Рефераты. Практический психолог и эффективность кадров. Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективом вуза с целью оптимизации учебного процесса - (диплом)

p>Для студентов вуза такой содержательной целью является освоение определенной профессиональной деятельности. Представления о ней, то есть образ профессии, выполняют функцию целеобразования. Степень сформированное образа профессии определяет уровень отчетливости цели деятельности студента. Развитие этих представлений, насыщение их профессиональным содержанием позволяет уточнить цель деятельности и таким образом оформляет процессы внутренней детерминации, то есть имеет мотивирующее значение. В процессе интериоризации человеком объективно существующих в обществе ценностей последние приобретают побудительную силу и становятся реально действующей внутренней детерминацией деятельности (31).

Образ профессии обладает мотивационным значением, его сформированность характеризует степень интериоризации данного содержания человеком и, следовательно, возможность сознательного отношения к нему и его побудительную силу (18). Таким образом, развитие образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации. По мысли С. Л. Рубинштейна, сознание—это не только отражение, но и отношение человека к окружающему его миру, а значит, сопряженные процессы развития представлений об определенном явлении и отношения к нему следует изучать вкупе. “В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним. И в силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, — мотивы” (41, с. 244).

    Вывод по результатам литературного анализа:

В ходе изучения литературы мы сделали вывод о том, что социальные представления являются основой представлений о различных объектах социальной действительности. На этой базе строятся представления о мире в целом (образ мира), которые отражают личностные особенности каждого индивида в отдельности. В свою очередь индивидуальный образ мира включает в себя общие представления о различных предметах и явлениях жизни, в том числе и о профессии. Рисунок 1. Структура социальных представлений.

Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессии. В нашем понимании структура образа профессии выглядит следующем образом:

    Компоненты:
    1). Цели профессиональной деятельности
    2). Средства, используемые специалистом
    3). Предметная область.

Соотношение представленных компонентов можно изобразить графически в виде рисунка.

    Рисунок 1. Компоненты образа профессии.
    компоненты
    ЦЕЛИ СРЕДСТВА ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

Таблица 1. Содержательные характеристики компонентов образа профессии. №

    компоненты
    содержание
    функция
    1
    Цели

Отражение социального смысла профессии, ее значения для общества, места в общественном производстве.

    Данная компонента выполняет мотивационную функцию.
    2
    Средства

Входят как внешние (конкретные инструменты), так и внутренние (всевозможные способы деятельности) средства.

    Инструментальная функция.
    3
    Предметная область

Явления предметного мира, которыми оперирует данный профессионал. Направленность, конкретизация деятельности.

Представленное выше описание компонентов образа профессии и их содержательной части можно конкретизировать применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др. ). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии.

Глава 2. Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями в ВУЗе.

    2. 1 Программа исследования.
    Цель исследования:

Выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса. Задачи эмпирического исследования:

Выдвинуть гипотезы относительно возможных расхождений в представлениях о профессии психолога-менеджера между преподавателями и студентами. Применительно к выдвинутым гипотезам разработать методику и процедуру ее проверки.

Осуществить сбор данных согласно заранее составленному плану. Проанализировать полученные результаты методами математической статистики. Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез.

    Объект исследования:

60 студентов 4 и 5 курсов факультета психологии, обучающихся по специальности психология менеджмента. Из них 55 девушек, 5 юношей, в возрасте 21-45лет (средний возраст составляет)

6 преподавателей, читающих дисциплины-специализации по специальности психология менеджмента.

    Предмет исследования:

Представления студентов и преподавателей факультета психологии об основных составляющих профессии психолога-менеджера.

    Основная гипотеза:

Представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются.

    Гипотезы-следствия:

Преподаватели полагают, что большинство их выпускников будут работать в государственных организациях, тогда как студенты представляют путь своей профессиональной социализации как работу в коммерческой структуре. Преподаватели полагают, что учащиеся собираются быть менеджерами по кадрам, тогда как студенты представляют себя в роли менеджера по персоналу. Преподаватели полагают, что основным видом деятельности психолога-менеджера является диагностическая работа, тогда как студенты более ориентированы на консультативную работу.

Преподаватели полагают, что для работы психолога-менеджера наиболее важны знание социальной психологии и организаторские навыки, тогда как студенты наиболее важными считают коммуникативные навыки и знания в области управления. Преподаватели полагают, что креативность и высокий уровень интеллекта в наибольшей степени могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера, тогда как студенты таковыми считают устойчивость к стрессу и внимательность. Преподаватели полагают, что профессия психолога-менеджера предоставит студентам возможность карьерного роста и повышения зарплаты, тогда как для студентов эта профессия дает возможность личностного роста и профессионального развития. Основная гипотеза и гипотезы-следствия возникли на основе предварительного анализа состояния объекта исследования, идея которого поступила из Всероссийского научно-практического Центра профориентации и психологической поддержки населения.

    Методический инструментарий:

Для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см. табл. ), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности“психология”и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики–наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1, с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2.

2. 2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики. По получении результатов мы сочли необходимым проанализировать данные не только с точки зрения того, подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки зрения того, какие различия существуют во взглядах студентов и преподавателей по всем использовавшимся в процессе исследования пунктам возможных ответов. Напомним, что данные списки пунктов были получены нами в процессе анализа ответов студентов и преподавателей на вопросы открытого типа методом контент-анализа.

Ниже приводятся таблицы, которые отражают различия в представлениях на основные составляющие профессии психолога-менеджера.

Таблица 1. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, где планируют студенты работать после окончания вуза. №

    Варианты ответов
    Студенты
    Преподаватели
    t-критерий Стьюдента
    Уровень значимости различий
    1
    Государственная организация
    4, 7
    2, 91
    5, 2
    2, 17
    0, 47
    Не значимо
    2
    Коммерческая структура
    6, 7
    1, 95
    7, 4
    2, 07
    0, 72
    Не значимо
    3
    Негосударственная (общественная) организация
    4, 2
    2, 38
    4, 2
    2, 05
    0, 00
    Не значимо
    4
    Свое дело
    3, 4
    2, 46
    4
    2, 12
    0, 59
    Не значимо
    5
    Частная практика
    3, 3
    2, 41
    3, 8
    2, 59
    0, 41
    Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t– критерия Стьюдента.

Таблица 2. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, в какой области студенты планируют специализироваться. №

    Варианты ответов
    Студенты
    Преподаватели
    t-критерий Стьюдента
    Уровень значимости различий
    1
    Менеджер по кадрам
    6, 4
    2, 19
    5, 6
    2, 61
    0, 66
    Не значимо
    2
    Менеджер по персоналу
    6, 8
    1, 92
    6, 4
    1, 82
    0, 46
    Не значимо
    3
    Рекрутер
    3, 5
    2, 41
    4, 8
    2, 28
    1, 20
    Не значимо
    4
    Тренинг-менеджер
    3, 9
    2, 66
    5, 8
    2, 49
    1, 60
    Не значимо
    5
    Орг-консультант
    4, 5
    2, 60
    5
    2, 55
    0, 41
    Не значимо
    6
    Менеджер по переобучению
    2, 8
    2, 08
    4, 6
    2, 88
    1, 36
    Не значимо
    7
    Менеджер по рекламе
    4, 4
    2, 86
    6
    1, 87
    1, 69
    Не значимо
    8
    Имиджмейкер
    3, 4
    2, 40
    4, 8
    2, 17
    1, 35
    Не значимо
    9
    Специалист по переговорным технологиям
    3, 6
    2, 41
    4
    2, 35
    0, 36
    Не значимо
    10
    Специалист по связям с общественностью
    4, 4
    2, 79
    4, 6
    2, 07
    0, 20
    Не значимо
    11
    Помощник руководителя
    5, 8
    2, 36
    5, 2
    1, 64
    0, 73
    Не значимо
    12
    Ученый-исследователь
    2, 7
    2, 33
    4, 6
    2, 51
    1, 61
    Не значимо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.