1. Бюджетный эффект - размер ежегодных налоговых выплат в федеральный, региональный и местный бюджеты, соответственно, после выхода j-го
предприятия, реализующего проект, на проектную мощность (в млн руб.).
2. Социальный эффект С(j) - ежегодные поступления в социальные фонды и экономия
средств на социальные выплаты, которые выплачивались бы гражданам региона, если не
были бы сохранены старые рабочие места на j-м предприятии, реализующем проект, и
не были бы созданы новые (в млн руб.).
3. Коммерческий эффект 1/Ток(j) - величина, обратная периоду окупаемости (в месяцах) инвестиционного проекта.
Ранжирование инвестиционных проектов целесообразно осуществлять именно в соответствии с системой указанных показателей. Вектор регионального развития должен быть направлен в сторону быстрого достижения максимального уровня самофинансирования региональных хозяйственных систем путем увеличения налоговых поступлений; сохранения и создания рабочих мест; обеспечения максимальных налоговых поступлений в федеральный бюджет; скорейшей окупаемости инвестиционных проектов и сокращения ротационного периода использования финансовых ресурсов. Финансируемые и реализуемые в региональной системе хозяйства инновационные проекты должны обеспечивать достижение указанных целей.
Упорядочение альтернатив по степени предпочтительности производится с использованием трех обобщенных критериев, учитывающих цели развития региона:
где Ф(j) - объем финансовых средств, необходимый для первоочередной реализации
j-го инвестиционного проекта; значения весовых коэффициентов.
Поскольку в первом обобщенном критерии присутствует сумма частных критериев, измеряющихся в различных единицах, они были нормализованы путем деления на значения соответствующих координат так называемой «идеальной векторной оценки», которые представляют собой максимальные значения соответствующих частных критериев, достигаемые на множестве допустимых альтернатив.
Обобщенные критерии использовались для упорядочения альтернатив в первом варианте составления перечня частных критериев, а обобщенный критерий - во втором.
Результативность применения такого подхода зависит от квалификации специалиста, формулирующего критерий, от полноты информации о социально-экономической ситуации в регионе и четкости определения приоритетных целей программы стратегического развития региональной хозяйственной системы. На первом этапе реализации методики отбора наиболее предпочтительных для достижения целей регионального развития инвестиционных проектов необходимо проанализировать данные о выполнении указанными предприятиями обязательств перед бюджетами всех уровней. На втором этапе требуется оценить результативность достижения социальных целей развития региональной системы хозяйства на основе анализа величины налоговых отчислений и их перераспределения между объектами социальной сферы, а также результативности реализуемых в регионе социальных мероприятий. На третьем этапе проводится оценка коммерческого эффекта реализации инвестиционных проектов как величины, обратной периоду окупаемости (в месяцах) инвестиционного проекта.
Далее необходимо определить максимальные значения бюджетного, социального и коммерческого эффектов, представляющие собой «идеальную векторную оценку», то есть
максимальные значения соответствующих частных критериев, достигаемые каждым из
рассматриваемых предприятий. Затем проводится упорядочение инвестиционных проектов по степени предпочтительности (их ранжирование) на основе использования трех обобщенных критериев, учитывающих цели развития региона. Полученные расчетные значения позволяют провести ранжирование инвестиционных проектов и выделить из них наиболее предпочтительные с позиций достижения целей регионального развития, которые могут быть рекомендованы к финансированию за счет региональных целевых программ.
Таким образом, предложена и апробирована на материалах Воронежской области методика отбора инвестиционных проектов, удовлетворяющих целям регионального развития, финансирование которых целесообразно осуществлять в рамках региональных целевых программ. Для реализации предложенной методики необходимо оценить имеющиеся инвестиционные объекты с точки зрения потенциальных возможностей предполагаемых объектов инвестирования в аспекте обеспечения пополнения доходной части бюджетов разных уровней, финансирования социальных проектов, скорейшей окупаемости вложенных средств. Каждый инвестиционный проект оценивается по всем критериям, затем проекты ранжируются.
Инвестиционные проекты с наиболее высокой рейтинговой оценкой считаются наиболее соответствующими вектору социально-экономического развития региональной экономической системы.
Показатели
2003
2004
2005
2006
2007
Среднедушевые денежные доходы
всего, млн руб.
74 363,
3 95 237
6 124 761
3 168 427
187 982,1
Реальные денежные доходы,
% к предыдущему году
119
1 117
2 115
1 115,2
Среднемесячная номинальная на-
численная заработная плата, руб.
2 580
3 549
5 323
5 6 251
1 7 325,9
Реальная начисленная заработная
плата, % к предыдущему году
117,4
118,2
117,3
117,7
Средний размер назначенных ме-
сячных пенсий, руб.
1 384,5
1 651,8
1 872,4
2 001,7
2 221,4
Реальный размер начисленной
пенсии, % к предыдущему году
46,5
47,5
48,1
49,1
Подведем общие итоги проведенного исследования Воронежской области.
Воронежская область является третьей по площади областью Центрального федерального округа. Ее территория составляет 52,2 тыс. кв. км (что соответствует 8,0% площади ЦФО). Центр - г. Воронеж (840,7 тыс. жителей на 01.01.2007 года).
Воронежская область расположена на юге Центральной России и после распада Советского Союза стала приграничной областью - имеет на юге границу с Украиной. Воронежская область граничит: на юге с Ростовской областью, на западе - с Белгородской областью, на северо-западе - с Курской, на севере - с Липецкой и Тамбовской областями, на северо-востоке - с Волгоградской областью.
На территории области преобладают черноземные почвы. Обыкновенные, а также мощные и тучные чернозёмы, занимающие основную часть территории региона, являются основным по значению ресурсом области.
Растительность - крупные лесные массивы, в основном дубравы и сосновые боры; местами сохранились участки коренных степей (большей частью распаханные).
Минерально-сырьевая база Воронежской области представлена месторождениями нерудного сырья, в основном строительными материалами (пески, глины, мел, граниты, цементное сырье, охра, известняк, песчаник), особенно в западных и южных районах региона.
На базе разведанного минерального сырья в Воронежской области работает ряд горнодобывающих предприятий, наиболее крупными из которых являются ОАО «Павловскгранит», ОАО «Воронежское рудоуправление», Семилукский комбинат стройматериалов, ОАО «Подгоренский цементник», ЗАО «Копанищенский комбинат стройматериалов», Журавский охровый завод и другие. В области идет освоение минеральных подземных вод.
Производственная специализация области - производство и переработка сельскохозяйственной продукции, машиностроение и электроэнергетика (на территории области размещена наиболее технически совершенная Нововоронежская АЭС).
Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка. Ведущие производства: станкостроение, производство экскаваторов, сельскохозяйственных машин, пассажирских самолетов-аэробусов, кузнечно-прессового, горно-обогатительного оборудования, телевизоров, радиоприемников, видеомагнитофонов, электроприборов, металлических мостовых конструкций; развита химическая и химико-фармацевтическая промышленность; производство стройматериалов (огнеупорных изделий и др.), пищевая (маслобойно-жировая, сахарная, мясная) промышленность.
Воронежская область является монополистом в России по производству девяти видов машин и оборудования, в том числе механических прессов, ковочных машин, бурильных станков, ворохоочистительных машин.
Воронежская область занимает третье место в ЦФО и по численности населения, пропуская вперед Москву и Московскую область. На 01.01.2007 года численность населения в области составляла 2 294,6 тыс. человек. Плотность населения - 44 человека на 1 кв. км. Для области характерна высокая доля сельского населения - 37,2%. Более 94% населения русские, однако имеются территории компактного проживания украинцев. Значительная часть населения юга Воронежской области относит себя к донским казакам.
Воронежская область занимает одно из ведущих мест в России по количеству студентов - 320 человек на 10 тысяч населения. Из 18 областей, входящих в Центральный федеральный округ, область по этим показателям занимает второе место после Москвы.
Воронежская область, занимающая третье место в ЦФО после Москвы и Московской области по числу малых и средних предприятий сферы «Наука и научное обслуживание», сохранила свой научный, технический и производственный потенциалы. Научные исследования ведут 56 научных организаций, научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро, в которых работают сотни докторов и тысячи кандидатов наук.
На территории Воронежской области существуют 534 муниципальных образования, в том числе 3 городских округа, 31 муниципальный район, 29 городских поселений, 471 сельское поселение.
Главными экономическими центрами наряду с Воронежем являются: Борисоглебск (66,6 тыс. жителей), Лиски (54,8 тыс. жителей), Нововоронеж (35,6 тыс. жителей), Острогожск (32,3 тыс. жителей), Россошь (62,0 тыс. жителей).
В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ РАБОТЫ ОБЛДУМЫ БЫЛИ ПРИНЯТЫ ЗАКОНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЛАСТИ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9