числе пешеходными, транспортными и грузовыми потоками, функциональным
зонированием, уровнем развития современной технологии и социальными
требованиями.
Границы исследования: функционально-пространственный и архитектурно-
композиционные аспекты организации внутренней среды.
Предмет защиты:
Обоснование значимости композиционного совершенствования внутренней среды
пассажей для развития системы обслуживания;
Принципы архитектурной организации внутренних пространств во взаимосвязи с
городским окружением и другими типами общественных и торговых зданий;
Предложения по организации внутренних пространств пассажей как связующих
элементов и обоснование их социально-экономической эффективности.
Исследовательская гипотеза. Композиционная задача проектирования
внутреннего пространства пассажа — отражение единства и взаимосвязи
различных торговых и обслуживающих предприятий и учреждений. Для реализации
композиционных и функциональных преимуществ пассажа необходима, с одной
стороны, пространственная коммуникативная целостность и, с другой стороны,
вариантность пространственных структур, составляющих и примыкающих зон.
Единство внутреннего и внешнего пространств осуществимо в виде непрерывного
перехода от одного к другому, определяемое городским окружением и
функциональными связями.
Методика исследования направлена на выработку количественных и
качественных (типологических) характеристик архитектурно-композиционной
среды пассажей.
1. Методика анализа: сравнительный анализ по литературным источникам,
натурным обследованиям, логическое моделирование (факторы влияния,
закономерности, принципы); поисковое проектирование макетно-модельным
способом.
2. Приемы анализа: дифференциация системы, выделение подсистем и
элементов; формирование комплекса условий для характеристик системы;
выявление закономерностей изменения системы в процессе развития.
3. Средства описания: графическая форма, словесная форма, системная
модель.
Сложность и недостаточная изученность архитектурно-композиционного
строения крупных пассажей обусловили необходимость рассмотрения в работе
вопросов, касающихся современной методики проектирования, психологии
поведения и восприятия, эстетики и теории архитектуры. Для иллюстрации
отдельных положений предпочтение отдано наиболее характерным примерам,
дающим конкретные практические рекомендации по проектированию.
В работе использованы материалы трех групп научно-исследовательских
работ, затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы:
— основополагающие труды по общим вопросам формирования общественно-
торговых и деловых многофункциональных комплексов В.А. Абызова, И.П.
Васильевой, А.А. Гаврилиной, А.И. Урбаха, а также Н. Беддингтон, Д.
Гослинга, Б. Майтленда;
— проблемные публикации и исследования по вопросам истории развития
и современной организации пассажей и торговых комплексов В.А.Лаврова, А.А.
Максимова, С.М. Шумилкина, А.И. Урбаха, Н.П. Кириенко, Т.М. Розанова, И.
Зайдлера, М. Колчак, И. Эпплтона и др.;
— исследования по архитектурно-композиционным проблемам современной
практики А. Мирошина, Ю. Земцова, А.И. Урбаха, М. Лина, Д.К. Берштейна и
др.
Диссертация состоит из трех глав посвященных соответственно обобщению
опыта развития и формирования городских пассажей, анализу факторов,
влияющих на композиционные решения, и раскрытию принципов архитектурной
организации, и обоснованию предложений по совершенствованию.
Глава 1.
Обзор формирования архитектуры городских пассажей
Несколько десятилетий назад в подходе к проектированию пассажей
произошел принципиальный перелом, который можно было бы охарактеризовать в
первую очередь отходом от строгости исторически сложившихся моделей
пассажей и пересмотром принципиальных установок. К настоящему моменту в
современной архитектуре сложился еще один концептуальный подход –
использование старых традиций на базе новых технологий, уже опробованных в
предыдущий период развития пассажей. Проблема, поставленная изменением
моделей торговой среды, привела к изменению пространственного поведения
вообще, как основополагающего принципа всей городской традиции.
Экстремальное изменение масштабов городов оказалось несовместимо с гораздо
более медленно меняющейся психикой человека; стремительное индустриальное
развитие, продиктовавшее в последнее время совершенно определенные
тенденции развития в архитектуре, вошло в конфликт с человеческим аспектом.
Для реализации своих намерений человек должен понять свои истоки и новые
пространственные связи и объединить их в новую пространственную концепцию.
При этом, если раньше основной задачей архитектора было помочь человеку
найти необходимую точку опоры, конкретизировать его образы и желания, то
теперь в центре внимания – обеспечение возможности вариантных решений
внутреннего пространства, не утрачивая при этом его неповторимости и ни в
коем случае не теряя его функциональности. В результате в свое время резко
вырос интерес к эстетической стороне внутренней среды и ее связи с
соц.основами проектирования при создании выразительных архитектурных
образов.
Новая концепция торговли в целом теперь не только продать товар, как
это было раньше, а создать определенную среду, атмосферу торговой
деятельности и увеличить количество посетителей, привлекая их
дополнительными функциями пассажа и его связью с городской средой и с
другими элементами и формами торговых и обслуживающих зданий. Так
повышается роль эстетики, социологической и функционально-технологической
основы композиционного проектирования.
Концентрация и интеграции функций придают пассажам особые качества,
отличающие его от других торговых зданий. Многофункциональность отражает
тенденцию непрерывного обогащения функций и технологий, усложнение
пространственных взаимодействий.
1.1. Историко-экономические и градообразующие предпосылки и
социальные факторы, влияющие на формирование и тенденции развития пассажей.
Появлению во второй половине XVIII века пассажей как новой формы
торговых зданий способствовало много факторов. Социально-экономические
преобразования петровской эпохи и последующее бурное развитие торговли
России обусловили активно развернувшееся в этот период строительство зданий
торгового назначения. В русской архитектуре того времени получают широкое
распространение несколько устойчивых типов торговых зданий, различных по
своей планировочной и объемной структуре – «торговый двор», «торговый ряд»,
купеческий дом с лавками в первом этаже, товарные склады.
Проектирование торговых сооружений во второй половине XVIII века
осуществлялось с учетом их активной роли в архитектурно-пространственной
организации городского ансамбля. Проекты торговых центров в Петербурге,
Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Калуге, Костроме, Касимове, Солигаличе
и проектные материалы регулярных планировок городов подтверждают это (схема
2). Концентрация городской торговли в одном определенном месте, на
территории торга, и запрещение купцам торговать в других частях города было
необходимо для осуществления таможенного контроля за ввозом и вывозом из
города товаров и для сбора пошлин с купцов. Розничная торговля
осуществлялась в лавках торговых рядов и являлась привилегией местных
купцов и жителей слобод, а все приезжие иноземные и иногородние русские
купцы имели право вести в городе только оптовую торговлю и только на
территории специально отведенных для них торговых дворов. Такой порядок
торговли сложился еще в XVI веке и был закреплен соборным уложением царя
Алексея Михайловича в 1649 году. Жесткое разграничение городской торговли
на розничную и оптовую сказалось на особенностях организации торга.
Распад феодальной системы и дальнейшее развитие общественного
разделения труда обусловили в XVII веке значительный рост населения русских
городов и, следовательно, более интенсивное по сравнению с предыдущим
периодом развитие внутренней торговли. Происходит децентрализации торговли,
появляются торговые места в других частях городов, в ряде случаев
складывается несколько торговых зон. Параллельно формируются и
самостоятельные оптовой торговли – комплексы товарных складов
(«магазейнов»), расположенных обычно вблизи транспортных путей.
Все это требует появления новых архитектурных и планировочных решений.
Во второй половине XVIII – начале XIX века происходит грандиозная по своим
масштабам градостроительная деятельность, направленная на переустройство
старых и создание новых русских городов. Анализ регулярных планов городов
этого периода показывает, что применялись различные схемы планировок
торговой части. В одних городах торг проектируется в зоне административно-
общественного центра, в других он составляет самостоятельный планировочный
узел. При застройке могли использоваться здания различного типа. Можно
выделить три основных типа торговых зданий (схема 1) по их функциональному
назначению:
— здания для розничной торговли. Сюда относятся обывательские дома
с лавками и торговые ряды;
— здания для розничной и оптовой торговли. К этому типу принадлежат
торговые ряды и торговые дворы, а также склады с многочастной внутренней
планировкой;
— здания для оптовой торговли. К ним, помимо торговых дворов, в
основном относятся склады с различной внутренней планировкой (многочастной
и зальной).
Наряду с широко распространенными торговыми рядами появляется новый
специфический тип торговых зданий – пассажи, где торговые ряды образовывали
внутреннею крытую галерею с верхним светом. Причем зачастую в Европе с
наружной стороны пассажи обстраивали открытой галереей торговых рядов.
В Европе первые пассажи появились в Париже: галереи де Бос (1788),
пассажи Фейдо (1791) и Каир (1799). Но особенное распространение в Европе
рассматриваемый тип зданий получил в 20-30-е годы XIX века, когда пассажи
были построены в городах Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии. В
отличие от европейских, русские пассажи впервые появились не в городах и
были вызваны не условиями городской жизни, а на ведущих ярмарках страны, в
зоне наибольшего сосредоточения торговли, где ограничений в размерах
торговых зданий не имелось, так как они размещались на больших открытых
площадках, а требовалась необходимая защита от непогоды.
Впервые пассаж был применен на Коренной ярмарке под Курском (рис. 1),
у монастыря Коренная пустынь, второй по значению ярмарки России после
Макарьевской. Проект был выполнен Дж. Кваренги в 1783 году, а строительство
было закончено в 1812 году. Пассаж сохранял торговое значение до 1878 года,
до перевода ярмарки в Курск. В основе планировки пассажа лежала структура
традиционного гостиного двора – замкнутого прямоугольника, в котором три
стороны составляли пассажные линии, а четвертая, выходившая на главную
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13