моделей, которые были выработаны за предыдущие десятилетия. Это стало
отчасти следствием некоторых тенденций развития торгового обслуживания
населения, которые остаются в силе и сегодня. Основные из них следующие:
— усиление рекреационного подхода к пассажу и увеличение доли
неторговых функций в его составе;
— доминирование крытого центрального общественного пространства;
— использование подземного пространства не только в обслуживающих,
вспомогательных или транспортных целях;
— усиление урбанистического подхода к пассажу, рост внимания к внешним
городским пространствам, окружающей застройке и подземному освоению.
Эти принципы стали закономерным результатом современного развития
архитектуры в целом, и прежде всего, утверждения концепции целостности
города: здание и город понимаются как различные состояния одного и того же
архитектурного пространства интерьерного качества. Чем насыщенней
становится общественная жизнь в городе, тем более усложняется не только
структура пассажа, но там выше становится концентрация и интенсивность
социальных функций как в целом городе, так и непосредственно в торговых и
общественных центрах, тем больше возрастает их плотность и актуальность для
современного развития не только общественных зданий, но и вопросов
градостроительства в целом. Таким образом можно говорить о потенциале
появления общегородских пассажей в структуре переуплотненной городской
ткани. К тому же развитие подземной урбанизации предопределяет
возникновение пространственной решетки пассажей, связанных в единую систему
полифункционального взаимодействия населения и сферы услуг.
Вопросы социо-культурного и эмоционально-эстетического содержания
архитектуры пассажей непосредственно связаны с композиционными проблемами
формирования внутреннего пространства. Можно выделить следующие
закономерности:
1. Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается
выполнением двух условий: пространственной целостности пешеходной зоны
(коммуникационного остова) и вариабельности пространственных структур
составляющих предприятий (функциональной ткани) на основе гибкой планировки
и универсальных конструктивных решений. Усложнение и увеличение неторговых
функций пассажа накладывает жесткий отпечаток не подход к объемно-
пространственным и архитектурно-композиционным решениям.
2. Пространственное разнообразие внутренней среды пассажа, то есть
иерархия пространственных зон и фрагментов, основано на принципе визуальной
прерывности по направлениям движения посетителей.
3. Внутреннее пространство интегрированного многофункционального
пассажа — это часть единой городской среды, представляющей собой ансамбль.
Однако, развитие связей между внутренними и внешними пространствами не
должно нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой
пространственной зоне характером деятельности и условиями восприятия.
Для совершенствования объемно-планировочной структуры традиционных
моделей предлагаются следующие основные направления:
— преодоление монотонности (вертикальные моллы);
— формирование информационных и экспозиционных зон вблизи основных
входов в пассаж;
— организация залов различного функционального назначения в дополнение
к транзитным зонам;
— выделение специализированных торговых моллов;
— организация и использование в качестве магнитов "зеленых театров",
музейно-выставочные помещения и т.д.;
— более полное использование подземных пространств.
Среди элементов объемно-планировочной структуры наибольшей
конструктивной устойчивостью во времени обладает коммуникационный каркас,
то есть общественно-пешеходные пространства. Он передает основную
художественную идею композиции внутреннего пространства и в значительной
степени определяет социальную эффективность объекта в целом:
— увеличение темпов информации и обслуживания, повышение комфорта и
комплексности контактов с населением города, сокращение времени на
приобретение покупок и получение услуг;
— воспитание навыков поведения и культуры потребления;
— пропаганда определенного стиля и образа жизни.
Принципиальные приемы, предлагаемые в настоящей работе, разумеется, не
исчерпывают всего многообразия возможностей современной практики, — это
лишь некоторые из наиболее характерных направлений развития пассажа как
типа:
— моделирование внешнего городского ландшафта;
— совмещение смысловых рядов общественно-пешеходного пространства;
— интеграция пассажа с дополнительными резервными зонами;
— применение «пульсирующего» разреза молла;
— вертикальное развитие;
— акцентирование уникальных первоначальных конструкций;
— включение пассажных и атриумных помещений в структуру
многофункциональных комплексов;
— развитие подземного строительства.
Результатом работы стали научные и практические выводы и предложения,
призванные влиять на проектирование и строительство пассажей и
многофункциональных деловых комплексов.
1. Рассмотрена динамика развития архитектурных объектов, являющихся
предшественниками пассажей в многофункциональных деловых комплексах как
градостроительных, так и в объемно-пространственных аспектах. При этом
выделены этапы, каждый из которых представляет собой результат
совершенствования материально-пространственной среды и удовлетворения
постоянно растущих потребностей и запросов общества. Их последовательное
рассмотрение позволило определить закономерности, по которым складывались и
постепенно развивались приемы объединения обслуживающих, рекреационных и
др. функций в едином организме.
2. Выявлены основные приемы формирования пассажей в
многофункциональных деловых комплексах, включая их размещение в городе,
построение структуры, и создания архитектурно-художественного облика,
которые могут быть рекомендованы к использованию при проектировании
пассажей многофункциональных деловых комплексов.
3. Изучены аспекты проектирования пассажей, которые связаны со
спецификой выбора состава входящих в них компонентов, способами создания
среды и экономической эффективностью строительства. Найденные при этом
закономерности помогают в выборе наиболее перспективных архитектурных
решений.
4. Установлены способы определения площадей компонентов, входящих в
состав торговой, офисной частей многофункциональных деловых комплексов, с
учетом этого выявлены приоритеты архитектуры пассажей, особенно важные при
составлении заданий на проектирование и определении стратегии формирования
изучаемых объектов.
5. Найдены архитектурные решения расположения пассажей в
многофункциональных деловых комплексах, в которых определены взаимосвязи
развлекательной и торговой частей, а так же возможно жилой и офисной,
организация общественных помещений, жилой части и разработан широкий
типологический состав в объеме одного здания.
6. Предложена технологическая схема структуры и объемно-
пространственная модель расположения пассажей многофункциональных деловых
комплексов, состав общественных помещений и их архитектурно-планировочная
организация различных пространственных объемов.
7. Использование данных в работе предложений и рекомендаций позволяет
определить решения пассажей и многофункциональных деловых комплексов в
целом, выделить в нем место для торговли, рекреационных функций и детально
разработать его.
В заключении необходимо отметить следующее: во-первых, характеристики
внутреннего пространства пассажей непрерывно совершенствуются как для
улучшения общественного многофункционального взаимодействия с населением,
так и общественного развития в целом; во-вторых, композиционно-смысловая
структура этого пространства как части средового окружения человека пока
недостаточно изучена. Поэтому для совершенствования проектирования нужна
дальнейшая разработка ряда взаимосвязанных факторов: характер торговой
деятельности как городской традиции, эмоциональные требования к
воспринимаемому пространству, экономические и психологические факторы,
влияющие на поведение человека, специфика функциональной нагрузки, причины
и принципы развития структурной сетки самих пассажей, их роль и место в
городской ткани и т.д.
Представленная в настоящем исследовании система общих композиционных
принципов, складывающаяся на основе обобщения прогрессивных достижений
современной практики, несомненно, заслуживает большого внимания, так как
объективно, наряду с другими факторами, она является руководством к
действию архитектора. Анализ, освоение и развитие наиболее важных
композиционных закономерностей и связей, наиболее интересных приемов и
принципов творческого опыта, его тенденций, могут быть весьма полезны для
совершенствования проектирования пассажей в нашей стране.
Библиография
Агапкин В. Программа "Новый город".//Строительство и строительная
индустрия. М., 1996. № 3, с. 19. (инвестиционные проекты для создания в
Москве сети торговых зданий);
Антошвили М.Е. и др. Оптимизация размещения городских центров культурно-
бытового обслуживания. Учебное пособие. М., 1983. МАРХИ;
Антошвили М.Е. и др. Оптимизация функционального зонирования. М., 1986.
МАРХИ;
Арбат. 16 ракурсов одной улицы.//Архитектура СССР. 1986. № 4;
Архитектурное проектирование общественных зданий. М., Стойиздат, 1985;
Барановская И.Н. Не здание, а квартал.//Строительство и архитектура
Ленинграда., 1986. № 1;
Беддингтон Н. Строительство торговых центров. Пер. с англ. ред. И.
Федосеева. М., Стойиздат, 1986;
Безродный И.П. Опыт организации пешеходных зон в городах УССР. М., МГЦТИ,
1988. Экспресс информация. вып. 5;
Бобков И. Город и магазины.//Строительство и архитектура., М., 1982, № 4.
С. 18–19;
Богданов И.А. Гостиный двор.//Ленинградская панорама., 1984. № 4с. 32–34;
В старых кварталах новая жизнь.//А.С.Д. М., 1997, № 1, с. 6–9. (планы
реконструкции и застройки центра мастерскими Моспроекта–2);
Васильев Н.Г. Композиционные приемы формирования архитектуры торговых
зданий в исторически сложившейся среде. XXXVIII научная конференция.
Казань, 1984;
Васиольева И.П. Размещение предприятий торгового обслуживания в подземном
пространстве. М., ЦНТ по гражданскому строительству и архитектуре. 1972;
ВСН 2–85. Ведомственные строительные нормы. М., 1986;
Великорецкий О. Торговые комплексы.//Архитектура. прилож. к строительной
газете, 1975, III. № 5. С. 2–3. Новые работы ин-та Гипроторг;
Великорецкий О. Торговый центр "Гулистан" в Ашхабаде. //Архитектура СССР.,
1984, № 4. С. 62–67;
Викторова Т. Стеклянные фасады.//Строительная газета. 1997, № 36. с. 17;
Высоковский А.А., Привалов И.Т. Формирование комплексов общественных
центров. М., 1982;
Гаврилина А.А. Алабян Л.Н. Многофункциональный общественный центр в жилой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13