Образ профессии обладает мотивационным значением, его сформированность характеризует степень интериоризации данного содержания человеком и, следовательно, возможность сознательного отношения к нему и его побудительную силу (18). Таким образом, развитие образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации. По мысли С. Л. Рубинштейна, сознание—это не только отражение, но и отношение человека к окружающему его миру, а значит, сопряженные процессы развития представлений об определенном явлении и отношения к нему следует изучать вкупе. “В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним. И в силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, — мотивы” (41, с. 244). Вывод по результатам литературного анализа:
В ходе изучения литературы мы сделали вывод о том, что социальные представления являются основой представлений о различных объектах социальной действительности. На этой базе строятся представления о мире в целом (образ мира), которые отражают личностные особенности каждого индивида в отдельности. В свою очередь индивидуальный образ мира включает в себя общие представления о различных предметах и явлениях жизни, в том числе и о профессии. Рисунок 1. Структура социальных представлений.
Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессии. В нашем понимании структура образа профессии выглядит следующем образом: Компоненты: 1). Цели профессиональной деятельности 2). Средства, используемые специалистом 3). Предметная область.
Соотношение представленных компонентов можно изобразить графически в виде рисунка. Рисунок 1. Компоненты образа профессии. компоненты ЦЕЛИ СРЕДСТВА ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
Таблица 1. Содержательные характеристики компонентов образа профессии. № компоненты содержание функция 1 Цели
Отражение социального смысла профессии, ее значения для общества, места в общественном производстве. Данная компонента выполняет мотивационную функцию. 2 Средства
Входят как внешние (конкретные инструменты), так и внутренние (всевозможные способы деятельности) средства. Инструментальная функция. 3 Предметная область
Явления предметного мира, которыми оперирует данный профессионал. Направленность, конкретизация деятельности.
Представленное выше описание компонентов образа профессии и их содержательной части можно конкретизировать применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др. ). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии.
Глава 2. Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями в ВУЗе. 2. 1 Программа исследования. Цель исследования:
Выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса. Задачи эмпирического исследования:
Выдвинуть гипотезы относительно возможных расхождений в представлениях о профессии психолога-менеджера между преподавателями и студентами. Применительно к выдвинутым гипотезам разработать методику и процедуру ее проверки.
Осуществить сбор данных согласно заранее составленному плану. Проанализировать полученные результаты методами математической статистики. Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез. Объект исследования:
60 студентов 4 и 5 курсов факультета психологии, обучающихся по специальности психология менеджмента. Из них 55 девушек, 5 юношей, в возрасте 21-45лет (средний возраст составляет)
6 преподавателей, читающих дисциплины-специализации по специальности психология менеджмента. Предмет исследования:
Представления студентов и преподавателей факультета психологии об основных составляющих профессии психолога-менеджера. Основная гипотеза:
Представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются. Гипотезы-следствия:
Преподаватели полагают, что большинство их выпускников будут работать в государственных организациях, тогда как студенты представляют путь своей профессиональной социализации как работу в коммерческой структуре. Преподаватели полагают, что учащиеся собираются быть менеджерами по кадрам, тогда как студенты представляют себя в роли менеджера по персоналу. Преподаватели полагают, что основным видом деятельности психолога-менеджера является диагностическая работа, тогда как студенты более ориентированы на консультативную работу.
Преподаватели полагают, что для работы психолога-менеджера наиболее важны знание социальной психологии и организаторские навыки, тогда как студенты наиболее важными считают коммуникативные навыки и знания в области управления. Преподаватели полагают, что креативность и высокий уровень интеллекта в наибольшей степени могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера, тогда как студенты таковыми считают устойчивость к стрессу и внимательность. Преподаватели полагают, что профессия психолога-менеджера предоставит студентам возможность карьерного роста и повышения зарплаты, тогда как для студентов эта профессия дает возможность личностного роста и профессионального развития. Основная гипотеза и гипотезы-следствия возникли на основе предварительного анализа состояния объекта исследования, идея которого поступила из Всероссийского научно-практического Центра профориентации и психологической поддержки населения. Методический инструментарий:
Для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см. табл. ), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности“психология”и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики–наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1, с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2.
2. 2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики. По получении результатов мы сочли необходимым проанализировать данные не только с точки зрения того, подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки зрения того, какие различия существуют во взглядах студентов и преподавателей по всем использовавшимся в процессе исследования пунктам возможных ответов. Напомним, что данные списки пунктов были получены нами в процессе анализа ответов студентов и преподавателей на вопросы открытого типа методом контент-анализа.
Ниже приводятся таблицы, которые отражают различия в представлениях на основные составляющие профессии психолога-менеджера.
Таблица 1. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, где планируют студенты работать после окончания вуза. № Варианты ответов Студенты Преподаватели t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий 1 Государственная организация 4, 7 2, 91 5, 2 2, 17 0, 47 Не значимо 2 Коммерческая структура 6, 7 1, 95 7, 4 2, 07 0, 72 Не значимо 3 Негосударственная (общественная) организация 4, 2 2, 38 4, 2 2, 05 0, 00 Не значимо 4 Свое дело 3, 4 2, 46 4 2, 12 0, 59 Не значимо 5 Частная практика 3, 3 2, 41 3, 8 2, 59 0, 41 Не значимо
Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t– критерия Стьюдента.
Таблица 2. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, в какой области студенты планируют специализироваться. № Варианты ответов Студенты Преподаватели t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий 1 Менеджер по кадрам 6, 4 2, 19 5, 6 2, 61 0, 66 Не значимо 2 Менеджер по персоналу 6, 8 1, 92 6, 4 1, 82 0, 46 Не значимо 3 Рекрутер 3, 5 2, 41 4, 8 2, 28 1, 20 Не значимо 4 Тренинг-менеджер 3, 9 2, 66 5, 8 2, 49 1, 60 Не значимо 5 Орг-консультант 4, 5 2, 60 5 2, 55 0, 41 Не значимо 6 Менеджер по переобучению 2, 8 2, 08 4, 6 2, 88 1, 36 Не значимо 7 Менеджер по рекламе 4, 4 2, 86 6 1, 87 1, 69 Не значимо 8 Имиджмейкер 3, 4 2, 40 4, 8 2, 17 1, 35 Не значимо 9 Специалист по переговорным технологиям 3, 6 2, 41 4 2, 35 0, 36 Не значимо 10 Специалист по связям с общественностью 4, 4 2, 79 4, 6 2, 07 0, 20 Не значимо 11 Помощник руководителя 5, 8 2, 36 5, 2 1, 64 0, 73 Не значимо 12 Ученый-исследователь 2, 7 2, 33 4, 6 2, 51 1, 61 Не значимо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10