение моря и суши в разрезе. Наложение транспаранта № 2 на № 1 создает картину испарения воды с по-верхности моря, транспарант № 3 показывает образование облаков и туч и вы-падение осадков, на транспаранте № 4 схематично изображен сток воды с по-верхности земли, на транспаранте № 5 - просачивание воды через водопрони-цаемые слои, образование подземных вод и их отекание в водоемы, на транспаранте № 6 стрелками фиксируется весь круговорот воды. Когда все транспаранты накладываются один на другой, воспроизводится схематичес-кий рисунок круговорота воды в природе, который уже не требует дополни-тельных разъяснений.

На транспарантах прекрасно смотрятся различные схемы, диаг-раммы, графики, таблицы, которые можно заранее готовить к уро-ку, вычерчивать непосредственно в процессе изложения материа-ла, предлагать учащимся воспроизвести или создать новые на эта-пах повторения и обобщения или контроля знаний. Тем более что демонстрирование сложных по начертанию и требующих безуко-ризненно четкого и точного выполнения графических изображений в большом масштабе возможно только с помощью современной проекционной техники. Она обеспечит отчетливую видимость с по-следних мест класса не только общих контуров, но и деталей черте-жа, схемы. Экспонируемый на экране кадр учитель может детально проанализировать, фиксируя внимание учащихся на особенностях графического оформления.

При помощи схем можно отражать определенные явления, от-ношения, структуры, функции, процессы и т.д.

При составлении схематических изображений необходимо со-блюдать следующие дидактические требования:

а) соответствие уровню знаний обучающихся и необходимому уровню абстракции;

б) учет логических путей и возможностей установления связей с реальностью;

в) отсутствие перегруженности схем текстом. При разработке схематических пособий важно учитывать опре-деленные эргономические требования:

а) элементы одинакового значения должны иметь одинаковую форму изображения и связи (величину символов, линий, стрелок, соотношение сторон, обрамление, подчеркивание и т.д.);

б) в схемах, изображающих динамику, следует при помощи стре-лок показывать изменения между функциональными элементами, причинами и следствиями;

в) линии целесообразно изображать одинакового вида;

г) при комбинации статических и динамических схем полезно их выделять различным оформлением.

Применение схем, таблиц, графиков предполагает не только систематизацию информации, по и более абстрактный и обобщенный уровень ее усвоения.

2. Методика применения звуковых средств

Звуковые средства обучения наряду с диафильмами можно счи-тать наиболее часто используемыми техническими средствами обу-чения и воспитания в школьной массовой практике. Они широко применяются на уроках по всем предметам, занимают значитель-ное место во внеклассной воспитательной работе. По ряду школь-ных дисциплин в соответствии с учебными программами в 80-х го-дах были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии.

В настоящее время начинает налаживаться выпуск аудиокассет для использования в учебно-воспитательном процессе. Вот перечень современных аудиокассет одной из московских школ: «Великие путешественники» (2 части), литературные чтения - А. Чехов, С. Есе-нин, А. Куприн, И. Бунин, Л. Толстой, А. Пушкин, И. Тургенев. А. Кристи, Р. Бредбери; английский язык (8 класс), звуковое приложе-ние к учебнику «Курс английского для продолжающих», сказки, песни В. Шаинского, 60 лет студии «Союзмультфильм». «Крылатые качели». «13 классических жемчужин», «14 классических жемчужин».

Магнитная запись открывает гораздо более широкие педагоги-ческие возможности, нежели грамзапись. Возможность записи речи обучающегося, анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволяет совершенствовать методику пре-подавания языков. Применение звукозаписи для развития устной речи учащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их.

Точная запись устной речи при обучении дает воз ложность учи-телю сделать ее у учащихся более правильной и выразительной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы, исправить содержательные ошибки. Звукозапись используют при изучении грамматики, в особенности тех разде-лов синтаксиса, где важна интонация, так как от неё зависит пра-вильная расстановка знаков препинания.

Магнитофон можно применять для магнитофонного опроса, ког-да по очереди 3-4 ученика во время уплотненного опроса тихонько наговаривают небольшие по продолжительности (2-3 мин) ответы на магнитофон, которые учитель прослушает после урока и поста-вит отметки. После прослушивания учитель может отработать ответ вместе с учеником, уточнить и исправить все допущенные ошибки и неточности. Такой опрос хорошо использовать для робких и сла-боуспевающих учеников, которые боятся говорить перед классом.

Звуковые записи позволяют на уроках по ряду предметов - фи-зике, астрономии, химии, биологии, географии, математике и тру-довому обучению - воспроизвести рассказ о научной экспедиции, научном эксперименте или об открытии, услышать репортаж с кос-мического корабля, с подводного батискафа и многое другое.

Магнитофильмы к урокам могут быть созданы самим преподавателем на основании записей с радио- и телеприемников, живой
речи, звуков природы или искусственных, магнитных записей, грамзаписей, записей на дисках и др. Магнитную запись можно постоянно дополнить, корректировать и, когда она износится, переписать на новую ленту.

В старших классах, чтобы вырабатывать у учащихся навыки за-писи лекций и объяснений учителя, на магнитную ленту можно за-писать план школьной лекции, цель, основные тезисы и выводы. Ее можно включать после окончания лекции, чтобы уточнить сделан-ные записи, или по ходу изложения после отдельных частей лек-ции, чтобы все успели записать необходимый материал.

Грампластинки в классе прослушивают на электрофонах, кото-рые до сих пер есть в продаже. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.