Несмотря на большую емкость рынка кредитования физических лиц он слабо освоен банками. В результате сейчас практически никто не имеет кредитную историю: ни хорошую, ни плохую. Для ведения кредитных историй на национальном уровне пока нет вообще никакой правовой базы.
Немалая часть доходов, получаемая нашими гражданами, является так называемыми “серыми” и уходит из под налогообложения. Существование этих доходов и их источников практически невозможно доказать в судебном порядке. Кроме того, обращение взыскания на имущество физического лица - трудновыполнимая процедура в судебном порядке.
Таким образом, при работе с большим числом индивидуальных заемщиков, их платежеспособность нужно оценивать только исходя из официальных текущих доходов, усредненных за достаточно продолжительный период времени. Необходимо также уделять большое внимание стабильности доходов и вероятности их изменения в будущем. Последнее относится, в частности, к платежеспособности и к стабильной работе предприятия, перечисляющего заработную плату потенциального заемщика в банк.
Низкий уровень внутрибанковских издержек при выдаче и обслуживании кредитных карт
В банке должны быть разработаны четкие и однозначные критерии, которыми должен руководствоваться соответствующий сотрудник принимая решение о кредитовании сотрудника предприятия. Список этих критериев не должен быть избыточным и любое значение каждого из них должно быть легко проверяемым.
На каждой стадии бизнес-процесса необходимо описать все действия персонала, весь документооборот, как бухгалтерский, так и юридический, и разработать все типовые формы документов. Построенный бизнес-процесс должен также предусматривать развитие нестандартных ситуаций, например изменение группы риска, появление просроченных обязательств, досрочное прекращение кредитования. Здесь должны быть также описаны все действия и весь документооборот.
Другими словами, для банка, занимающегося обслуживанием большого числа индивидуальных заемщиков, не должно возникать “не предусмотренных ранее” ситуаций.
Финансовые операции по выдаче/гашению кредитов, гашению процентов, внебалансовому учету, расчету и формирования резервов и т.п. должны осуществляться в автоматическом режиме на уровне непосредственных исполнителей с формированием соответствующих документов, распоряжений, предусмотренных правилами ЦБ РФ “по факту” их совершения по итогам операционного дня. Количество таких документов должно быть, в рамках действующих правил ЦБ РФ, максимально сокращено. Обратный порядок, например, сначала подписание распоряжения на гашение процентов, а потом сама операция по гашению процентов, приведет к резкому росту издержек банка.
Необходима также полностью автоматизированная система отчетов для составления данных для расчета экономических нормативов, подготовки финансовой отчетности для ЦБ РФ, оперативного мониторинга за состоянием ссудной задолженности, расчета эффективности кредитных операций.
Подавляющее большинство физических лиц не очень хорошо представляет себе принципы кредитования в целом, как банковской услуги. Поэтому сам кредитный договор, правила обращения с кредитной картой, да и сама суть операций кредитования с использованием банковских карт должны быть простыми и понятными для многих клиентов.
Высокая доходность по размещенным средствам
Кредитование с использованием банковских карт ограничивается небольшими суммами. Кроме того, получить кредит заемщик может не приходя в банк, что означает дополнительную нагрузку на существующую платежную инфраструктуру.
Следовательно, для того, чтобы данные операции были выгодны не только заемщикам, но и банку, стоимость пользования кредитной картой должна быть выше, чем плата за пользование “обычным” кредитом.
Как будет показано в дальнейшем, наилучшего результата можно будет достичь не за счет увеличения процента по кредиту, а за счет введения дополнительной платы за обслуживание кредитной карты.
.
Принимая во внимание, что у всех сотрудников предприятия уже есть дебетовые карты, на счета которых перечисляется заработная плата, реализована следующая договорная схема выдачи кредитной карты, приведенная на рис.5.
Рис.5. Договорная схема при выпуске кредитной карты.
Условия открытия банковского счета и порядок совершения операций по счету, в т.ч. и с использованием банковской карты как технического средства установлены в Договоре о выпуске и обслуживании банковской карты. Если сотруднику предприятия нужны кредиты, то он заключает, дополнительно, кредитный договор и оформляет все необходимые документы по обеспечению.
После прекращения действия кредитного договора и уплаты заемщиком всех обязательств карта снова становится дебетовой. Далее сотрудник предприятия может снова заключить кредитный договор…
При этом банковская карта, физически, не меняется: в банке-эмитенте меняются только настройки данной карты.
Лимиты кредитования
Как было отмечено выше, при оценке платежеспособности клиента необходимо ориентироваться, исключительно, на его официальные текущие доходы. При данном кредитовании сотрудников предприятий наиболее надежный источник платежеспособности клиента - заработная плата, перечисляемая в банк и усредненная, например, за последние 6 месяцев.
Этих ежемесячных доходов должно хватать на покрытие максимально возможного долга по кредитам и процентам. Поэтому максимальный размер лимита фактической задолженности можно установить, например, на уровне 90% от заработной платы.
Срок действия кредитной линии не должен быть коротким: в противном случае заемщик сможет взять только несколько кредитов и ему придется оформлять новый договор со всеми вытекающими издержками. Оптимальным сроком действия кредитной линии является 1 год. С одной стороны, это вполне приемлемый срок для заемщика. С другой - приемлемый срок с позиций оценки риска кредитных вложений. Кроме того, чем больше размер неиспользованной кредитной линии, учитываемой на внебалансовых счетах, тем сильнее его отрицательное влияние на обязательные экономические нормативы.
Важным является вопрос о соотношении между размером кредитной линии и лимитом фактической задолженности. Здесь нужно исходить из предположения, что средний заемщик берет кредиты под ожидаемую заработную плату и вовсе не обязательно, что он будет ежемесячно выбирать весь свой лимит фактической задолженности. Поскольку, согласно зарубежным исследованиям, владельцы кредитных карт используют не весь лимит по максимальной ссудной задолженности по кредитным картам и заемщик, у которого очень часто наблюдается ссудная задолженность, близкая к максимальной, не может считаться надежным. Так, по данным компании “Fair, Isaac and Co., Inc.”, основанных на анализе дел владельцев кредитных карт в США, примерно 50% используют менее 30% лимита, и только 1 из 8 более 80%. Использование кредитной карты заемщиком изображено на рис. 6.
Рис. 6. Использование кредитной карты заемщиком.
Аналогичной статистики по российским владельцам кредитных карт пока нет. Однако, для начала, можно исходить из того, что средний заемщик использует 2/3 лимита фактической задолженности в месяц.
Таким образом, лимиты кредитования вычисляются по формулам:
“лимит фактической задолженности” = 90% * “средняя ежемесячная заработная плата”
“размер кредитной линии” = 2/3 * “лимит фактической задолженности”
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17