Рефераты. Кредитная политика банка

p align="left">- если дела пойдут плохо, что можно продать при ликвидации?

На этот вопрос существуют различные ответы. Если предприятие работает, то его активы и пассивы не имеют оценки с точки зрения возможности реализации частями. При ликвидации активы могут потерять часть своей стоимости (особенно это касается запасов и оборудования), могут появиться дополнительные расходы, например, ликвидационные издержки и расходы, связанные с уставными документами. Кроме того, все кредиторы данного предприятия потребуют свои деньги.

Одним из важных направлений анализа баланса является рассмотрение его изменения в динамике и ответ при этом на следующие вопросы:

оставалась ли нераспределенная прибыль на предприятии?

увеличивались ли осязаемые активы?

Регулярный анализ балансов позволяет нам заметить те изменения, которые имели место за прошедший период, появившиеся тенденции и развитие бизнеса во времени.

В особенности баланс позволяет нам проанализировать:

структуру капитала предприятия;

ликвидность предприятия.

Аудиторские отчеты по предприятию готовятся по окончании его финансового года. Когда их получает банк, они уже устаревают на шесть и более месяцев. Основные недостатки использования аудиторских отчетов для оценки финансового положения клиента следующие:

они составлены за несколько месяцев до того, как их получает банк;

они могут не отражать текущего состояния предприятия;

поскольку в них зафиксированы события происшедшие в прошлом они не могут служить надежным указателем на то, что можно ожидать в будущем.

Основные средства - это долгосрочные активы, которыми владеет предприятие. Их можно классифицировать по трем типам.

Материальные активы, которые имеют материально-вещественную форму и которые можно потрогать руками. Например: земля, здания оборудование, приспособления, инструменты, транспортные средства.

Нематериальные активы, которые не являются материализованными, но которые, тем не менее, представляют собой расходы, необходимые для получения прибыли. Эти расходы отражаются как основные средства в связи с тем, что они в течение длительного времени создают прибыль. Примерами являются затраты на приобретение права на торговые марки и патенты, расходы на опытно-конструкторские работы.

Вложения в ценные бумаги классифицированные как долгосрочные. Если ценные бумаги приобретены на короткий срок, то они учитываются в оборотных активах предприятия.

Основные средства могут быть оценены либо по цене приобретения, либо с учетом их переоценки (по восстановительной стоимости). Переоценка основных средств в большее степени присуща автотранспортным средствам, оборудованию, зданиям и сооружениям.

Обычно при оценке состояния предприятия не учитывают стоимость нематериальных активов, поскольку они характеризуют затраты прошлых лет, которые не воплощены в материальную субстанцию.

Долгосрочные финансовые вложения находятся на балансе в течение длительного времени, тогда как краткосрочные вложения находятся у предприятия в течение короткого времени и являются ликвидными средствами. Важно определить, из чего состоят инвестиции и оценить их текущую стоимость. Например, пакет в 60 % акций другой компании (особенно, если это закрытое акционерное общество) значительно труднее оценить и продать, чем небольшой пакет государственных ценных бумаг.

Необходимо выделить следующую информацию на основе данных, содержащихся в балансе. Если клиент собирается расширять свое дело, то потребуется ли ему замена фиксированных активов и покупка новых. Учтено ли это в заявке. Являются ли основные средства материальными.

Оборотный капитал представляет собой разность между оборотными активами предприятия и его оборотными пассивами (прилож 4).

Основные средства по своей природе используются в течение длительного времени и, следовательно, должны финансироваться из относительно стабильного источника. В то же время оборотный капитал финансируется обычно за счет собственных средств (паев владельцев компании, нераспределенной прибыли) и за счет краткосрочных кредитов, Банк должен проверять размер оборотного капитала клиента для того, чтобы убедиться, что он покрывает текущие долговые обязательства, т.е. бизнес является хорошо ликвидным.

Основные средства образуют сердцевину, вокруг которой происходит обращение оборотных активов. Эти оборотные активы требуют финансирования, и деньги осуществляют постоянное движение. Чем быстрее это движение, тем быстрее происходит превращение оборотных активов в денежные средства.

В течение короткого времени предприятие может существовать, не получая прибыли, если оно имеет адекватный источник денежных средств, не оно не может существовать без денежных средств, даже если оно получает прибыль. Для того чтобы быть прибыльным в течение длительного периода времени, предприятие должно иметь денежные средства. Планирование и управление оборотным капиталом является, следовательно, планированием и управлением денежными средствами.

Моменты притока и оттока денежных средств в (из) бизнеса не совпадают по времени с моментами осуществления продажи и затрат на производство. Приток денежных средств может задерживаться в связи с существованием дебиторской задолженности. Если запасы хранятся на складе длительное время, то разрыв во времени между платежами за приобретенный товар и поступлением денежных средств от его продажи будет также велик. Таким образом, поступление денежных средств может быть задержано из-за отсрочки реализации товара и наличия дебиторов. Существует определенный уровень ликвидности предприятия ниже которого не может опускаться величина оборотного капитала. Предприятие должно планировать поступления денежных средств для того, чтобы покрыть возможные платежи в будущем.

2.2 Ликвидность как основной показатель кредитной состоятельности предприятия

Под ликвидностью подразумевается способность активов к быстрой и легкой мобилизации. Основные моменты банковской ликвидности находили свое отражение в экономической литературе, начиная со второй половины ХХ в., в связи с убыточной деятельностью государственных банков, а также с процессов образования коммерческих банков. Например, о важности соблюдения соответствия между сроками активных и пассивных операций с позиций ликвидности экономисты писали еще в конце ХIХ в.

Ликвидность - легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.

Ликвидность - способность активов превращаться в деньги быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость.

Анализ ликвидности предприятия - анализ возможности для предприятия покрыть все его финансовые обязательства.

Коэффициент ликвидности - показатель способности компании вовремя выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства. Анализ ликвидности.

Стандартная оценка ликвидности заключается в определении коэффициента достаточности оборотного капитала. Он может быть определен на основе данных баланса как отношение по формуле (2.1.):

где ДОК- достаточность оборотного капитала;

ОА - оборотные активы;

ОП - оборотные пассивы.

Смысл этого коэффициента заключается в том, что компания должна иметь достаточно оборотных активов, для того чтобы вовремя оплатить краткосрочную задолженность. Естественно, коэффициент должен быть больше единицы. В противном случае есть вероятность того, что компания в будущем не сможет выплатить свои долги. На практике значение этого коэффициента превышает единицу, а величина "запаса" зависит от характера бизнеса.

Такое торговое предприятие, как супермаркет, который закупает и быстро перепродает товары, может иметь низкий коэффициент ликвидности, в то время как предприятие с длительным производственным циклом, закупающее дорогостоящее сырье, должно иметь высокий коэффициент ликвидности. Иногда говорят, что "идеальное" значение коэффициента достаточности равно двум, но это не совсем так. Скорее всего, это относится к "среднему" ("типичному") предприятию. Однако в реальности "среднее" предприятие можно встретить не чаще, чем "среднего" человека на улице.

Более важными являются тенденция или изменение этого коэффициента для данного предприятия. Если коэффициент достаточности капитала увеличивается во времени или остается постоянным, это означает, что предприятие имеет хорошую ликвидность. Уменьшение этого коэффициента может привести к проблемам, связанным с ликвидацией предприятия, поскольку для финансирования своего оборотного капитала оно будет все в большей степени полагаться на заемные средства. Однако тенденция к значительному увеличению этого коэффициента (особенно, если он превосходит 2) свидетельствует о неэффективности использования оборотного капитала.

Другой важной характеристикой предприятия является величина чистого ликвидного дефицита, то есть превышение оборотных пассивов над оборотными активами. Если предприятие с чистым ликвидным дефицитом просит предоставить заем, можно предположить, что у него серьезные проблемы с ликвидностью.

Предприятия не могут быстро превратить все оборотные активы в денежные средства. Например, многие промышленные предприятия могут держать большие запасы сырья, необходимого для производства конечного продукта. Готовый конечный продукт может храниться в течение определенного времени на складе или может быть продан в кредит. Для компаний, где оборот запасов происходит медленно, большая часть запасов является неликвидной. Исходя из этих соображений, используется другой коэффициент ликвидности, известный как коэффициент мгновенной ликвидности.

Коэффициент мгновенной ликвидности (КМЛ) определяется, исходя из предпосылки что неликвидными оборотными активами являются запасы. Поэтому КМЛ определяют исходя из соотношения по формуле (2.2.):

где КМЛ - коэффициент мгновенной ликвидности;

ОА - оборотные активы;

3 - запасы;

ОП - оборотные пассивы.

Для предприятий с длительным производственным циклом этот коэффициент должен быть, по крайней мере, равен 1. Компании коротким производственным циклом могут позволить себе иметь этот коэффициент меньше единицы, не рискуя получить финансовые проблемы. Еще раз подчеркнем, что тенденции в изменении этого коэффициента являются более существенными для оценки финансового положения предприятия, чем само его значение в данный момент времени. Увеличение этого коэффициента свидетельствует об улучшении ликвидности, а уменьшение - об ее ухудшении.

Если фирма ведет дело прибыльно и дивиденды или изъятия собственников не превосходят прибыли, то отношение оборотных активов к оборотным пассивам должно увеличиваться или, по крайней мере, оставаться постоянным. Это происходит потому, что денежные средства, выручаемые от продажи, превосходят издержки на покупку сырья, зарплату и прочие расходы.

Может возникнуть вопрос: если предприятие является прибыльными то зачем ему нужен кредит. Владельцы предприятия могут захотеть забрать часть или всю прибыль как дивиденды или изъятия. Если у предприятия изымут всю прибыль, то оно, естественно, возвратится к тому состоянию, когда прибыль еще не была получена.

Предприятие может купить новые основные средства. Это уменьшит его оборотные активы (денежные средства) и, соответственно, увеличит основные средства. Коэффициент достаточности оборотного капитала уменьшится.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.