Рефераты. Торговые пассажи, теория и практика строительства

осями и доминантами архитектурного окружения.

Композиционное взаимодействие пространственных зон пассажа

осуществляется посредством граничных элементов — точек перехода из одной

пространственной среды в другую: из интерьера во внешнее пространство, из

замкнутого внутреннего двора или атриума в торговый пассаж, и т.д. Фиксация

таких точек планировочными и объемными средствами способствует упорядочению

зрительного восприятия, формированию у посетителя устойчивого образа или

его фрагмента в виде запоминающихся, художественно полноценных композиций.

Важнейшее значение для композиции внутреннего пространства имеет

система его освещения, выбираемая в каждом случае индивидуально в

зависимости от характера сооружения, контингента посетителей, а также от

целей освещения, методов экспозиции, предполагаемых затрат и пр.

Одним из главных принципов организации световой среды является

гибкость системы освещения. Для выделения конкретных принципов организации

световой среды рассмотрим ряд композиционных приемов, наиболее характерных

для современной практики.

С композиционной точки зрения наибольший интерес представляют решения,

в которых выражена попытка синтезировать систему освещения и архитектуру.

Большинство таких композиций связано со специфическими решениями

перекрытий. (схема 5).

В отличии от традиционного торгового пространства с плоским подвесным

потолком и однородным искусственным освещением все чаще используются

плавные линии сводов, оболочек, а также наклонные перекрытия. Благодаря

этому облегчается устройство фонарей верхнего света, обеспечивается

разнонапряженная световая среда, интерьеры преобретают своеобразие и

неповторимость (схема 6).

Так, еще в торговом центре в Кэидене (Великобритания), архитектор Н.

Гримшоу, используется система ферм арочного типа, перекрывающая огромное

нерасчлененное пространство торговых залов. Подвесной потолок, повторяющий

форму арки, ограничивает высоту в пределах от 2,75 до 5,0 метров. Мягкость

плавного очертания потолка создает в интерьере приятную световую среду

благодаря равномерному изменению освещенности. Отдельные участки, например,

зона расчетных стоек, фрагменты экспозиции и входы, дополнительно

освещаются направленными источниками и боковым естественным светом через

обширное остекление фасадов.

Пассаж, благодаря прозрачным перекрытиям, как и улица относятся к

многосветному пространству с постоянно меняющимся освещением, что особенно

оживляет среду, устанавливая дополнительные эмоциональные связи с

посетителем и делая ее еще более привлекательной для человека (рис. 8).

Привлекательность для посетителей естественного освещения очевидна.

Как правило, оно широко используется на открытых участках торговых моллов и

атриумов, и в виде фонарей — в торговых залах. Замечено, что высокий

уровень естественного освещения притягивает людей больше, чем искусственно

освещенные витрины, что еще раз подтверждает особую привлекательность

пассажа по сравнению с другими формами торговых зданий.

Основные тенденции современной практики проектирования и реализации

световой среды позволяют сформулировать следующие принципы проектирования

гибких систем освещения.

1. Максимально возможное присутствие естественного света обеспечивает

ориентацию человека в пространстве и времени, его связь с окружающей средой

и психологическую потребность перемен;

2. Переходные зоны от естественного к искусственному и наоборот должны

обеспечиваться транзитной системой освещения. С помощью датчиков она

контролирует освещенность — для уменьшения бликов, и цветность — для

психологической адаптации;

3. Общий уровень освещенности, соответствующий комфортным условиям, не

должен быть равномерно высоким. Необходимы световые контрасты, в противном

случае интерьер будет плоским, малоинтересным и малопривлекательным;

4. Визуальное поле характеризуется центром и фоном. В центре освещения

должен быть товар — главный предмет освещения;

5. Нежелательные отражения от зеркальных стен или полированных

поверхностей колонн и торговых витрин следует уменьшать рассеянным

освещением, отражателями или временной заменой зеркального материала

отделки.

2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной организации пассажей

и их связь с окружающей средой

Еще одним из основных элементов, в которых закономерности

композиционного подхода к проектированию пассажей наиболее очевидны,

является организация взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств.

Современные интегрированные центры демонстрируют особое единство

системы «интерьер — внешняя среда» (рис. 10), характеризуемое активным

взаимопрониканием, взаимовлиянием, непрерывностью перехода от одного к

другому. Однако, эти характеристики не столь однозначны. Нарушение

необходимого равновесия в системе, например, чрезмерное использование

средств экстерьеризации интерьера, приводит к распылению целостности

внутреннего пространства, его растворению в среде городского окружения, что

отчетливо проявляется в негативной реакции потребителей.

Анализ различных форм взаимодействия внутренних и внешних пространств

позволяет выявить закономерности и границы взаимовлияния, классифицировать

его формы, конкретизировать систему композиционной оценки торгового пассажа

в целом с точки зрения единства композиции интерьеров и внешней среды.

1. Внутреннее пространство пассажа — это сложная структура, которая не

может рассматриваться как самостоятельный объект, а должна быть частью

единой городской среды, представляющей собой ансамбль (схема 6, рис. 9).

2. Развитие связей между внутренним и внешним пространствами пассажа

не должно нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой

пространственной зоне характером деятельности и условиями восприятия (схема

5).

3. Идея внешнего пространства присутствует внутри пассажа благодаря

чувству направленности движения. Направления складываются как продолжения

осей городского окружения.

4. Основные композиционные средства взаимодействия двух сред:

— метрическая или ритмическая незавершенность структуры;

— непрерывность основных направлений движения;

— непрерывность единого основания;

— общий композиционный мотив;

— подобие соотношений передних и дальних планов и характера их

раскрытия;

— подобие соотношений верхнего и нижнего яруса архитектурного

пространства;

— подобие форм, деталей, материалов.

5. Параметры торгово-пешеходной зоны пассажа обусловлены выбором двух

основных характеристик: масштаба и текстуры.

Неоднородность структуры торгово-пешеходной зоны пассажа проявляется и

в изменении масштаба составляющих ее пространственных фрагментов, или

микрозон. Своеобразие торгового здания как раз и состоится начале

нескольких масштабных измерений, в которых постоянно перемещается человек.

Общественное измерение, при движения в общем потоке мимо товаров различных

секций или магазинных витрин, и другое, более мелкое и личное, при

конкретном выборе товара.

При наблюдении молла-пассажа или атриумного зала с высоты, например,

галереи, текстура диагональных линий исчезает, но проступает планировка

основных структурных ячеек и таким образом возникает как бы новая

«сверхструктура», придающая полноту наблюдаемому фрагменту.

Подобная иерархия главных и вторичных текстур достигается изменением

поверхностей внутренних «экстерьеров», то есть внутренних фасадов моллов и

атриумов, с изменением дистанции их наблюдения. Визуальная непрерывность,

обеспечиваемая планировочными средствами, позволяет посетителю видеть

одновременно только текстуру первого или второго порядка, но не обе вместе.

Таковы принципы взаимосвязи внутренних и внешних пространств.

Однако, проводя аналогии между улицей и пассажем, площадью и атриумом,

нельзя не сказать о разнице в восприятии пространств различного объема.

Даже при постоянной скорости перемещения посетителя, скорость движения в

увеличенном объеме воспринимается меньше реальной, что подсознательно

подталкивает его на самом снизить скорость или остановиться. Такая

рефлекторная реакция человека на размеры окружающего его пространства

подталкивает к созданию дополнительных стимулов для остановки, например, на

создание в подобном месте ресторана или небольшой сцены, возможно

размещение рекламы или информационных щитов, так как в таком месте им будет

уделено гораздо больше внимания. Даже входя с улицы в пассаж, центральный

остов которого представляет единую с улицей ось, посетитель все равно

непроизвольно начинает двигаться медленнее и обращать больше внимания на

окружения (в т.ч. на витрины). Таким образом можно сказать, что идея

торговой крытой улицы становиться гораздо привлекательней с точки зрения

привлечения внимания потенциальных потребителей к товарам и услугам,

предоставляемым на данной территории. (диаграмма восприятия)

Формирование городских пешеходных зон и улиц является важной составной

частью проблемы создания комфортной и благоприятной для человека городской

среды в существующей городской застройке и в новых городах и жилых

образованиях. На данный момент накопился уже довольно большой опыт и

разработано много различных приемов архитектурно-планировочных решений

пешеходных торговых улиц и зон. Пешеходные пространства дифференцированы по

следующим планировочным схемам:

— торговая зона;

— торговая улица;

— торговая площадь;

— крытый пассаж.

За последние годы использования пешеходных зон стало ясно, что

пешеходные, торговые зоны следует размещать в городских центрах, в местах,

требующих снижения уровня транспортного движения, не забывая при этом о

необходимости жесткой связи с местами парки и остановками общественного

транспорта.

Размеры пешеходной зоны определяют специфику ее функционального

состава. В небольших пространствах и пассажах обычно размещают предприятия

и учреждения с высокой степенью специализации. В больших, играющих роль

общественных городских или торговых центров, — обязательно присутствие

предприятий ежедневного обслуживания жителей центрального района. Проблема

формирования пешеходных пространств в условиях сложившейся застройки

особенно удачно может быть решена с помощью пассажей, наиболее подходящих

для создания городской среды, удобной для человека.

Необходимо сказать о торговых объектах, получивших распространение в

нашей стране за последние 10–12 лет. С началом перестройки получило

развитие частное предпринимательство, и как наиболее мобильная его форма,

розничная и мелкооптовая торговля. Соответственно стали появляться

небольшие ларьки и мелкооптовые рынки.

Последующее увеличение объемов торговли и последующее увеличение

количества ларьков привело к развитию мелкого строительства небольших

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.