Рефераты. Кредитная политика банка

p align="left">Имеет оно постоянную или колеблющуюся стоимость (акции), или же его стоимость увеличивается со временем (например, недвижимость)?

Необходимо иметь в виду, что если обеспечение имеет колеблющуюся стоимость (акции), то существует опасность уменьшения его цены за тот период времени, на который выдана ссуда. Существует негласное правило, согласно которому стоимость обеспечения должна превосходить размер предоставляемого кредита на столько, что, если его стоимость уменьшится, средств, оставшихся от его реализации, должно хватить на погашение задолженности.

Недвижимость часто рассматривается как хорошее обеспечение, однако здесь также следует проявлять осторожность. Цена недвижимости тоже может колебаться, даже в условиях здорового стабильного рынка, иногда приходится снижать цену товара, дабы ускорить его продажу. При продаже недвижимости банк понесет торговые издержки.

Если продажа обеспечения займет много времени, это повлечет дополнительные скрытые издержки, поскольку банк не получает дохода с тех средств, которые вложены в обеспечение [12.С.47].

От клиента можно потребовать предоставить гарантии от третьей стороны в качестве обеспечения займа. Компания может предоставить банку необеспеченное долговое обязательство.

Если банк выдает кредит под обеспечение, то необходимо убедиться в том, что соответствующий договор подписан прежде, чем заемщику будет предоставлен аванс.

Когда клиент просит ссуду, обычно предполагается, что и сам он что-то вложил. Банк не должен рисковать капиталом. Если вложения клиента были ошибочны и клиент не имеет своих собственных денег, банк понесет потери в случае, если клиент не сможет возместить взятую ссуду. С другой стороны, если клиент сам сделал существенный вклад, потери в первую очередь понесет клиент еще до того, как доля банка окажется под угрозой.

Если клиент вкладывает часть собственных денег в предприятие, наиболее вероятно, что он приложит максимум усилий для его успешного функционирования. Финансовое обязательство вызывает более высокое личное обязательство.

Общая идеология состоит в том, чтобы банковская доля не превышала долю владельца в предприятие, даже если кредит дается под обеспечение. Однако часто бывают исключения из этого общего правила, особенно в определенных случаях для предприятий с хорошими рынками сбыта.

Работник банка может считать, что доля клиента в его собственном предприятии слишком мала и что банк не может согласиться на большее кредитование без дальнейших вложений капитала со стороны вкладчика. Ему следует обсудить с клиентом, насколько это будет возможно. Владелец малого предприятия должен быть готов внести наличные и некоторые другие принадлежащие ему ценности (например, личные ценности, акции и паи, страховой полис) или занять некоторую сумму у близкого родственника. Предприятию следует рассмотреть возможность выпуска дополнительных акций с целью увеличения собственного капитала [41.С.35].

Доля владельца в предприятии должна увеличиваться со временем:

- путем привлечения нового капитала (например, новый выпуск акций);

- прекращения распределения прибыли между владельцами. Одна из причин, почему банку следует проверять отчетность предприятия за несколько прошлых лет с тем, чтобы увидеть, как много прибыли оставлено в предприятии с тем, чтобы повысить долю владельца.

Для банка привлечение нового капитала явится свидетельством сохранения доверия владельца к предприятию.

Важным источником информации о клиенте является отчетность, подтвержденная аудиторской проверкой, по меньшей мере, за последний год.

Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых счетов и другой документации. В этом случае в банк представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях сделки, методах ведения операций и т.д. В частности, документ должен включать:

- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рын-ке (включая патенты и лицензии); планы исследований, разработок и т.д.

- отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продут, преимущества и слабые стороны конкурентов);

- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т.д.);

- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, имеющееся оборудование и т.д.);

- план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т.п.);

- финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Существует, по крайней мере, еще один доступный резерв информации о заемщике.

В соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ от 28.07.94 N100 "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету, "Учетная политика предприятия", субъект хозяйственной деятельности обязан с 01.01.95 г. разрабатывать внутренний нормативный документ по учетной политике для внешних потребителей финансовой отчетности.

Учетная политика - это метод учета, под которым принято понимать взаимосвязанные отражения, обобщения и соизмерение в денежном выражении факторов хозяйственной деятельности, которые субъект хозяйственной деятельности выбирал и которых он неуклонно придерживается в каждой конкретной ситуации.

Содержание понятия "учетная политика" в странах с продолжительной историей развития рыночных отношений наполнено сводом достаточно жестких стандартов, которые направляют ведение бухгалтерского учета в любой деловой ситуации.

В применении к кредитному анализу учетная политика предприятия может помочь кредитному инспектору достичь сразу нескольких целей:

Из анализа баланса и других отчетных документов собирается информация о сильных или уязвимых сторонах предприятия.

Симптомы появления финансовой опасности, которые могут выявить финансовые отчеты, часто выражаются в следующем:

низкая и (или) снижающаяся прибыльность;

выпуск нехарактерной для данного предприятия продукции, освоение новых рынков вследствие того, что рынки для выпускаемых типов продукции сужаются;

увеличивающаяся зависимость от займов, особенно от краткосрочных долгов, связанных с растущими и избыточными накладными расходами;

- чрезмерное развитие торгово-промышленной деятельности, то есть избыточный масштаб операций по отношению к уставному фонду компании;

- недостаточный контроль за оборотными средствами, проявляющийся в избытке запасов и дебиторской задолженности по отношению к обороту; а также товарных запасов, которые не могут быть быстро реализованы, когда требуется получить наличность [18.С.70].

Когда предприятие попадает в финансовый кризис, часто проявляются такие симптомы:

- большие и неожиданные потери или "компенсационные расходы" в отчете о прибыли и убытках предприятия;

- задержки при подготовке ежегодной отчетности и представляемых в банк финансовых данных;

- непредвиденные просьбы о денежных средствах, возникшие в результате того, что предприятие не может оставаться в рамках кредитных лимитов, установленных на текущий момент его банками.

Анализируя подтвержденную аудитором отчетность клиента или внутреннюю отчетность фирмы, можно выявить симптомы финансовой опасности на том этапе, когда еще есть время принять меры для исправления дел. Можно также поискать другие дополнительные факторы, которые делают предприятие клиента уязвимым:

- уверенность в напористости, энергии и чутье одного человека, которая является существенной проблемой для малого предприятия;

настолько сильная зависимость рынка от прихотей и моды (например, одежда, некоторые виды развлечений), что их изменение может разрушить предприятие, если оно ориентировано на выпуск однородной продукции;

- интенсивная конкуренция;

ориентация на одного клиента или поставщика [11.С.81].

Клиент может устраниться или обратиться к другому поставщику. Поставщик может поднять цены, устраниться или ограничить условия кредитования и так далее.

В силу ряда причин объем средств на счетах клиентов часто уменьшается. Это может оказать неблагоприятные воздействия на банк, так как возврат кредитов становится сомнительным, особенно, если кредиты были без обеспечения или на текущий момент превышают реализационную стоимость залога.

Поэтому большинство банки разрабатывают для каждого клиента ряд лимитов на величину займа. Клиент ничего не знает об их величине. Они представляют собой суммы, которые банк позволит превысить клиенту без предварительного соглашения. Эти суммы банк устанавливает по собственному усмотрению в зависимости, как правило, от статуса клиента и его задолженности.

1.3 Финансовая составляющая кредитоспособности предприятия

Важным вопросом является правильный выбор частоты проведения текущих проверок, так как события, приводящие к возникновению финансовой опасности, могут развиваться достаточно быстро. Анализ финансовой устойчивости компании-заемщика позволяет оценить текущее состояние счетов предприятия, обеспечивающих его постоянную платежеспособность, а также их состояние на перспективу. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Для получения представления о возможностях предприятия по погашению средне- и краткосрочных обязательств используются два относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Для расчета указанных показателей сопоставляются данные по различным группам активов, объединенных по степени ликвидности (срочности размещения), с суммами краткосрочной задолженности всех видов (банкам, бюджету, поставщикам и др. - строки 610, 620 и 670 пассива баланса). В результате определяются следующие коэффициенты.

1. Коэффициент текущей ликвидности, который характеризует платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота краткосрочной дебиторской задолженности. Таким образом, указанный коэффициент позволяет оценить оборачиваемость вложенных краткосрочных кредитных средств. Он рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент текущей ликвидности = (Денежные средства + Дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения) / Сумму краткосрочных обязательств

Данный показатель оценивается следующим образом: 1,0 и более - отлично, от 0,75 до 1,0 - хорошо, от 0,5 до 0,75 -удовлетворительно, менее 0,5 - неудовлетворительно.

2. Коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия не только при условии своевременных расчетов с дебиторами и реализации готовой продукции, но и при продаже в случае необходимости материальных оборотных средств.

Величина данного коэффициента зависит от факторов, связанных со спецификой деятельности заемщика: отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат.

Коэффициент рассчитывается следующим образом:

Коэффициент покрытия = (Сумма оборотных активов - Дебиторская задолженность со сроком более 12 месяцев) / Сумма краткосрочных обязательств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.