Показатели по следующим дополнительным шкалам ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.
Шкалы ценностных ориентаций и гибкости поведения образуют блок ценностей. Тенденция к высоким баллам, наблюдающаяся у консультантов ТД позволяет при интерпретации блока ценностей говорить о наличие у них уверенности в себе, доверия к себе и своим спонтанным решениям, стремление стать самим собой, к независимости. Консультанты способны быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
Шкалы сензитивности к себе и спонтанности образуют блок чувств. Значения направлены в сторону высоких баллов и говорят о способности осознавать свои чувства и об отзывчивости на чувства и нужды других людей. Шкалы самоуважения и самопринятиясоставляют блок самовоспитания. Значения, полученные в этом блоке, ориентированы на высокие показатели, которые определяют у испытуемых способность к принятию себя, к оценке своих достоинств и недостатков. Основа понимания личности–это осознание самого себя, которое позволяет пристальнее вклядеться в другого. [27, с. 329].
Шкалы представления о природе человека и синергиизаключаются в блоке концепции человека. По данному блоку можно говорить о низких значениях, которые свидетельствуют о склонности испытуемых воспринимать природу человека такой, какая она есть, т. е. способность к целостному воспринятию мира, к пониманию дихотомических противоположностей (мужественности-женственности, рациональности-эмоциональности и т. д. ). Шкалы принятия агрессии и контактностипредставляют собой блок межличностной чувствительности. По шкале принятия агрессии на себя у испытуемых низкие значения
(7, 5), которые указывают на неспособность принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Возможно, здесь имеет
место наличие самоконтроля, важного профессионально качества в работе на ТД. Можно предположить, что психологическое консультирование как дистантная, так и очная форма работы развивают такое личностно качество, как конгруэнтность, тем самым увеличивая способность к самоконтролю.
По шкале контактности у испытуемых 11, 3 балла. Данное значение слегка отклоняется в сторону повышения баллов, т. е. испытуемые не стремятся устанавливать глубокие контакты с людьми, что является очень важной чертой для работы на ТД.
Во-первых, такое суждение объясняется тем, что для проведения психотерапевтических сеансов на Телефоне доверия необходима специальная подготовка, частые дежурства и желание работать с абонентом длительное время. Во-вторых, дружеское общение по телефону, переходящее в очное знакомство запрещается в работе на ТД. В противном случае, сотрудник, нарушивший это правило, покидает службу экстренной телефонной помощи.
В целом блок межличностной чувствительности показывает наличие у консультантов непринятие своего гнева, раздражения и отсутствие стремления к глубоким отношениям с людьми, что является значимым для работы на Телефоне доверия. Шкалы познавательных потребностей и креативности составляют блок отношения к познанию. По шкале познавательных потребностей –4, 95 б. Низкий уровень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире испытуемые в процессе обследования объясняли высокой степенью социальной занятости. Зато они стремятся к познанию себя, других людей, стараются принять участие в учебных тренингах. Судя по ответам на вопросы составленной нами анкеты, называют те направления, которые помогли бы развитию их профессионализма в работе на ТД.
Шкала креативности имеет слабое отклонение в сторону повышения баллов (7, 5), что характеризует выраженность творческой направленности консультантов ТД. Применение методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения позволило определить состояние консультанта на момент заполнения методик, его настроение и степень активности. Значения по всем параметрам превышают средний балл шкалы, равный 4 - самочувствие– 5, 5; настроение – 5, 72; активность –5, 43. На этом основании можно говорить о благопринятном состоянии и высокой активности испытуемых.
В результате исследования, согласно выдвинутым гипотезам, личностные и профессиональные качества консультантов ТД мы представили в виде рангов:
Таблица 11. Средний ранг по личностным и профессиональным качествам, относящимся к активности консультантов ТД Фактор Качества Сред. знач. Ранг АКТИВНОСТЬ В Высок. ур. интеллекта 8, 6 1 A Общительность 7, 2 2 М, САТ Креативность 7 3 Н Соц. смелость 6, 6 4, 5 F2 Экстраверс. направл. 6, 6 4, 5 Q2 Независимость 6, 5 6 L Эго-направленность 6, 4 7 N Проницательность 6, 1 8 Q3 Конгруэнтность 5, 5 9, 5 C Эмоц. устойчивость 5, 5 9, 5 F Экспрессивность 5, 5 9, 5 Q1 Информированность 5, 3 12
Таблица 12. Средний ранг по личностным и профессиональным качествам, относящимся к личностному росту консультантов ТД Шкала Качества Сред. знач. Ранг САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ 2 Независимость 54, 1 1 4 Гибкость 15, 9 2 3 Самоактуализация 12, 8 3 8 Самопринятие 12, 4 4 12 Способн. установить контакт 11, 3 5 1 Жить "настоящим" 10, 5 6 7 Самоуважение 9, 95 7 6 Спонтанность 8, 1 8 11 Способн. к целост. принять свое раздражение 7, 5 9, 5 14 Креативность 7, 5 9, 5 5 Сензитивность 7, 1 11 9 Объективность 5, 3 12 13 Стремл. к приобрет. знаний об окруж. мире 4, 9 13 10 Способн. к целост. воспринятию мира 3, 6 14
Ранжируя профессиональные и личностные качества мы видим упорядоченность их существования в данный момент, т. е. те особенности, которые объективно были отражены в методиках исследования.
Перечисленные характеристики профессиональных и личностных качеств выделяют все авторы в отечественной и зарубежной литературе. [Приложение 1, 2, 3].
В ходе данного исследования были выявлены наиболее и наименее эффективные консультанты ТД.
Наиболее эффективные, активные и самоактуализированные консультанты ТД: № 13 и 17. Наименее эффективный консультант ТД: № 19.
№№ 13 и 17 – студенты психологических факультетов, сотрудники разных ТД; № 13 (4 курс МГОПУ) обладает огромным жизненным опытом, имеет большой опыт в области психологической коррекции и педагогике. Это цельная сложившаяся творческая личность. Постоянно повышает уровень знаний в процессе учебных тренингов, лекций в МГОПУ и т. д. Стремится стать профессионалом в выбранной области психологии.
Результаты данного исследования выявили одного консультанта наименее активного и не направленного на личностный рост. Он эмоционально неустойчив, подвержен перемене чувств, легко утомляем, раздражителен. Ему свойственна застенчивость, неуверенность в своих силах, тревожность, ранимость, конформность. № 19 (5 курс МГОПУ)–имеет небольшой опыт работы на ТД (1 мес. ), совмещая с работой в непсихологической службе.
Большинство обследуемых выбрали работу консультанта ТД из-за интереса к людям, чтобы применить свои знания и способности для оказания помощи людям. Телефонные консультанты приходят на дежурство с положительным эмоциональным настроем–80%, по-разному - 20%, уходят со службы ТД в большинстве случаев уставшими, но удовлетворенными от своей работы. Психологические трудности возникают у 30% из-за отсутствия визуального контакта, отсутствия рационального, переживания проблем абонентов. Трудности телефонного консультирования для 20% ограниченность методики работы, звонки“розыгрыши”, постоянные абоненты. Неудовлетворенность в работе связана в основном с дискомфортом бытовых условий, низким уровнем оплаты труда при большой нагрузке.
Консультанты ТД стремятся к личностному и профессиональному росту. Поэтому их интересуют как личностные (арт-терапия, телесно-ориентированная терапия и т. п. ), так и обучающие тренинги по телефонному консультированию в русле психологических проблем, консультирование в различных направлениях (экзистенциальный анализ, клиент-центрированный подход и др. ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16