Рефераты. Рынок ценных бумаг

основе имени владельца, занесенного в титул бумага, так и записи в

соответствующей книге регистрации ценных бумаг, ведущейся эмитентом к этой

категории ценных бумаг относятся прежде всего именные акции, облигации и

сертификаты;

· ордерные ценные бумаги, права держателей которых подтверждаются как

предъявлением этих бумаг, так и наличием соответствующих передаточных

надписей (например, векселя).

Ценные бумаги по внешнему виду и способу их выпуска подразделяются на

основные, в которых записано основное имущественное право или требование и

вспомогательные, подтверждающие дополнительные права, требования и условия.

Характерным представителем вспомогательных ценных бумаг является купон,

дающий право его владельцу на периодический доход в виде процента или

дивиденда. Даже если основная бумага (акция или облигация) является

именной, купон чаще всего выдается на предъявителя. Вспомогательные ценные

бумаги обращаются на рынке независимо от их основной ценной бумаги.

В зависимости от характера операций и сделок, скрывающихся за выпуском

ценных бумаг, а также целей их выпуска они подразделяются на коммерческие

бумаги, обслуживающие процесс товарооборота и определенные имущественные

сделки (векселя, чеки, коносаменты, складские и залоговые свидетельства,

закладные и др.), и фондовые, которые, в свою очередь, делятся на бумаги,

обращающиеся на фондовой бирже, и бумаги, включенные во внебиржевой оборот.

Через внебиржевой рынок проходит основная продажа облигаций государственных

займов и акций мелких фирм, не включенных в биржевые списки. Внебиржевая

торговля ценными бумагами осуществляется посредством личных и телефонных

контактов, а также через электронный внебиржевой рынок, включающий в себя

специальные компьютерные телекоммуникационные системы. В странах с развитым

фондовым рынком объемы внебиржевых сделок во много (порой в десятки) раз

превышают биржевые обороты. Однако это не свидетельствует о малой

значимости биржевого рынка, поскольку только на последнем представлены все

основные компании данной страны.

Анализируя требования, которым должен соответствовать биржевой товар,

легко убедиться в том, что ценные бумаги являются классическим биржевым

товаром. К основным характеристикам ценных бумаг следует отнести их

массовость, стандартность и взаимозаменяемость. Ценные бумаги в большом

количестве эмитируются широким числом акционерных обществ, предприятий,

организаций и т.д. В итоге их общая масса, обращающаяся на рынке, является

достаточно репрезентативной. Соответствие эмитированных ценных бумаг

требованиям и параметрам, предусмотренным действующим законодательством,

делает их взаимозаменяемыми и стандартными в пределах определенных групп и

видов ценных бумаг. Особо важным обстоятельством, которое характеризует

одни ценные бумаги биржевым товаром в отличие от других ценных бумаг,

является тождественность каждой акции (облигации) одного выпуска другой, а

также то, что они представляют определенную долю в акционерном

(облигационном) фонде.

Ценные бумаги, обращающиеся на фондовой бирже, обладают еще одним

свойством, а именно колебания цен на эти бумаги, как правило, должны быть

постоянными и минимальными. Фондовая биржа способна обеспечить именно такую

концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, которая позволяет

установить цены на них, реально отражающие экономическую ситуацию.

На фондовой бирже обращаются далеко не все ценные бумаги, а лишь

"отборные", и биржа наряду с эмитентом несет ответственность за их качество

перед инвесторами.

Распределение объемов продаж по секторам рынка акций представлено на

следующий схеме.

Акции

1) Коммерческих банков

2) Инвестиционных компаний

3) Производственных компаний

4)Торговых компаний и

гостиничных комплексов

5)Транспортные компании

( схема сделана в системе EXCEL).

Кроме того, к инструментам фондового рынка можно отнести и биржу.

Биржа - институт, предоставленный комплексом правил регламентирующих

поведение хозяйствующих агентов, в тоже время биржа - институт,

предоставляющий хозяйственным объектам определенную свободу действий.

Биржевой механизм - механизм организационного само формирования спроса и

организованной самореализации предложения. Самостоятельно хозяйствующие

субъекты встречаются на бирже, чтобы, с одной стороны, реализовать свои

ценные бумаги с целью получения прибыли или привлечения средств для

удовлетворения собственного спроса. На бирже покупатель и продавец не

связанны друг с другом. Процесс купли продажи идет через посредников, цена

зависит от спроса и предложения, от доходности и ликвидности.

Процесс биржевых сделок регулируется через биржевое законодательство -

свод законов, регулирующих торговлю на бирже и направленных на

предотвращение манипуляций ценами, защиту интересов мелких собственников.

Биржевая спекуляция - совершение на бирже сделок с целью получения

прибыли на разнице между курсами (или ценами) покупки и продажи. Биржевая

сессия - официальные часы работы биржи, в течении которых заключаются

сделки, а специальная биржевая сессия (на английских биржах) - в течении

которой котировка цен идет в строгой очередности по срокам поставки через

председателя этой сессии.

Биржевая сводка - документ, в котором сообщаются данные о сделках,

зарегистрированных на бирже.

Глава 2

СУЩНОСТЬ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Биржевая торговля - основа биржевой деятельности.

Основой биржевой деятельности является биржевая торговля. Возникновение

биржевой торговли объясняется потребностями развития, как производства, так

и торговли. При этом торговлю следует рассматривать в качестве связующего

звена между производством и внешней средой. Четкая и слаженная организация

производства предусматривает обеспечение его всеми необходимыми элементами:

рабочей силой, предметами и средствами труда. В то же время производство

никогда не организуется ради самого процесса производства. Оно служит для

удовлетворения потребностей общества, следовательно, произведенный продукт

должен быть доведен до конечного потребления. Связь производства с

торговлей можно представить следующим образом (схема 6).

Схема 6. Связь производства с торговлей ( схема сделана в системе EXCEL ) .

Производство и торговля тесно взаимосвязаны между собой. Можно

сказать, что торговля начинает и заканчивает производство. Поэтому

производство и торговля предъявляют друг другу определенные требования.

Производству необходимо, чтобы определенные товары в согласованном объеме,

ассортименте и нужного качества были поставлены к установленному сроку.

В то же время торговля определяет: какую продукцию производить, в каком

объеме, и к какому сроку, для какого потребителя и т.д.

Как правило, с производством связана оптовая торговля, основными

функциями которой являются:

1) изучение экономической конъюнктуры рынка и прогнозирование

основных тенденций ее изменения;

2) работа с продукцией по достаточно широкой номенклатуре;

3) разбивка партий товаров на более мелкие по желанию потребителя;

4) упаковка партий товара;

5) хранение товара;

6) его доставка (транспортировка) до места назначения;

7) предоставление кредита клиентам и товарной форме;

8) предоставление арендных услуг;

9) предоставление информации и консультационных услуг (например,

ценовой и технической информации, рекомендаций по установке, обслуживанию и

продаже изделий).

В зависимости от особенностей товарных рынков и степени развития

оптовой торговли диапазон функций может меняться.

В сфере торговли средствами производства функции оптовой торговли

зачастую выполняют сами фирмы-производители. Это в основном касается

машиностроительных компаний. Однако, промышленные компании производящие

широкий ассортимент продукции с учетом масштабов и сложностей

функционирования товарного рынка, стремятся воспользоваться посредническими

услугами независимых оптовых торговых фирм и агентов.

Каждому виду реализуемой продукции соответствует свой канал сбыта и

организационная форма оптовой торговли. Наиболее распространенными можно

считать следующие формы оптовой торговли (схема 7).

Схема 7. Основные формы оптовой торговли (схема сделана в системе EXCEL).

Биржевая торговля выросла из обычного локального (местного) рынка и

ярмарки. Для рынка характерны следующие черты: торговля производится

регулярно (ежедневно); ее основой являются гласно (публично) проводимый

торг и отсутствие ограничений для товаров, являющихся объектом купли-

продажи; товары обязательно присутствует при проведении торга; обычно

торговля ведется небольшими партиями и, после операций купли-продажи

товаров сразу же передается из рук в руки, что исключает необходимость

оформления специальных документов, подтверждающих смену собственника; цена

на товар устанавливается на основе спроса и предложения; покупатель товара,

как правило, является его же потребителем; локальные рынки обслуживают в

основном небольшие территории.

Основными чертами ярмарки являются: ее эпизодический характер

(ярмарки обычно проводятся один раз в год); ведение торговли в форме

гласного (публичного) торга; торговля специфическими товарами по образцам,

описанию, каталогам (причем товар, как правило, не присутствует). В связи с

продажей товара крупными партиями с отсроченным сроком передачи его

покупателю необходимы специальная документация, подтверждающая передачу

прав собственности на товар (договоры, контракты), особые нормы и правила

проведения торга и органы, регулирующие и разрешающие споры. В этом случае

цена на товар устанавливается в результате спроса и предложения, на ярмарке

вместо конечного потребителя выступает перекупщик (посредник). Ярмарки

обслуживают большие территории и являются стимулом развития международного

торгового оборота.

Биржевая торговля вобрала в себя черты как обычной рыночной, так и

ярмарочной торговли, она организуется торговцами для облегчения самого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.