Рефераты. Торговые пассажи, теория и практика строительства

распределена так, чтобы каждая товарная группа имела свою зону. Маршруты

внутримагазинного перемещения товаров должны быть максимально сокращены и

упрощены. Сокращение путей перемещения товаров должно осуществляться за

счет более рациональной планировки складских помещений, а не торговых

площадей, поскольку планировка пассажа должна в первую очередь обеспечить

оптимальную, с точки зрения удобств покупателей и повышения товарооборота,

выкладку товаров.

Одной из важнейших предпосылок наилучшей организации перемещения

товаров внутри пассажа является планомерная поставка товаров. Она позволяет

уменьшить число перевалок товаров из одного помещения в другое, поскольку

ряд товаров доставляется непосредственно в торговую секцию.

Таким образом, из общего процесса внутреннего товародвижения можно

исключить частичное складирование. С уменьшением функций подготовки и

складирования происходит изменение соотношения площадей для вспомогательных

и главных функций в пользу последних.

Тенденция сокращения площадей подсобных помещений магазинов

непосредственно связана с важным архитектурно-планировочным принципом

рационального использования торговой площади пассажа путем максимального

насыщения ее товарами. В связи с этим существенное значение приобретает

планировочное решение пассажа, разделение его площади на составные

элементы, параметры которого обусловлены методом обслуживания.

Возможны четыре основные схемы объемно-планировочных решений:

I — неторговые помещения расположены над торговыми; в некоторых

случаях — в подвальном этаже;

II — неторговые и торговые помещения располагаются поэтажно, каждая

группа в своем отсеке;

III —неторговые помещения располагаются, чередуясь, одни над другими;

IV — неторговые помещения располагаются в центральной части по

вертикали.

Последняя, четвертая схема используется при проектировании крупных

высокомеханизированных универмагов, и практически не используется при

проектировании пассажей. Наибольшее распространение в практике

проектирования пассажей получили первая и вторая схемы. По третьей схеме

получается завышение неторговых площадей, увеличение количества грузовых

лифтов, поэтому она так же не получила распространения ни в нашей стране,

ни за рубежом.

Отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства

торговых зданий показывает, что в последние годы наблюдается тенденция к

сокращению количества этажей. Опыт эксплуатации практически любых торговых

зданий показывает, что с увеличением числа этажей количество покупателей в

верхних этажах уменьшается. При этом, как правило, торговая рентабельность

обеспечивается не выше второго этажа. Третий этаж может быть использован

главным образом под кафе-закусочные, административно-бытовые, технические и

другие вспомогательные помещения. Повышение этажности нецелесообразно во

всех случаях, когда удлиняются вертикальные коммуникации покупателей в

данном случае выше соображений экономии при строительстве. По подсчетам

американских специалистов, эксплуатационные расходы на 1 м2 одноэтажного

торгового здания значительно ниже, чем многоэтажного. Это объясняется

прежде всего затратами на вертикальное перемещение грузов и покупателей. К

недостаткам решений с заниженной этажностью все же следует отнести

некоторое увеличение площади застройки, что создает определенные трудности

при размещении их в районах со сложившейся плотной застройкой. Поэтому,

естественно напрашивается такое решение, которое позволит использовать

площадь отведенную под застройку или реконструируемые здания с максимальной

выгодой. То есть появляется необходимость создания многофункциональных

пассажей, где верхние этажи могут быть использованы под выставочные залы,

гостиничные номера, офисы или жилые квартиры, а нижние — как стоянки или

предприятия бытового обслуживания.

Подобное предложение было сделано при реконструкции торгового центра у

Финского вокзала в Санкт-Петербурге еще в середине 80-х годов. Квартал

Невского между улицей Марата и Владимирским проспектом, где было устроено

два пассажа. Здесь в относительно небольшом объеме зданий было размещено

множество разнообразных предприятий и учреждений; помимо большого

количества магазинов, — гостиница, обширный ресторанный комплекс, бары,

кафетерии, сауна и даже филиал театрального музея со зрительным залом, а

так же было предусмотрено создание комфортабельных квартир общей площадью 2

000 м2. При этом высота атриумных перекрытий была поднята на высоту пятого

этажа. Таким образом было предложено наиболее логичное архитектурно-

планировочное решение, позволившее, не повышая этажности торговых объемов,

создать довольно высокий (в пределах существовавшей застройки)

многофункциональный комплекс состоящий из 2-х пассажей, атриумов и других

архитектурных форм.

Когда же позволяют грунтовые условия, то в практике проектировании и

строительства все больше утверждается тенденция предусматривать один-два

или более подземных этажей. В этих этажах размещаются несколько уровней

складов, автостоянки, гаражи, подсобные и технические помещения.

Однако, пассаж, изначально является не только торговым предприятием, а

как это видно на примерах самых первых ярмарок, еще и местом

времяпрепровождения и отдыха населения. То есть существует определенный

контингент только потенциальных покупателей, пришедших в пассаж не для

покупки какого бы то ни было товара. Увеличение числа потенциальных

покупателей способствует увеличению числа фактических покупателей, за счет

плавного перетекания из одной потребительской группы в другую. Таким

образом, развитие дополнительных функций пассажа в качестве культурно-

развлекательного и обслуживающего центра способствует, в конечном итоге,

росту объемов продаж за счет увеличения количества посетителей. Однако в

нашей стране в последние несколько лет также стали появляться малые пассажи

с исключительно торговой функцией. Выше о них было сказано несколько

подробнее.

Выводы по главе 2

Обобщая современное состояние теории и практики формирования

архитектурной среды пассажа, можно сказать, что для интенсификации

общественно-торговой деятельности необходимо создание специфической

эмоциональной среды, отражающие растущие потребности в комфорте и повышение

эстетических требований. Важнейшая роль в этом принадлежит торгово-

пешеходным коммуникациям. Тенденция формирования таких пространств

развивает архитектурные приемы прошлого, возвращая городу его традиционные

компоненты — улицы и площади, утраченные как места активной общественной

деятельности с развитием транспорта.

К тому же необходимо усиление эмоциональной насыщенности интерьеров

сегодня является непреложным требованием к проектированию. Необходима

целостная внутренняя среда; особенности воздействия на эмоциональную

природу воспринимающего человека могут быть учтены в проектной практике с

помощью моделей поведения (движение–восприятие), основанных на

использовании таких факторов как внимание, потребность, установка,

отношение к фактору времени, образное представление.

Важнейшее различие между архитектурной организацией внутреннего

пространства и его предметным наполнением заключено в несравнимо большей

изменяемости последней.

Текущий этап развития теории и практики проектирования пассажей

характерен следующими основными моментами:

1. Принципы организации внутренней среды пассажа стали следствием

тенденции развития пассажа как типа, а именно:

— усиление рекреационного подхода к пассажу и увеличение неторговых

функций;

— стремление к эмоциональной насыщенности внутренней среды;

— доминирование центрального крытого общественного пространства;

— усиление роста внимания к внешним городским пространствам и

архитектурному окружению.

2. Усложнение содержания средств выразительности: противопоставление

плотных и разреженных пространств, сложные групповые ритмы, ритмичность

скорости движения посетителей и т.д.

3. Гармоничное единство внутренней среды пассажа достигается

обеспечением двух условий: пространственной целостности торгово-пешеходной

зоны (коммуникационного остова) и вариабельности пространственных структур

составляющих и примыкающих предприятий.

4. Пространственное разнообразие внутренней среды пассажа, иерархия

пространственных зон и фрагментов.

5. Необходимость гибкой системы освещения:

— яркие световые контрасты;

— главный объект освещения — товар;

— максимально возможное использование естественного освещения.

6. Внутреннее пространство пассажа — часть единой городской среды,

однако развитие связей между внутренними и внешними пространствами не

должно нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой

пространственной зоне характером деятельности и условиями восприятия.

Под воздействием социального и научно-технического развития отрасль

торговли превращается в единую комбинированную систему, охватывающую две

подсистемы: товароснабжение и реализация. Централизация подготовительных и

вспомогательных процессов способствует более эффективному использованию

основных торговых и сокращению складских помещений в пассажах и дает

значительный экономический эффект (примерно в 3 раза). При этом, торговля

становится неразрывно связана с другими формами обслуживания посетителей,

приобретая функции не только бытового обслуживания, но и культурно-

развлекательного, что в свою очередь опять таки положительно влияет на саму

торговлю.

Происходит укрупнение торговых предприятий, пассажи в некоторых

случаях могут превратиться в торгово-выставочные здания, входящие в состав

многофункциональных комплексов. К тому же более чем 20-летняя практика

строительства и проектирования в нашей стране и за рубежом показывает

целесообразность использования подземного пространства. Причем, если раньше

отдавалось предпочтение в использовании подземного пространства в

вспомогательных, транспортных или обслуживающих целях, то пример

строительства центра на Манежной площади ярко доказал всю полноправность

использования подземного пространства для организации многофункционального

торгово-развлекательного комплекса без потери связи с окружающей средой.

Глава 3.

Предложения по градостроительной, функционально-планировочной и

архитектурно-композиционной организации городских пассажей

Развитие системы общих композиционных и структурных принципов, то

есть признаков стиля и объемно-пространственных решений текущего периода

архитектуры пассажей, не прекращается, оно постоянно. Характеристики

внутреннего пространства и конструктивных решений непрерывно

совершенствуются — как для улучшения социального и, в частности, торгового

обслуживания, так и общественного развития в целом. Именно поэтому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.