Рефераты. Торговые пассажи, теория и практика строительства

торговую площадь, представляла двухэтажные торговые ряды с открытыми

галереями и зданием биржи посередине. Интерес представляет архитектурное

построение самого пассажа. Вдоль центральной линии, имеющей одинаковые

размеры по ширине и высоте (около 6,5 м), группировались два ряда небольших

ячеек-лавок размером 3х6 метров. При этом во внешнее и внутреннее

пространство ярмарки пассажи были обращены глухими фасадами и лишь в

последствии к внешней стороне были пристроены ряды лавок. Освещение

торговой линии, как и самих лавок, осуществлялось окнами, располагавшимися

в боковых стенах повышенной центральной части. На Коренной ярмарке Кваренги

впервые предпринял попытку ограниченного включения пассажа в архитектурно-

планировочное построение гостиного двора, отведя ему дополнительную роль в

общей композиции и не нарушая традиционных функциональных основ ярмарочной

торговли.

Еще более грандиозный проект гостиного двора-пассажа был создан Дж.

Кваренги для знаменитой Макарьевской ярмарки в 1799 году (рис. 2).

Пассажная линия протянулась вдоль главного корпуса более чем на 850 метров.

В этом проекте Кваренги объединил приемы построения пассажа и торговых

рядов, чем заложил принцип объединения пассажа с другими типами и

элементами торговых зданий. Если в пассажах на Коренной ярмарке каменные

фасады представляли глухие плоскости, то здесь пассаж был заключен со всех

сторон рядами торговых лавок с открытыми галереями. Также был разработан

прием более гибкого использования торгового пространства между пассажем и

галереей: архитектор не делил большие изолированные лавки каменными

стенами, а сохранил лишь основные внутренние опоры, что позволяло бы купцам

иметь лавки различной площади, в зависимости от характера и количества

товара. Важной особенностью проекта было наличие трех торговых этажей, что

безусловно отражало значение здания, как главного архитектурного акцента в

панораме низкого волжского левобережья и Макарьевского монастыря. Однако, в

связи с изменением источника финансирования, проекту не дано было

осуществиться. Проект же 1804 года вобрал в себя многое от своего

несостоявшегося предшественника. Главное место в новом плане Макарьевской

ярмарки также отводилось пассажу длинной 125 метров. Здесь уже были

предусмотрены не только торговые, но и складские, жилые и конторские

помещения.

Группа пассажей на Коренной и Макарьевской ярмарках показывает

развитие нового типа здания по пути усложнения его пространственного

построения за счет объединения с торговыми рядами. Русские пассажи не имели

прямых аналогов с европейскими постройками: пассажи того времени в Париже

были деревянными и представляли собой узкие крытые галереи.

В первой трети XIX века пассажи становятся очень популярными в Европе.

Новинки моды нашли свое отражение в России в виде двух галерей в Москве и в

Петербурге. Если в пассажах XVIII - начала XIX века доминировала торговая

утилитарная функция и это отражало ярмарочный характер торговли, которая

продолжалась 1-2 месяца, а в остальное время пассажи пустовали, то в

городской среде важной чертой стало их объединение с различными

общественными залами, кафе. Пассажи стали служить не только местом

торговли, но и местом развлечений. Так стал формироваться принцип

многофункциональности пассажей. К тому же появившееся в Париже торговые

линии пассажей Панорамы (1824) и Жофрей и Вердо (1835), общая протяженность

которых достигла 400 метров, дали новый пример организации не только

внутриквартального пространства, но и объединения нескольких кварталов

единой торговой галереей. Данные пассажи проходили через три квартала и

даже пересекали широкий бульвар Монмартра, но это не являлось препятствием

для их функционирования. Эти примеры сыграли роль образцов и предопределили

появление новый русских пассажей.

Первым столичным торговым зданием возведенным по типу пассажа была

Галицынская галерея по проекту архитектора М.Д. Быковкого в 1842 году. Она

заняла место переулка, продолжавшего улицу Софийку и имела одну торговую

линию и трехчастное построение: два объема, выходившие на улицу были

трехэтажными, а основной пассаж – двухэтажным. Протяженное (75 метров)

пространство пассажа служило не только местом торговли, но и для общения,

встреч, гуляний. В 1848 году в Петербурге также появляется пассаж,

возведенный графом Я.Э. Стенбок-Фермором между Невским проспектом и

Михаловской площадью, напротив Гостиного двора. Для этого он купил два

смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие

Лондонских и Парижских пассажей. В новом пассаже длинной около 180 метров

предполагалось разместить зимний сад и театральный зал, на первом этаже и в

подвале должны были быть магазины, на втором этаже – служебные помещения, а

на третьем – квартиры. В 1846 году проект был утвержден с некоторыми

изменениями: были отменены зимний сад и подвальное расположение магазинов,

а театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж

показывает пример наиболее сложного для своего времени как по

пространственному, прежде всего по высотному построению, так и в

функциональном отношении торгового здания.

Таким образом, в период классицизма наряду со строительством

традиционных торговых рядов начали возводиться специфические торговые

сооружения – пассажи. В это же время выявилась и тенденция их развития,

выраженная в двух направлениях: усложнения внутренней планировочной

структуры, при этом особое внимание уделялось архитектурному оформлению

интерьеров самих пассажей, и объединения торговых линий с помещениями

культурно-развлекательного, административного и жилого назначения, что

существенно повысило их общественную значимость в структуре города. Пассажи

конца XVIII – средины XIX века – важный этап в становлении и развитии этого

типа зданий, предшествующий их широкому строительству в капиталистический

период.

Новый период в концепции развития пассажей пришел вместе с

промышленной революцией, принесшей в строительство железо и стекло.

Новаторски мыслившие архитекторы начали приспосабливать конструкции из

стекла для создания больших, хорошо освещенных и в то же время вполне

экономичных интерьеров. В 1828 году Уорен и Баклин спроектировали «Аркады»,

трехэтажные торговые галереи в городе Провиденсе, штат Род-Айленд. По мере

того как в середине XIX века стеклянные пространства увеличивались в

размерах, архитекторы все чаще обстраивали их обычными зданиями.

Развитие транспорта способствовало интеграции культур, Европа заново

открывает для себя восток, что не могло не сказаться и в архитектуре. Идея

восточного базара, фактически прародительница современного пассажа,

подталкивает архитекторов к идеи крытых торговых улиц. Так в 1867 году Д.

Менчони создает галереи Виктора Эммануила в Милане (рис. 3), которые

сочетают в себе и идею восточного крытого базара, и образ зданий всемирных

выставок. Сооружение пассажей и променадов в торговых центрах достигло

наивысшей точки в здании ГУМа, архитектор А.Н. Померанцев, в Москве в 1889-

1893 годах.

Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды

Функциональная организация пассажей достаточно подробно изучена в

современной типологии, ее проблемам посвящено значительное количество

работ. В большинстве из них подчеркивается, что важнейшим функциональным и

композиционным элементом построения внутренней среды является общественное

пространство. По степени связи с внешней средой оно интерпретируется как

замкнутое или открытое, по форме — протяженное. Общественное пространство

позволяет в той или иной мере создать специфическую эмоциональную среду,

способствующую интенсификации общественно-торговой деятельности,

возникновению контактов посетителей, обеспечению условий для отдыха и

развлечений.

Приводится, например, следующие функции общественного пространства в

построении целостного интерьера: объединение помещений, выделение зон,

ориентация посетителей, обеспечения резерва развития. Один из вариантов

общественного пространства — пассаж.

В ряде работ исследователи, отмечая идентичность характера основных

процессов, протекающих в различных предприятиях пассажей, объединяют их в

автономные системы — функциональные зоны. Так торгово-промышленная зона

предназначена для обслуживания посетителей, организации досуга, информации

и развлечений; хозяйственная — для производственных и вспомогательных

процессов, связанных с торговлей и обслуживанием; транспортная — для

доставки и разгрузки товаров, а так же подъезда посетителей. Причем

зачастую подземные помещения используются под вспомогательные и

транспортные функции, а надземные под обслуживающие, развлекательные и

деловые, хотя такое деление отнюдь не обязательно, и современные проекты

подтверждают это (торгово-развлекательный центр на Манежной площади).

В процессе развития моделей пассажей происходит постепенная

дифференциация функциональных зон по уровням, что способствует превращению

вертикальных коммуникаций в важнейший элемент взаимосвязи между зонами .

Однако, на современном этапе проектирования пассажей принцип

функционального зонирования существенно изменяется, приобретая

«пространственный» характер. Крупные структурные композиции часто включают

в себя целые фрагменты городской среды, превращая их в один или несколько

своих уровней. Благодаря совершенствованию технологий стало возможной

организация на одном уровне и даже в одном и том же пространстве процессов,

протекающих в различных функциональных зонах. Повышается интенсивность

использования территории пассажей и прилегающих комплексов, увеличивается

число предприятий, совершенствуется предметно-пространственная среда,

развиваются формы попутного обслуживания и т.д. При этом наряду с ростом

значимости коммуникационных систем непрерывно продолжается процесс

сокращения вспомогательных и обслуживающих помещений.

Отмечается, в частности, что с укрупнением предприятий торговли,

входящих в состав пассажей, наметилась тенденция к изменению пропорций

между торговыми площадями и складскими помещениями в направлении увеличения

первых и сокращения вторых (более подробно этот вопрос рассмотрен в главе

по технико-экономическому обоснованию), что позволит значительно увеличить

пропускную способность объектов. Необходимым условием перспективного

планирования становится обеспечения возможности вариантности торговых

площадей самого пассажа и увеличения торговых залов, примыкающих

комплексов, без значительной реконструкции.

Необходимо отметить ряд аспектов, связанных с принципом гибкого

планирования, цель которого универсальное использование помещений пассажей

(табл. 1).

Во-первых, изменение в технологии. Совершенствование технологического

процесса, позволяющего использовать механизацию и повысить уровень комфорта

обслуживания, требует новой функциональной организации сооружений, рабочих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.