высокий интеллектуальный уровень, социальная информированность; большой объем оперативной слуховой памяти;
способность к распределению, переключению и концентрации внимания; креативность, воображение, интуиция;
речевые способности – грамотная речь, чувство языка, эмоциональная выразительность.
Важнейшей особенностью консультанта ТД является эмпатия. Эмпатия –это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир [27, с. 696]. Самое раннее определение эмпатии содержится в работах З. Фрейда: “Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным” [З. Фрейд “Остроумие и его отношение к бессознательному”, 1905]. Эмпатия в триаде Роджерса при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности. А. Бодалев, Т. Каштанова считают, что эмпатия включает чувства и мысли, сопутствует процессу взаимоотношений“психотерапевт-пациент” или консультант-абонент, т. е. приносит успех в телефонном консультировании. Эмпатическое понимание зависит от доступности и богатства жизненного опыта консультанта, точности восприятия, умения настроиться, слушая абонента, на одну с ним эмоциональную волну. Основными особенностями эмпатического понимания являются: отражение;
рефлексивное слушание (активное слушание), невербальная экспрессивность, аудиальная чувствительность, умение выслушать, отзывчивость, проникновение, безусловное безоценочное отношение к людям;
“вчувствование”в другого, принятие чувств, сочувствие, терпимость, принятие уникальности ценностей абонента, идентификация (отождествление), проникновение; доброжелательность, уважение, доверие, вера в способности абонента, искренность, забота, чуткость, тактичность, теплота, и т. п.
Профессионализм –одно из высших показателей эффективности в деятельности консультанта ТД. Профессиональное искусство включает в себя, прежде всего мотивацию и активность к познавательной деятельности, психологическое или какое-либо другое высшее образование, специальную подготовку для работы на ТД.
Профессиональную подготовку будущий консультант ТД получает в результате специального обучения в групповых тренингах, где проводится практическая наработка необходимых профессиональных качеств и освоение знаний подходов и техник воздействия для работы на ТД. Профессиональное психологическое образование, супервизии, постоянное повышение своей квалификации, участие в учебных и личностных тренингах, на лекциях, конференциях, семинарах дают консультанту больше шансов стать эффективным в работе, поскольку тем самым“работает”активность, расширяется опыт и кругозор, человек познает окружающий мир и себя в этом мире снова и снова.
Ролло Мэй, описывая личность консультанта [22, с. 110], отдает предпочтение ее полноте и целостности и, ссылаясь на Адлера, говорит, что“метод лечения должен быть в самих терапевтах”. На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: В данной модели нами обобщен опыт отечественных и зарубежных психологов. Профессиональные и личностные качества эффективного консультанта ТД сочетаются друг с другом. Несмотря на то, что эти качества различны–одни рождаются вместе с личностью, другие приобретаются ею, слияние их дает мощный толчок к успешной творческой деятельности консультанта на ТД. В разработанной нами модели личности эффективного консультанта ТД основными являются первичные качества. К этим качествам мы отнесли: аутентичность, самоактуализацию, жизненную активность, эмпатию и профессиональное искусство. В эмпирической части данного исследования мы изучим особенности активности и самоактуализации личности консультантов ТД, так как“жизненная активность и самоактуализация личности выступают важнейшими свойствами личности, определяющими ее способности развиваться, саморазвиваться. В процессе развития приобретаются новые уровни, изменяются содержание и структура активности, как свойства системы Человек”. [38, с. 402]. Глава 2 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств телефонных консультантов 2. 1. Программа исследования
Цель исследования: выявить и описать профессиональные и личностные качества, способствующие эффективной работе в качестве консультанта на Телефоне доверия. Объект исследования –профессиональные и личностные качества консультантов Телефона доверия. Предмет исследования –профессиональные и личностные качества консультантов ТД, находящиеся во взаимосвязи с эффективной профессиональной деятельностью. Гипотезы исследования: Основная гипотеза:
1. Чем выше у телефонного консультанта направленность на самоактуализацию, тем эффективнее его профессиональная деятельность. Гипотеза-следствие:
Основными качествами самоактуализации личности консультантов ТД являются: способность жить настоящим; независимость в поступках;
способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации; аутентичность; самоуважение, самопринятие.
Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее консультант ТД. Основная гипотеза:
2. Чем активнее телефонный консультант, тем более он эффективен в профессиональной деятельности. Гипотеза-следствие:
Основными качествами активности личности консультантов ТД являются: высокий уровень развития интеллекта; открытость к общению; доброжелательность; конгруэнтность; самостоятельность; направленность на экстраверсию.
Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее консультант ТД. Задачи исследования:
Проанализировать исследования профессиональных и личностных особенностей эффективного психолога-консультанта в отечественной и зарубежной психологии. Изучить особенности консультативной деятельности телефонного консультанта. На основе теоретического анализа существующих исследований в области телефонного консультирования построить гипотетическую модель личности эффективного консультанта Телефона доверия.
Провести анализ результатов, полученных в процессе исследования профессиональных и личностных качеств консультантов ТД. Испытуемые
Исследование проводилось среди консультантов Москвы и Московской области (гг. Ивантеевка, Химки, Щелково). Испытуемые (20 человек: 19 женщин и 1 мужчина) - консультанты служб Телефонов доверия. Анкетные данные по выборке № испыт. Возраст Пол Образование Стаж работы на Телефоне довер. 1 38 ж Высшее психологическое 7 лет 2 34 ж Высшее психологическое 5. 5 лет 3 42 ж Высшее психологическое 5 лет 4 28 ж Высшее психологическое 5 лет 5 40 ж Высшее психологическое 5 лет 6 46 ж Высшее психологическое 4 года 7 46 ж Высшее медицинское 4, 2 года 8 36 ж Высшее психологическое 3 года 9 48 ж среднее спец. техническое 3 года 10 40 ж педагогич. , 4к. псих. фак-та 2 года 11 45 ж Высшее пед, соц. , психол. 2 года 12 44 ж Высшее педагогическое 2 года 13 23 ж 2 Высш. психологическ. 2 год 14 23 ж Высшее психологическое 1 год 15 23 ж Н. /в. психологическое 1 год 16 30 ж Н/в. психологическое 1 год 17 22 ж Н. /в. психологическое 5 мес. 18 30 ж Н. /в. психологическое 5 мес. 19 23 м Н. /в. психологическое 1 мес. 20 28 ж Н. /в. психологическое 5 мес.
Консультанты ТД: психологи (с первым высшим, вторым высшим образованием, обучающиеся в вузе по специальности“практический психолог”) и волонтеры (добровольные консультанты ТД, которые прошли спец. обучение по программе“Телефонное консультирование”, имеют непсихологическое высшее, сред. специальное образование). Консультанты ТД имеют стаж работы больше 1 г. или меньше 1 г. ; принадлежат к разновозрастным группам. 2. 2. Методологический инструментарий 2. 2. 1. Используемые методики
16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-FPQ-187-А): Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: “Бахрах”, 1998. - 672 с. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб. : Питер, 2000 – 560 с. Самоактуализированный тест (САТ).
Е. Ю. Алешина, П. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по соц. психологии. – М. : Изд. московского университета, 1987. – 120 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16