Рефераты. Расчет экономической целесообразности перевода предприятия на пластиковую систему оплаты труда на примере ООО "Бамард"

p align="left">Банк, выдающий держателю карточки наличные деньги, фактически его кредитует, и в международных системах эта операция называется «кассовым авансом». Поэтому банк клиента при возмещении суммы «кассового аванса» выплачивает также и комиссию за кредитование, которое было произведено банком, обслужившим его клиента. На рис. 4 представлена схема движения информационных и денежных потоков в платежной системе при выдаче наличных денег.

Рис. 4. Схема движения информационных и денежных потоков

Для магазинных операций в системах вводится так называемая «плата за обмен» (interchange fee). Ее цель -- компенсировать банку-эмитенту период между списанием суммы в пользу магазина и ее оплатой держателем карточки. На рис. 2.4 представлена схема движения информационных и денежных потоков в платежной системе при покупке товаров с помощью карты. В данном примере эта плата равна 3%.

2.2 Экономическая эффективность платежной системы

Для того чтобы оценить экономическую эффективность платежной системы, необходимо определить и учесть основные прямые и косвенные финансовые результаты функционирования платежной системы. Расчеты экономической эффективности должны быть приведены к единым цифровым параметрам, т. е. к конкретным денежным выражениям, позволяющим в единой системе мер оценивать действующую и развивающуюся платежную систему во всем многообразии денежных потоков внутри самого банка и вне его.

Платежная система неразрывно связана с проводимой банком политикой управления ресурсами (активно-пассивных операций) и маркетинга, которые, в свою очередь, полностью зависят от состояния и перспектив развития существующих денежных рынков, учитывая при этом место самого банка на этих рынках. «Пластиковые деньги» придуманы для того, чтобы реальные деньги оставались в распоряжении банков и приносили им максимальную прибыль через инвестиционные и кредитные программы. Держатель пластиковой карточки даже не догадывается о том, какие прибыли имеют банки, используя его средства в своей ресурсной базе. По оценкам специалистов, на руках у населения нашей страны находятся десятки миллиардов долларов и наличных рублей, которые просто изъяты из обращения. Для любого коммерческого банка представляет большой интерес привлечение некоторой части этих средств в свои инвестиционные и кредитные потоки.

Таким образом, расчет экономической эффективности участия банка в платежной системе следует отнести к категории комплексных экономических задач и рассматривать в общей структуре прибыльности, доходности и рентабельности банковской деятельности.

Задачу можно сформулировать следующим образом: во-первых, обобщение, систематизация, отслеживание и оценка основных параметров, характеризующих функционирование платежной системы с точки зрения экономической выгоды для банка (получение прямых и косвенных доходов); во-вторых, оказание методической помощи сотрудникам отделов пластиковых карт в организации ежедневной эффективной работы с клиентами.

Расчетные экономические показатели должны представляться в удобной форме (как правило, в табличной), позволяющей производить дальнейший анализ для оценки состояния дел в целом и по отдельно взятым направлениям. Для примера можно привести расчет эффективности банкоматов.

Одним из главных является вопрос о правильном расчете рентабельности участия банка в платежной системе. По сути, если не принимать во внимание политических аспектов работы, уровень рентабельности -- это и есть экономическая эффективность.

Под рентабельностью понимается отношение всех доходов ко всем расходам некапитального характера, которые получены и произведены за единицу времени.

Для того чтобы рассчитать рентабельность участия в платежной системе, необходимо:

* выделить и рассчитывать все расходы, имеющие некапитальный характер;

* рассчитать все (прямые и косвенные) доходы, возникающие при работе системы.

К расходам некапитального характера относятся расходы, которые включаются в себестоимость платежной системы, т. е. прямые и косвенные расходы, возникающие при ее ежедневной эксплуатации. Эти расходы определяют уровень затрат на содержание организации и определяют конкретную сумму расходов за определенный период. На практике для расчета себестоимости и рентабельности выбирается период, равный 1, 3, 6 и 12 месяцам.

В ходе проведения экономических расчетов не следует включать в себестоимость расходы капитального характера, поскольку отношение величины капитальных затрат к уровню рентабельности показывает срок окупаемости всего проекта, оборудования и других капитальных вложений.

Существуют различные методы расчета себестоимости, например через произведенные затраты на:

* выплату заработной платы сотрудникам;

* амортизационные отчисления;

* обеспечение процессинга и технической поддержки;

* проведение инкассации;

* аренду канала связи;

* пересчет купюр работниками кассы;

* арендные платежи за место установки банкомата и др.

Применяется также методика расчета величины накладных расходов организации на одного среднестатистического сотрудника и приведения показателя к числу сотрудников банка, обслуживающих платежную систему.

Правильнее всего, однако, рассчитывать базовые экономические показатели всеми доступными методами для получения всесторонней оценки. Если во всех случаях получены одинаковые результаты, то их можно более обоснованно применять в дальнейших расчетах. Очевидно, что снижение показателя себестоимости происходит в связи с вводом в эксплуатацию большего числа «рабочих точек» без существенного увеличения штатной численности обслуживающего персонала, так как основные накладные расходы состоят главным образом из фонда заработной платы.

Косвенными доходами считаются те, которые получены в результате опосредованных операций банка, в которых принимает участие (делает свой вклад) платежная система. Денежная наличность держателя пластиковой карточки используется банками в ресурсной базе для получения прибыли при проведении активных операций.

Расчет косвенных доходов, полученных банком от использования остатков средств на карт-счетах клиентов, осуществляется методами расчета доходности рубля и иностранной валюты в ходе экономического анализа эффективности работы всего банка за определенный период. Данные расчеты, как правило, проводятся специалистами аналитических служб по собственным внутренним методикам. Определяется, какой доход имел банк на 1 руб. (на $1) вложенных средств за период расчета экономической эффективности системы. Одновременно за средства на карт-счетах банк несет расходы в виде начисленных процентов на остатки этих средств, которые также должны учитываться в расчетах. К косвенным доходам могут относиться различные виды скрытого кредитования, например при использовании времени прохождения платежей и получения слипов, когда покупка клиентом уже сделана, а его средства в банке еще не списаны. В косвенных расходах, например, должны учитываться объемы отвлечения денежной наличности для заправки банкоматов, которые не участвуют в его ресурсной базе, и др. Важное значение для банков имеют расчеты «экономики политических аспектов», когда услуги крупным клиентам по пластиковым карточкам предоставляются бесплатно, но при этом скрупулезно и досконально просчитываются другие опосредованные доходы в банке от работы с этими клиентами.

К прямым доходам и расходам относятся те, которые банк получает или платит в виде процента от денежного оборота, комиссии от покупки в магазине, от снятия клиентом наличных через банкомат, за конвертацию средств, платежи за процессинг и т. д. Другими словами, это расходы и доходы, которые имеют прямое отношение к платежной системе и отражаются на специальных субсчетах доходов и расходов.

В качестве примера можно привести особенности заключения договора на установку и использование системы банкоматов в «зарплатном» варианте для обслуживания организации. В данном случае должны проводиться дополнительные экономические расчеты величины взаимовыгодного процента комиссии, взимаемой в доход банка, от суммы начисленной заработной платы сотрудникам данной организации. Экономические расчеты строятся исходя из логики минимально достаточной рентабельности отдельно взятой операции с оценкой величины дополнительной выгоды, получаемой банком. Таким образом, сумма комиссии, получаемая банком, может находиться на уровне его расходов на содержание и амортизацию банкомата, а в отдельных случаях и ниже.

Рассмотрим пример расчета ежемесячных расходов на содержание и амортизацию одного банкомата.

1 Условная амортизация банкомата -- $1100/мес.

2. Стоимость обслуживания:

а) инкассация -- $ 100/мес.;

б) канал связи и инсталляция -- $200/мес.;

в) зарплата сотрудникам и прочие расходы -- $500/мес.;

3. Отчисления процессинговой компании (30%) -- $570/мес.

Итого: $2470/мес.

Таким образом, имея расчетный зарплатный оборот организации-клиента в размере $200 тыс. в месяц, банк имеет возможность взаимовыгодного сотрудничества даже по ставке в 1% (что и является самым низким договорным процентом в настоящее время).

Расчет оценочной величины возможной дополнительной выгоды для банка от использования остатков средств клиентов в его ресурсной базе относится к категории самых сложных экономических задач, связанных с управлением ресурсами всего банка, когда приходится учитывать множество ключевых факторов, позволяющих получить обоснованную оценку.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ

3.1 Подготовка карточек к эмиссии

В настоящее время на разных уровнях и в различных системах пластиковых карт заняты свыше 1000 российских банков. Все больше банков подумывают о выпуске карт одной из существующих платежных систем или даже своих собственных.

У некоторых российских банков карточные программы средней масштабности окупились и начали приносить прибыль после 1-1,5 лет, поэтому утверждения экспертов, что карточные проекты окупаются через 10-15 лет, неверно. Окупаемость карточек зависит от квалификации руководителя карточной программы или консультанта по этому вопросу, а не от состояния рынка, не от национальных особенностей, не от размеров банка, хотя это тоже важно.

Встречается и такое, что карточная программа не окупает себя. Оказывается, что объем операций по количеству выпущенных и действующих карт не превышает фонда заработной платы сотрудников отдела, а доходов не хватает, даже чтобы оплатить канцтовары.

Работа с банковскими карточками требует как минимум среднесрочного планирования и хорошо продуманных решений. Однажды решив работать с картами, едва ли можно будет «отыграть» назад без ущерба для репутации банка, следовательно, для его финансового состояния.

Выбирая, какую карточку выпускать, банк исходит из того, насколько многочисленна сеть приема таких карточек. Это учитывает и клиент, выбирающий карточку. Но в настоящий момент российский банк может стоять перед дилеммой: выпускать международные карточки или российские. Проблема заключается в том, что во многих российских городах нет точек, принимающих карточки. Если развивать сеть приема самостоятельно, то дешевле всего это сделать для своей собственной карточки, а дороже и дольше всего -- для международной, поскольку нужно вступать в международную систему. Каждый банк решает эту проблему по-своему, обычно ориентируясь на потребности клиентов. Специалисты банка должны четко понимать, за счет каких карточных продуктов можно достичь планируемых результатов. Будут ли эти карточки «насильно» выдаваться физическим лицам, уже имеющим вклады в вашем банке, или будет привлекаться новая клиентура. Для привлечения новых клиентов нужно заранее планировать рекламную кампанию.

Наиболее распространенный уровень работы банка: эмитирование карточек какой-нибудь платежной системы.

Первым этапом вступления в систему наряду с предварительными переговорами с ее представителями является подготовка бизнес-плана. В бизнес-плане необходимо показать, что обещаемые показатели являются возможными и банк действительно обладает клиентским, финансовым, технологическим и кадровым потенциалом, для того чтобы решить планируемые задачи. Не все вопросы можно изложить в бизнес-плане, но представлять себе варианты их решений, сроки и стоимость необходимо до начала реального выпуска карточек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.