Рефераты. Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов - (диплом)

p>Шкала поддержкивключает 91 пункт и измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля. Консультанты ТД набрали 54, 15 б. , которые можно интерпретировать как слегка отклоняющиеся в сторону повышения баллов к полюсу независимости. Вышеописанные показатели по базовым шкалам дают глобальную характеристику самоактуализации личности испытуемых.

Показатели по следующим дополнительным шкалам ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

Шкалы ценностных ориентаций и гибкости поведения образуют блок ценностей. Тенденция к высоким баллам, наблюдающаяся у консультантов ТД позволяет при интерпретации блока ценностей говорить о наличие у них уверенности в себе, доверия к себе и своим спонтанным решениям, стремление стать самим собой, к независимости. Консультанты способны быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

Шкалы сензитивности к себе и спонтанности образуют блок чувств. Значения направлены в сторону высоких баллов и говорят о способности осознавать свои чувства и об отзывчивости на чувства и нужды других людей. Шкалы самоуважения и самопринятиясоставляют блок самовоспитания. Значения, полученные в этом блоке, ориентированы на высокие показатели, которые определяют у испытуемых способность к принятию себя, к оценке своих достоинств и недостатков. Основа понимания личности–это осознание самого себя, которое позволяет пристальнее вклядеться в другого. [27, с. 329].

Шкалы представления о природе человека и синергиизаключаются в блоке концепции человека. По данному блоку можно говорить о низких значениях, которые свидетельствуют о склонности испытуемых воспринимать природу человека такой, какая она есть, т. е. способность к целостному воспринятию мира, к пониманию дихотомических противоположностей (мужественности-женственности, рациональности-эмоциональности и т. д. ). Шкалы принятия агрессии и контактностипредставляют собой блок межличностной чувствительности. По шкале принятия агрессии на себя у испытуемых низкие значения

(7, 5), которые указывают на неспособность принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Возможно, здесь имеет

место наличие самоконтроля, важного профессионально качества в работе на ТД. Можно предположить, что психологическое консультирование как дистантная, так и очная форма работы развивают такое личностно качество, как конгруэнтность, тем самым увеличивая способность к самоконтролю.

По шкале контактности у испытуемых 11, 3 балла. Данное значение слегка отклоняется в сторону повышения баллов, т. е. испытуемые не стремятся устанавливать глубокие контакты с людьми, что является очень важной чертой для работы на ТД.

Во-первых, такое суждение объясняется тем, что для проведения психотерапевтических сеансов на Телефоне доверия необходима специальная подготовка, частые дежурства и желание работать с абонентом длительное время. Во-вторых, дружеское общение по телефону, переходящее в очное знакомство запрещается в работе на ТД. В противном случае, сотрудник, нарушивший это правило, покидает службу экстренной телефонной помощи.

В целом блок межличностной чувствительности показывает наличие у консультантов непринятие своего гнева, раздражения и отсутствие стремления к глубоким отношениям с людьми, что является значимым для работы на Телефоне доверия. Шкалы познавательных потребностей и креативности составляют блок отношения к познанию. По шкале познавательных потребностей –4, 95 б. Низкий уровень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире испытуемые в процессе обследования объясняли высокой степенью социальной занятости. Зато они стремятся к познанию себя, других людей, стараются принять участие в учебных тренингах. Судя по ответам на вопросы составленной нами анкеты, называют те направления, которые помогли бы развитию их профессионализма в работе на ТД.

Шкала креативности имеет слабое отклонение в сторону повышения баллов (7, 5), что характеризует выраженность творческой направленности консультантов ТД. Применение методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения позволило определить состояние консультанта на момент заполнения методик, его настроение и степень активности. Значения по всем параметрам превышают средний балл шкалы, равный 4 - самочувствие– 5, 5; настроение – 5, 72; активность –5, 43. На этом основании можно говорить о благопринятном состоянии и высокой активности испытуемых.

В результате исследования, согласно выдвинутым гипотезам, личностные и профессиональные качества консультантов ТД мы представили в виде рангов:

Таблица 11. Средний ранг по личностным и профессиональным качествам, относящимся к активности консультантов ТД

    Фактор
    Качества
    Сред. знач.
    Ранг
    АКТИВНОСТЬ
    В
    Высок. ур. интеллекта
    8, 6
    1
    A
    Общительность
    7, 2
    2
    М, САТ
    Креативность
    7
    3
    Н
    Соц. смелость
    6, 6
    4, 5
    F2
    Экстраверс. направл.
    6, 6
    4, 5
    Q2
    Независимость
    6, 5
    6
    L
    Эго-направленность
    6, 4
    7
    N
    Проницательность
    6, 1
    8
    Q3
    Конгруэнтность
    5, 5
    9, 5
    C
    Эмоц. устойчивость
    5, 5
    9, 5
    F
    Экспрессивность
    5, 5
    9, 5
    Q1
    Информированность
    5, 3
    12

Таблица 12. Средний ранг по личностным и профессиональным качествам, относящимся к личностному росту консультантов ТД

    Шкала
    Качества
    Сред. знач.
    Ранг
     
    САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
     
     
    2
    Независимость
    54, 1
    1
    4
    Гибкость
     
    15, 9
    2
    3
    Самоактуализация
    12, 8
    3
    8
    Самопринятие
    12, 4
    4
    12
    Способн. установить
     
     
     
    контакт
     
    11, 3
    5
    1
    Жить "настоящим"
    10, 5
    6
    7
    Самоуважение
    9, 95
    7
    6
    Спонтанность
    8, 1
    8
    11
    Способн. к целост.
    принять
     
     
     
    свое раздражение
    7, 5
    9, 5
    14
    Креативность
    7, 5
    9, 5
    5
    Сензитивность
    7, 1
    11
    9
    Объективность
    5, 3
    12
    13
    Стремл. к приобрет.
     
     
     
    знаний об окруж. мире
    4, 9
    13
    10
    Способн. к целост.
     
     
     
    воспринятию мира
    3, 6
    14

Ранжируя профессиональные и личностные качества мы видим упорядоченность их существования в данный момент, т. е. те особенности, которые объективно были отражены в методиках исследования.

Перечисленные характеристики профессиональных и личностных качеств выделяют все авторы в отечественной и зарубежной литературе. [Приложение 1, 2, 3].

В ходе данного исследования были выявлены наиболее и наименее эффективные консультанты ТД.

Наиболее эффективные, активные и самоактуализированные консультанты ТД: № 13 и 17. Наименее эффективный консультант ТД: № 19.

№№ 13 и 17 – студенты психологических факультетов, сотрудники разных ТД; № 13 (4 курс МГОПУ) обладает огромным жизненным опытом, имеет большой опыт в области психологической коррекции и педагогике. Это цельная сложившаяся творческая личность. Постоянно повышает уровень знаний в процессе учебных тренингов, лекций в МГОПУ и т. д. Стремится стать профессионалом в выбранной области психологии.

Результаты данного исследования выявили одного консультанта наименее активного и не направленного на личностный рост. Он эмоционально неустойчив, подвержен перемене чувств, легко утомляем, раздражителен. Ему свойственна застенчивость, неуверенность в своих силах, тревожность, ранимость, конформность. № 19 (5 курс МГОПУ)–имеет небольшой опыт работы на ТД (1 мес. ), совмещая с работой в непсихологической службе.

Большинство обследуемых выбрали работу консультанта ТД из-за интереса к людям, чтобы применить свои знания и способности для оказания помощи людям. Телефонные консультанты приходят на дежурство с положительным эмоциональным настроем–80%, по-разному - 20%, уходят со службы ТД в большинстве случаев уставшими, но удовлетворенными от своей работы. Психологические трудности возникают у 30% из-за отсутствия визуального контакта, отсутствия рационального, переживания проблем абонентов. Трудности телефонного консультирования для 20% ограниченность методики работы, звонки“розыгрыши”, постоянные абоненты. Неудовлетворенность в работе связана в основном с дискомфортом бытовых условий, низким уровнем оплаты труда при большой нагрузке.

Консультанты ТД стремятся к личностному и профессиональному росту. Поэтому их интересуют как личностные (арт-терапия, телесно-ориентированная терапия и т. п. ), так и обучающие тренинги по телефонному консультированию в русле психологических проблем, консультирование в различных направлениях (экзистенциальный анализ, клиент-центрированный подход и др. ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.