Рефераты. Торговые пассажи, теория и практика строительства

моделей, которые были выработаны за предыдущие десятилетия. Это стало

отчасти следствием некоторых тенденций развития торгового обслуживания

населения, которые остаются в силе и сегодня. Основные из них следующие:

— усиление рекреационного подхода к пассажу и увеличение доли

неторговых функций в его составе;

— доминирование крытого центрального общественного пространства;

— использование подземного пространства не только в обслуживающих,

вспомогательных или транспортных целях;

— усиление урбанистического подхода к пассажу, рост внимания к внешним

городским пространствам, окружающей застройке и подземному освоению.

Эти принципы стали закономерным результатом современного развития

архитектуры в целом, и прежде всего, утверждения концепции целостности

города: здание и город понимаются как различные состояния одного и того же

архитектурного пространства интерьерного качества. Чем насыщенней

становится общественная жизнь в городе, тем более усложняется не только

структура пассажа, но там выше становится концентрация и интенсивность

социальных функций как в целом городе, так и непосредственно в торговых и

общественных центрах, тем больше возрастает их плотность и актуальность для

современного развития не только общественных зданий, но и вопросов

градостроительства в целом. Таким образом можно говорить о потенциале

появления общегородских пассажей в структуре переуплотненной городской

ткани. К тому же развитие подземной урбанизации предопределяет

возникновение пространственной решетки пассажей, связанных в единую систему

полифункционального взаимодействия населения и сферы услуг.

Вопросы социо-культурного и эмоционально-эстетического содержания

архитектуры пассажей непосредственно связаны с композиционными проблемами

формирования внутреннего пространства. Можно выделить следующие

закономерности:

1. Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается

выполнением двух условий: пространственной целостности пешеходной зоны

(коммуникационного остова) и вариабельности пространственных структур

составляющих предприятий (функциональной ткани) на основе гибкой планировки

и универсальных конструктивных решений. Усложнение и увеличение неторговых

функций пассажа накладывает жесткий отпечаток не подход к объемно-

пространственным и архитектурно-композиционным решениям.

2. Пространственное разнообразие внутренней среды пассажа, то есть

иерархия пространственных зон и фрагментов, основано на принципе визуальной

прерывности по направлениям движения посетителей.

3. Внутреннее пространство интегрированного многофункционального

пассажа — это часть единой городской среды, представляющей собой ансамбль.

Однако, развитие связей между внутренними и внешними пространствами не

должно нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой

пространственной зоне характером деятельности и условиями восприятия.

Для совершенствования объемно-планировочной структуры традиционных

моделей предлагаются следующие основные направления:

— преодоление монотонности (вертикальные моллы);

— формирование информационных и экспозиционных зон вблизи основных

входов в пассаж;

— организация залов различного функционального назначения в дополнение

к транзитным зонам;

— выделение специализированных торговых моллов;

— организация и использование в качестве магнитов "зеленых театров",

музейно-выставочные помещения и т.д.;

— более полное использование подземных пространств.

Среди элементов объемно-планировочной структуры наибольшей

конструктивной устойчивостью во времени обладает коммуникационный каркас,

то есть общественно-пешеходные пространства. Он передает основную

художественную идею композиции внутреннего пространства и в значительной

степени определяет социальную эффективность объекта в целом:

— увеличение темпов информации и обслуживания, повышение комфорта и

комплексности контактов с населением города, сокращение времени на

приобретение покупок и получение услуг;

— воспитание навыков поведения и культуры потребления;

— пропаганда определенного стиля и образа жизни.

Принципиальные приемы, предлагаемые в настоящей работе, разумеется, не

исчерпывают всего многообразия возможностей современной практики, — это

лишь некоторые из наиболее характерных направлений развития пассажа как

типа:

— моделирование внешнего городского ландшафта;

— совмещение смысловых рядов общественно-пешеходного пространства;

— интеграция пассажа с дополнительными резервными зонами;

— применение «пульсирующего» разреза молла;

— вертикальное развитие;

— акцентирование уникальных первоначальных конструкций;

— включение пассажных и атриумных помещений в структуру

многофункциональных комплексов;

— развитие подземного строительства.

Результатом работы стали научные и практические выводы и предложения,

призванные влиять на проектирование и строительство пассажей и

многофункциональных деловых комплексов.

1. Рассмотрена динамика развития архитектурных объектов, являющихся

предшественниками пассажей в многофункциональных деловых комплексах как

градостроительных, так и в объемно-пространственных аспектах. При этом

выделены этапы, каждый из которых представляет собой результат

совершенствования материально-пространственной среды и удовлетворения

постоянно растущих потребностей и запросов общества. Их последовательное

рассмотрение позволило определить закономерности, по которым складывались и

постепенно развивались приемы объединения обслуживающих, рекреационных и

др. функций в едином организме.

2. Выявлены основные приемы формирования пассажей в

многофункциональных деловых комплексах, включая их размещение в городе,

построение структуры, и создания архитектурно-художественного облика,

которые могут быть рекомендованы к использованию при проектировании

пассажей многофункциональных деловых комплексов.

3. Изучены аспекты проектирования пассажей, которые связаны со

спецификой выбора состава входящих в них компонентов, способами создания

среды и экономической эффективностью строительства. Найденные при этом

закономерности помогают в выборе наиболее перспективных архитектурных

решений.

4. Установлены способы определения площадей компонентов, входящих в

состав торговой, офисной частей многофункциональных деловых комплексов, с

учетом этого выявлены приоритеты архитектуры пассажей, особенно важные при

составлении заданий на проектирование и определении стратегии формирования

изучаемых объектов.

5. Найдены архитектурные решения расположения пассажей в

многофункциональных деловых комплексах, в которых определены взаимосвязи

развлекательной и торговой частей, а так же возможно жилой и офисной,

организация общественных помещений, жилой части и разработан широкий

типологический состав в объеме одного здания.

6. Предложена технологическая схема структуры и объемно-

пространственная модель расположения пассажей многофункциональных деловых

комплексов, состав общественных помещений и их архитектурно-планировочная

организация различных пространственных объемов.

7. Использование данных в работе предложений и рекомендаций позволяет

определить решения пассажей и многофункциональных деловых комплексов в

целом, выделить в нем место для торговли, рекреационных функций и детально

разработать его.

В заключении необходимо отметить следующее: во-первых, характеристики

внутреннего пространства пассажей непрерывно совершенствуются как для

улучшения общественного многофункционального взаимодействия с населением,

так и общественного развития в целом; во-вторых, композиционно-смысловая

структура этого пространства как части средового окружения человека пока

недостаточно изучена. Поэтому для совершенствования проектирования нужна

дальнейшая разработка ряда взаимосвязанных факторов: характер торговой

деятельности как городской традиции, эмоциональные требования к

воспринимаемому пространству, экономические и психологические факторы,

влияющие на поведение человека, специфика функциональной нагрузки, причины

и принципы развития структурной сетки самих пассажей, их роль и место в

городской ткани и т.д.

Представленная в настоящем исследовании система общих композиционных

принципов, складывающаяся на основе обобщения прогрессивных достижений

современной практики, несомненно, заслуживает большого внимания, так как

объективно, наряду с другими факторами, она является руководством к

действию архитектора. Анализ, освоение и развитие наиболее важных

композиционных закономерностей и связей, наиболее интересных приемов и

принципов творческого опыта, его тенденций, могут быть весьма полезны для

совершенствования проектирования пассажей в нашей стране.

Библиография

Агапкин В. Программа "Новый город".//Строительство и строительная

индустрия. М., 1996. № 3, с. 19. (инвестиционные проекты для создания в

Москве сети торговых зданий);

Антошвили М.Е. и др. Оптимизация размещения городских центров культурно-

бытового обслуживания. Учебное пособие. М., 1983. МАРХИ;

Антошвили М.Е. и др. Оптимизация функционального зонирования. М., 1986.

МАРХИ;

Арбат. 16 ракурсов одной улицы.//Архитектура СССР. 1986. № 4;

Архитектурное проектирование общественных зданий. М., Стойиздат, 1985;

Барановская И.Н. Не здание, а квартал.//Строительство и архитектура

Ленинграда., 1986. № 1;

Беддингтон Н. Строительство торговых центров. Пер. с англ. ред. И.

Федосеева. М., Стойиздат, 1986;

Безродный И.П. Опыт организации пешеходных зон в городах УССР. М., МГЦТИ,

1988. Экспресс информация. вып. 5;

Бобков И. Город и магазины.//Строительство и архитектура., М., 1982, № 4.

С. 18–19;

Богданов И.А. Гостиный двор.//Ленинградская панорама., 1984. № 4с. 32–34;

В старых кварталах новая жизнь.//А.С.Д. М., 1997, № 1, с. 6–9. (планы

реконструкции и застройки центра мастерскими Моспроекта–2);

Васильев Н.Г. Композиционные приемы формирования архитектуры торговых

зданий в исторически сложившейся среде. XXXVIII научная конференция.

Казань, 1984;

Васиольева И.П. Размещение предприятий торгового обслуживания в подземном

пространстве. М., ЦНТ по гражданскому строительству и архитектуре. 1972;

ВСН 2–85. Ведомственные строительные нормы. М., 1986;

Великорецкий О. Торговые комплексы.//Архитектура. прилож. к строительной

газете, 1975, III. № 5. С. 2–3. Новые работы ин-та Гипроторг;

Великорецкий О. Торговый центр "Гулистан" в Ашхабаде. //Архитектура СССР.,

1984, № 4. С. 62–67;

Викторова Т. Стеклянные фасады.//Строительная газета. 1997, № 36. с. 17;

Высоковский А.А., Привалов И.Т. Формирование комплексов общественных

центров. М., 1982;

Гаврилина А.А. Алабян Л.Н. Многофункциональный общественный центр в жилой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.